11 золотых правил воспитания ребёнка – памятка для родителей от психолога
На вопрос «Что значит воспитанный ребёнок?». Как правило, я слышу ответ от большинства людей — это вежливый, послушный, внимательный, заботливый, неизбалованный ребёнок и т. д.
После такого набора качеств я представляю перед собой зажатого, стеснительного, удобного ребёнка 6-14 лет, с синдромом «хорошего мальчика» или «хорошая девочка» для самих родителей.
Ассоциативный ряд у каждого человека свой, поэтому, прежде всего, важно понимать, про какой возраст мы говорим.
Личные качества развиваются в зависимости от возраста ребёнка, так как от 3-5 лет оценка воспитания, как правило, сводится к послушанию взрослых и восприятие слова «нет» и «нельзя».
В 7-16 лет прибавляется наличие качеств — самостоятельность, вежливость, ответственность, честность, уважение к старшим, помощь слабым.
Как воспитывать детей, по мнению психолога, 11 золотых правил
Читайте также: Как вырастить миллиардера: гайд по воспитанию детей от эксперта по личностному росту Брайана Трейси
Я как психолог и родитель двоих детей, хочу поделиться своим мнением по основным критериям воспитания ребёнка, которых придерживаюсь сама.
Первое, чтобы я сказала – это любить своего ребёнка, таким, какой он есть и чаще говорить ему об этом. Любить разного:
- послушного и капризного;
- активного и спокойного;
- весёлого и грустного;
- замкнутого и «говорушку».
Второе — это давать тактильные нежные проявления — объятия, поцелуи, независимо от гендерной принадлежности ребёнка как минимум до 7 лет.
Определить и обозначить для ребёнка:
- «Никогда нет» — ситуация с вероятностью причинением вреда ребёнку (ножницы в розетку, глотание мелких предметов, переходить дорогу в неположенном месте, садиться в машину к незнакомым людям, открывание дверей незнакомцам и т.д.).
- «Сейчас нельзя, но потом можно» — ситуация, когда в реальное время, по каким-то причинам она неосуществима или могут быть неприятные последствия.
Ребёнок, таким образом, учится ждать, принимать внешние обстоятельства, например, «сейчас болит горло — хочу мороженое», «у мамы сейчас заняты руки — хочу на ручки», «сейчас идёт ливень – хочу гулять», «сейчас нет возможности купить игрушку – хочу, купи».
Очень важно родителям сдержаться от манипуляций и натиска ребёнка — крики, слёзы, капризы, «канюченье» и прочие возгласы. Стоит один-два раза взрослому уступить, ребёнок это запомнит и будет использовать «своё оружие», каждый раз когда, хочет добиться своего.
- С 4 лет, важно чтобы ребёнок научился спрашивать разрешения у взрослого «а можно мне это, а можно то». Но начиная с 7 лет, можно расширить границы самостоятельности ребёнка и ответственность за свои поступки — собирать самому портфель в школу, делать домашнее задание, наводить порядок на школьном столе и т.д.
Если, самому сделать, что-то трудно, нет сил, то можно и нужно попросить о помощи взрослого. Тем самым у ребёнка формируется зона ответственности и в то же время просить о помощи можно, это не страшно, такое бывает.
- Важный момент в воспитании ребёнка, это когда все взрослые в этой семье едины в принятии решения. Для него родители – это целый мир. «Если мама говорит «нет», а отец говорит «да», то кого мне слушать?».
Мысли ребёнка: «Я их люблю одинаково, мне они оба важны, но, если я выберу одного, другой обидится, и я буду плохим для него».
Со взрослением такому человеку будет трудно принимать решение, он может сомневаться, а дальше может развиться страх и неуверенность своим выбором обидеть людей. Поэтому уважаемые родители, устраивайте чаще семейные советы, приходите к единому решению, а потом только говорите ребёнку.
Если в вашей семье есть подросток, то включайте и его в состав семейного совета, интересуйтесь, спрашивайте его пожелания, учитесь принимать объективные решения для всех.
- Родители обязательно должны сдерживать своё обещание данное ребёнку, тогда он, в свою очередь, тоже будет отвечать за свои слова.
Помните! Рапорт в отношения между ребёнком и взрослым выстраивает взрослый, ребёнок идёт за родителем.
Да, взрослым приходится многое проговаривать, рассказывать, объяснять. Верю, что бывает лень, некогда, нет сил, времени и т.д. Но если не вы, то кто?
Тогда как вы можете требовать от ребёнка, старание и терпение, если вы сами его не проявляете? Так что, дорогие мои стараемся и терпеливо «всё раскладываем по полочкам».
- Родителям следует научить ребёнка проявлять уважение к старшим и пожилым людям на своём же примере. Демонстрируя как нужно, кому и когда нужно: уступить место в транспорте, придержать дверь, подать руку при выходе из транспорта, предложить помощь слабому, заботиться о животных и т.д.
Также важно соблюдать баланс и не сформировать дух «спасателя», который готов всем и всегда помогать, даже в ущерб своим интересам.
- Дорогие родители, создавайте семейные традиции. Они обязательно нужны для ребёнка и для коммуникации внутри семьи в целом.
Это может быть отпуск, прогулки, совместное чаепитие со свечками по вечерам и обсуждение новостей за день, делиться эмоциями и переживаниями. Чем раньше вы внедрите это в свою семью, тем лучше для ребёнка.
Но важно эти традиции соблюдать, для этого выберите временную удобную периодичность и старайтесь её поддерживать, в другом случае это не даст продуктивного эффекта.
- Рассказать ребёнку, что есть чувства, есть эмоции, они бывают разные, если иногда он чувствует злость, гнев – такое бывает, что он сам по себе незлой.
Предложите варианты, как, когда и где ребёнок может проявлять эмоции. Больше разговаривайте, про то, что вы чувствуете, спрашивайте, что он чувствует.
- Привить ребёнку основные слова вежливости: «спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, извините».
- Подростку рассказывайте, где его границы, где ваши, где нейтральная зона, что значит нарушать границы. В то же время выстраивайте доверие, чтобы ребёнок не чувствовал сильное отдаление от вас, и ненужность.
- В современном мире важное качество — это гибкость, лояльность, быстрая адаптивность к изменившимся условиям.
Это особенно показательно сейчас во время лагдаунов и всемирной пандемии. Кто вовремя приспособился, кто адаптировался, кто быстро сменил свою профессиональную деятельность, тот в «шоколаде».
Старайтесь ребёнку, подростку показывать возможности ситуации, пути её решения, возможные риски тоже нужно оговаривать, но в целом расширяйте кругозор и восприятие мира в целом.
Старайтесь меньше страхов своих проецировать на ребёнка, если у вас не получилось, не факт, что не получится у него. Делитесь своим опытом успешным и неуспешным.
Конечно, есть ещё множество аспектов, которые необходимо учитывать родителям в воспитании ребёнка, как я сказала, это процесс долгий.
Терпения, сил и времени, вам, мои дорогие родители!