3 цитаты русских классиков о том, что детей не стоит баловать
Издавна считается, что тяжёлые времена порождают сильных личностей, а вот лёгкость и обеспеченность – залог слабости будущих поколений.
Некоторые русские классики считали, что баловать детей – вредно для них самих же.
1. «Изобилие — худшая почва для развития»
Эта фраза принадлежит русскому писателю, философу, мыслителю Фёдору Михайловичу Достоевскому.
Он размышлял о бедности и богатстве семьи так:
«С одной стороны, обеспеченность семьи играет огромную роль в дальнейшем становлении ребёнка. Семья с достатком может выбрать окружение малыша, дать ему хорошее воспитание, затем – образование, после – помочь определиться в жизни и найти своё место. Однако, истории известны гениальные и великие люди из абсолютно разных сословий: от богатейшей знати до безродных. Что объединяет их? Правильность воспитания!»
Фёдор Михайлович был уверен, что добиться успеха могут только те дети, которые были воспитаны в ограничениях.
В случае с бедными семьями это ограничения диктовались самой жизнью. У семьи просто не было средств, поэтому лишения были частью жизни.
В богатых семьях ограничения – результат правильного воспитания. Если богатой семье не хватило силы и стойкости, чтобы выстроить правильную систему ограничений, строгие правила, то появлялось изобилие, которое ребёнка портило.
История знает немало имён детей богатых родителей, выросших в роскоши.
Какие бы усилия ни прикладывала семья, успеха дети, выросшие в изобилии, достичь не смогли. Им не помогли ни первоклассные учителя, ни липовые титулы. Такими детьми движет отсутствие воли к саморазвитию.
Воспитать ребёнка правильно в семье с большим достатком – ещё большее искусство, чем воспитывать ребёнка в бедной семье.
2. «Лёгкость бытия портит личность без битья»
Так говорил Лев Николаевич Толстой. И вновь смысл цитаты сводится к искусственному созданию ограничений для ребёнка, живущего в изобилии.
Лев Николаевич трактовал свои мысли так:
«Если во власти окружающей среды оставить неодушевлённый предмет, природа со временем поглотит его. Бумага – пожелтеет, лист железа – проржавеет, яблоко – сгниёт… У неодушевлённого предмета нет собственной силы, чтобы защититься от внешнего воздействия. Есть только свойства, заложенные создателем, на них этот предмет и будет полагаться. От них и зависит, как пройдёт его «жизнь». Человек же – совершенно иное, он не подчиняется законам природы, а стремится подчинить её себе. Он адаптируется, станет лучше, сильнее, и сможет противостоять натиску. Отправь его на Север – он освоит Север и сможет противостоять холоду, посели жить под вечными дождями – он и там сможет выжить, придумав, как устроить свою жизнь».
Проблемы, поиск решений, постоянное движение, совершенствование самого себя – это принцип жизни в окружающей среде.
Что же будет с человеком, по мнению Льва Николаевича, если окружающая среда и Матушка Природа вдруг перестанут быть враждебными, а всё вокруг будет для человека и появится изобилие?
Он перестанет развиваться, станет как лист бумаги, которому всё равно на его «жизнь». Когда родители взваливают на свои плечи всю заботу о ребёнке, у него теряется смысл развития.
Когда ребёнка ограждают от негатива, от внешней среды и дают ему всё – он становится беспомощным. И именно намеренные ограничения и лишения способны дать ему толчок к развитию собственной личности.
3. «Когда возможностей через край — это не всегда Рай»
Иван Алексеевич Бунин тоже придерживался мнения, что детей не нужно погружать в мир бескрайних возможностей. Лучше – поручить поиск возможностей им самим.
Он говорил так:
«Вся наша жизнь – это поиск лучшей жизни. Наши стремления имеют под собой основу стать не лучше, а жить достойнее. Когда человек планомерно к этому идёт, его победа – это как раз успех на пути к лучшей жизни. Она раззадоривает ещё больший азарт и даёт ещё лучшую почву для дальнейшего развития. Если же стремиться не к чему и всё и так есть, зачем развиваться?»
Действительно, если человеку блага жизни и так достаются легко, будет ли он стремиться к ним? Нет, он их станет воспринимать как должное, потеряется их ценность, потеряется тяга улучшить собственную жизнь.
Вновь появляется тема искусственных ограничений, без которых в мире роскоши и изобилия трудно стать сильным, успешными и хорошим человеком.
Также рекомендуем вам почитать ещё одну интересную статью: Мудрые цитаты Садхгуру об образовании детей