Школа мечты-2022 глазами педагога
Всем нам всегда хочется чего-то лучшего — такова человеческая природа. Будь то отношения, работа, учёба или любая другая часть нашей жизни — нам всегда хочется, чтобы то, что мы имеем, было ещё лучше.
Конечно же, когда речь заходит об образовании и школе, простор для мечтаний велик. Как ученикам, так и учителям хочется, чтобы произошли изменения в лучшую сторону. Уверена, многие наши мечты имеют много общего, но сегодня я поделюсь своей школой мечты.
1. Соответствующие учебники
Когда я училась в школе, одним из любимых предметов у меня был английский язык. Но даже, несмотря на мою любовь к нему, я ничего не понимала о самом языке — как строятся предложения, чем отличается одна грамматическая конструкция от другой и т.д.
Все мы просто умели переводить предложения и как-то худо-бедно зазубривали ответы по тексту, но на этом наши знания заканчивались.
Спустя много лет, когда у меня в голове уже сформировалась целостная картина языка и когда я начала преподавать английский, я как-то раз случайно наткнулась на один из учебников, которыми мы пользовались в школе.
Открыв его и полистав немного, я была шокирована от осознания того, каким сложным этот учебник был и как наш уровень языка был далёк от уровня этого учебника.
Поэтому в школе моей мечты учебники должны соответствовать уровню класса, а не школьной программе. Да, возможно, это дополнительный труд для педагога — найти подходящий учебник для своего класса, а затем построить программу вокруг него.
Но этот труд стоит того. Ведь в результате ученики начнут действительно понимать язык, научатся говорить на нём, ещё будучи в школе, а не спустя 20 лет, когда язык будет требоваться для переговоров с иностранными партнёрами.
2. Гибкий учебный план
Ещё одно воспоминание из школьных уроков английского языка — это тот самый сложный учебник. Он был такой красивый, с белоснежными страницами и разноцветными таблицами внутри.
Но всё, что я помню, это то, что на каждом уроке мы продвигались всё дальше и дальше по учебнику, порой прорабатывая несколько страниц за урок, а вот в голове ничего не оставалось. То есть неважно — поняли мы тему или нет, запомнили мы новые слова или нет — на каждом новом уроке мы просто продвигались дальше.
Наверное, у учителя был строгий план — пройти определённое количество страниц за один урок и нужно было следовать ему.
Но изучение языка — это не прохождение учебника от корки до корки за какой-то срок. Изучение языка, как и освоение любого другого навыка, будь то игра на пианино или езда на велосипеде, требует постоянного повторения.
Как говорится: «Повторенье — мать ученья». И это не пустые слова, оставленные нам нашим бабушками и дедушками.
Множество исследований в области работы мозга доказывают, что человеку требуется регулярное повторение слова или фразы, прежде чем он их запомнит.
К примеру, для того, чтобы запомнить новое слово на иностранном языке, среднестатистическому человеку требуется увидеть его 20 раз.
Поэтому в идеальной школе учебный план должен включать в себя так называемые «окна», т.е. промежутки времени, день или неделю, когда можно отложить учебник в сторону и заняться повторением и закреплением материала. А для этого придумано множество интересных заданий и игр.
3. Больше свободы учителям
В моей школе мечты учителя не только сами выбирают учебники для своих классов и составляют учебный план согласно способностям учеников, но и проводят занятия так, как считают нужным.
Например, у одного учителя есть три класса по английскому языку. Все они примерно одного уровня, но со временем оказывается что:
- ученикам в одном классе больше нравится читать тексты и обсуждать их;
- в другом классе ученикам нравится слушать разные программы или подкасты и строить дискуссии на основе услышанного;
- в третьем классе ученики обожают писать сочинения и эссе, а затем представлять их своему учителю и классу.
В таком случае в идеальной школе учителю должна быть предоставлена возможность корректировать учебный план, согласно предпочтениям учеников. Уверена, пользу от такого подхода заметят все — и учителя, и ученики, и родители.
4. Современные материалы и оборудование
Урок можно построить с любым количеством материала на руках и даже без него. У меня часто бывали случаи, когда в классе не работал интернет или проектор, а бывало и так, что во всём здании отключался свет на пару часов. Но урок продолжался.
В далёких уголках нашей планеты в классе могут сидеть 50 учеников, а учебник может быть только у учителя, но даже в таких экстремальных условиях можно многое «выжать» из учебника и из самих студентов.
Однако, если говорить о школе мечты 2022, то хочется, чтобы в ней были использованы современные технологии 21-го века. Ученики должны как можно больше слышать живую речь и в этом помогают видео и подкасты, которые можно использовать на занятии.
В идеальной школе должно быть две библиотеки: одна с книгами и журналами (на иностранных языках в том числе), а другая — электронная.
Те ученики, у кого нет доступа к интернету дома или у кого интернет медленный, могут в свободное время прийти в электронную библиотеку и послушать аудио, посмотреть видео, а также почитать актуальные статьи на английском языке.
Хочется верить, что когда-нибудь в будущем такая школа станет обыденной реальностью, а учителя и ученики будут вновь представлять себе школу мечты.
Также рекомендуем вам почитать ещё одну интересную статью: Почему происходит выгорание учителей