3 декабря выходит в прокат новый фильм Педро Альмодовара «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС» с Тильдой Суинтон (трейлер)
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС» по одноимённой пьесе Жана Кокто
Фильм выходит в российский кинопрокат 3 декабря.
Режиссёр и автор сценария:
Педро Альмодовар – две премии Оскар, четыре награды Каннского кинофестиваля.
В главной роли:
Тильда Суинтон – обладательница Оскара.
- Продюсеры: Агустин Альмодовар, Эстер Гарсия
- Композитор: Альберто Иглесиас
- Оператор: Хосе Луис Алькайне
- Монтажёр: Тереса Фонт
- Арт-директор: Анчон Гомес
- Дизайнер костюмов: Соня Гранде
- Гримёр: Ана Лозано
- Визажист: Маноло Гарсия
- Звукорежиссёр: Серджо Бёрманн
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале.
Женщина замерла в надежде на возвращение бывшего возлюбленного, так и не забравшего свои чемоданы. Она делит одиночество с преданным псом, не понимающим, почему хозяин оставил его. Два брошенных живых существа. За три дня ожидания женщина выходит из дома лишь раз, чтобы купить топор и канистру бензина.
Настроение женщины меняется от беззащитности до отчаяния и потери контроля. Она прихорашивается, одевается, словно собирается на вечеринку, думает о том, чтобы спрыгнуть с балкона. Её бывший возлюбленный звонит, но она не может взять трубку – она без сознания, поскольку наглоталась таблеток. Пёс лижет её лицо, и женщина приходит в себя. Приняв холодный душ, она делает себе чёрный кофе, чёрный, как её мысли. Телефон звонит снова, и на этот раз она берёт трубку.
Мы слышим лишь её голос, слова собеседника остаются для зрителя тайной. Поначалу женщина держится и старается казаться спокойной, но чувствуется, что она негодует от мужского лицемерия и малодушия. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС – это урок, рассматривающий морально-этическую сторону страсти, главная героиня которого оказывается на краю эмоциональной пропасти. Риск является неотъемлемой частью приключений, которые называются «Жизнь» и «Любовь». В монологе героини чувствуется ещё одна немаловажная составляющая – Боль. Этот фильм о дезориентации и мучениях двух живых существ, которые тоскуют по своему хозяину. (Педро Альмодовар)
ОБРАЩЕНИЕ РЕЖИССЁРА
С пьесой Кокто, которая была положена в основу сценария фильма ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС, я знаком уже не первый год, и она вдохновляла меня в работе над другими проектами. Я пытался переосмыслить пьесу, когда писал сценарий фильма ЖЕНЩИНЫ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА, но в итоге получилась эксцентричная комедия, в которой любовник не звонил героине, поэтому выпадала и сцена её монолога с трубкой у уха. Годом ранее я включил эту сцену в фильм ЗАКОН ЖЕЛАНИЯ, главный герой которого снимает фильм. Главную роль в этой картине играет сестра режиссёра, её героиня, по замыслу сценариста, оказывается примерно в той же ситуации, что и героиня фильма ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС. В то время я уже задумывался над тем, что женщина, доведённая до нервного срыва, может схватить топор и разгромить дом, в котором она жила с тем, кто её бросил. Идея топора также обыгрывается в картине ЗАКОН ЖЕЛАНИЯ. Теперь же я вновь к ней вернулся.
Я вернулся к адаптации текста Кокто, но на этот раз решил придерживаться первоисточника. Я перечитал пьесу впервые за несколько десятков лет. Впрочем, пришлось сделать скидку на собственное непостоянство и добавить определение «вольная трактовка» к своей версии, поскольку так оно и есть на самом деле. Я оставил самое важное – отчаяние женщины, высокую пошлину, взимаемую страстью, которую героиня готова заплатить, пусть даже ценой собственной жизни. Я оставил собаку, которая также грустит по своему хозяину, и чемоданы, наполненные воспоминаниями. Всё остальное – телефонный разговор, ожидание и то, что случается дальше, – было навеяно моим восприятием современной женщины. Она без ума от любви к мужчине, который выжидает несколько дней, чтобы позвонить и забрать свои чемоданы. При этом она стремится сохранить видимость моральной независимости, чтобы не сломаться под этим ударом судьбы. Моя героиня – отнюдь не та покорная женщина, которая была описана в оригинале. Она не может быть такой с учётом специфики современных нравов.
Я всегда расценивал эту адаптацию, как эксперимент, в рамках которого планировал показать то, что в театре называют «четвёртой стеной». В кино это будет демонстрация того, что остаётся за кадром, деревянные подпорки, удерживающие реалистичные декорации, материализация вымысла.
Реальность этой женщины наполнена болью, одиночеством и мраком. Я стремился сделать так, чтобы для зрителей это было очевидным, трогательным и выразительным, во многом благодаря удивительной актёрской игре Тильды Суинтон. С самого начала я показываю, что её дом – это кинематографический павильон. Отходя от реалистичного декора и используя масштабы павильона, я визуально увеличил пространство, в котором героиня произносит свой монолог. Я смешал кинематограф и театр, взяв только самое важное. Например, в определённый момент героиня выходит на террасу, чтобы посмотреть на город. Однако её взгляду открывается только стена павильона, на которой остались напоминания о предыдущих съёмках. Никакой панорамы, никаких видов ей не открывается. Она видит лишь пустоту и мрак. Тем самым я подчёркивал ощущение одиночества и темноты, в котором живёт героиня.
Студия, где мы снимали фильм, и стала главной декорацией, в которой развивались события картины. Реалистичная декорация, в которой героиня живёт в ожидании своего возлюбленного, была выстроена в павильоне. Показывая деревянные подпорки, удерживающие декорации, я словно обнажаю костяк съёмочной площадки.
Съемки на английском языке также были для меня в новинку. На съёмочной площадке я работаю в расслабленном режиме, но на этот раз, особенно учитывая необычный формат, я чувствовал себя настолько свободным, как никогда прежде. Я освободился от родного языка, от обязательной минимальной продолжительности фильма в 90 минут, от необходимости переживать, чтобы в кадр не попало что-либо из съёмочного оборудования. Это стало для меня настоящим откровением.
Впрочем, не всё было настолько гладко. Определённым ограничениям я всё же подчинялся, границы были вполне чёткие и незыблемые. Работа в таком условно свободном режиме требовала чёткого планирования мизансцены, возможно ещё более тщательного, чем на съёмках обычного фильма. И речь не о театральных атрибутах в кадре. Но тут надо смотреть глубже. Все, что я в конкретном случае показываю зрителям, призвано подчеркнуть идею одиночества и ненужности главной героини, изоляции, в которой она живёт. За каждой деталью скрывается драматический подтекст. Показывая панораму съёмочной площадки, я стремился показать, что героиня кажется очень маленькой, словно живущей в кукольном домике.
Вступление перед титрами можно сравнить с увертюрой к опере. Эту иллюзию мне помогли создать костюмы от Balenciaga. В первой же сцене ожидающая женщина одета очень экстравагантно. Она кажется манекеном, брошенным в подсобке.
Сказать по правде, мне нравится экспериментировать. Например, превратить огромный хромакей, который обычно вызывает у меня отвращение, в своего рода занавес оперного театра. Это интересно, забавно и очень тонизирующе. Восприятие съёмочной площадки неким камерным местом, своеобразной лабораторией помогало мне забыть о меблировке, реквизите и музыке. В картине появилось несколько предметов мебели, которые можно было увидеть в других моих фильмах. То же самое можно сказать и о музыке. Я предложил Альберто Иглесиасу написать попурри из наших предыдущих фильмов, но адаптировать темп и настроение для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА. Так он и сделал. Получился совершенно удивительный электронный саундтрек, в который вошли музыкальные темы из фильмов РАЗОМКНУТЫЕ ОБЪЯТИЯ, ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПОГОВОРИ С НЕЙ и Я ОЧЕНЬ ВОЗБУЖДЁН, адаптированных для новой картины.
Ещё до начала работы у меня было много необычных идей, но уже тогда я понимал, что самые важные роли в фильме ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС будут играть текст и актриса. Мне было непросто адаптировать текст, ещё труднее было подобрать актрису, которая бы передала мои слова искренне и эмоционально. Моя версия получилась более абстрактной, чем пьеса Кокто, в которого всё узнаваемо и натуралистично. Тем труднее актрисе играть эту роль. Героиня окружена химерами, у неё практически нет реальной поддержки. Её голос – единственная неразрывная нить, ведущая зрителя в потёмках сюжета, не позволяющая свалиться в пропасть. Никогда раньше я так отчаянно не нуждался в по-настоящему гениальной актрисе. К счастью, всё, о чём я мог только мечтать, я нашёл в Тильде Суинтон.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС стал моим дебютом в кинематографе на английском языке. Картина получилась на редкость идиллической, но я не уверен, что готов вновь снимать кино на английском. Единственное, в чём я уверен, – я могу работать с Тильдой Суинтон на её родном языке. В нашем короткометражном фильме она правит бал с начала и до конца, раскрываясь с самой необычной стороны. Съёмочная группа, затаив дыхание, следила за её репликами и движениями. Её интеллект и упорное стремление серьёзно помогали мне в работе. Особенно в дополнение к её безграничному таланту и практически слепой вере в меня. О такой актрисе, кажется, мечтают все режиссёры. Такая работа очень воодушевляет.
За освещение вновь отвечал Луис Алькайне, последний великий маэстро света, работающий в испанском кинематографе. Он работал в операторской группе на съёмках шедевра Виктора Эрисе ЮГ. Благодаря ему съёмочная площадка осветилась всеми цветами, которые я так люблю. Мы с Алькайне работаем уже на девятом фильме, так что он отлично знает, какие цвета и в какой насыщенности мне нравятся. Ностальгирую по Technicolor.
Монтажом занималась Тереса Фонт, которая раньше монтировала фильм БОЛЬ И СЛАВА. К работе она подошла со свойственными ей энтузиазмом и эффективностью. Хуан Гэтти взялся за дизайн титров и рекламного постера. Съёмками руководила моя семейная компания El Deseo. Надеюсь, зрителям понравится фильм так же, как нам понравилось над ним работать. (Педро Альмодовар)
Фильм Педро Альмодовара высоко отмечен критиками, его рейтинг на Rotten Tomatoes составляет 95%.
- «Взрыв концентрированной безумной страсти». Variety
- «Изысканный образец кинематографического эксперимента! Ещё, ещё!» The Times
- «Тильда Суинтон настолько соответствует духу Альмодовара, что невольно ощущаешь аппетит увидеть и новые, грядущие результаты сотрудничества испанского режиссёра и шотландской звезды».