Адаптация ребенка в детском саду — что должны знать родители
Впервые переступая порог детского сада, малыш фактически вступает в новую жизнь. И данный этап сложен не только для папы с мамой и воспитателей, но и, главным образом, для самого ребенка. Это серьезный стресс для детской психики и здоровья. Каковы особенности адаптации малыша в детском саду, и как к ней подготовиться?
Содержание статьи:
- Адаптация в детском саду. Как она протекает?
- Проявления дезадаптации в детском саду
- Последствия стресса в процессе адаптации
- Как лучше подготовить ребенка к детскому саду?
- Рекомендации родителям по адаптации ребенка к садику
Адаптация в детском саду. Как она протекает?
Какой бы фантастикой это ни казалось, но стресс, который испытывает ребенок, впервые оказавшийся в детском саду, равен, по мнению психологов, перегрузке космонавта. Почему?
- Он попадает в совершенно новую среду.
- Его организм подвергается атаке болезней с удвоенной силой.
- Ему приходится учиться жить в социуме.
- Большую часть дня он проводит без мамы.
Проявления дезадаптации у ребенка в детском саду
- Негативные эмоции. От легкой степени до состояния депрессии и хуже. Тяжелая степень такого состояния может выражаться по-разному – то через гиперактивность, то через полное отсутствие желания у ребенка идти на контакт.
- Слезы. Без этого практически ни один малыш не обходится. Отрыв от мамы сопровождается то временным хныканьем, то непрерывным ревом.
- Страх. Через это проходит каждый ребенок, и избежать этого невозможно. Разница только в видах страха и в том, насколько быстро ребенок с ним справится. Более всего ребенок боится новых людей, обстановки, других детей и того, что мама за ним не придет. Страх является спусковым крючком для последствий стресса.
Последствия стресса в процессе адаптации ребенка в детском саду
Стрессовые реакции ребенка выплескиваются в конфликты, капризы и агрессивное поведение, вплоть до драк между детьми. Следует понимать, что малыш в этот период весьма раним, а вспышки гнева могут появиться без всякого, на первый взгляд, повода. Наиболее разумно – проигнорировать их, не забыв, конечно, разобраться в проблемной ситуации. Также последствиями стресса могут быть:
- Обратное развитие. Ребенок, знакомый со всеми социальными навыками (то есть, способность самостоятельно кушать, ходить на горшок, одеваться и пр.), вдруг забывает о том, что он умеет. Его приходится кормить с ложки, переодевать и пр.
- Происходит торможение и временная деградация речевого развития – малыш вспоминает только междометия и глаголы.
- Интерес к учебе и познанию из-за нервного перенапряжения пропадает. Увлечь малыша чем-то надолго не представляется возможным.
- Коммуникабельность. До детского сада у малыша не было проблем в общении со сверстниками. Сейчас же у него просто не хватает сил на общение с назойливыми, орущими и невоспитанными ровесниками. Ребенку нужно время на налаживание контактов и привыкание к новому кругу общения.
- Аппетит, сон. Привычный домашний дневной сон сменяется категорическим нежеланием малыша ложиться спать. Аппетит снижается или вовсе пропадает.
- На почве сильного стресса, тем более — при тяжелой степени адаптации, в организме малыша рушатся барьеры сопротивляемости к различным заболеваниям. В такой ситуации ребенок может заболеть от легкого сквозняка. Причем, возвращаясь в сад после болезни, малыш снова вынужден проходить адаптацию, в результате чего снова заболевает. Вот почему ребенок, который начал ходить в детский сад, из месяца три недели проводит дома. С такой ситуацией знакомы многие мамы, и лучшее в ней – подождать с садиком, чтобы не нанести ребенку психологическую травму.
К сожалению, не каждая мама может оставить ребенка дома. Как правило, отдают малыша в сад по определенным причинам, основная из которых – занятость родителей, необходимость заработка. Да и бесценный опыт общения с ровесниками, а также жизнь в социуме, важны для будущего школьника.
Как лучше подготовить ребенка к детскому саду?
- Ищите для малыша самый ближайший к дому детский сад, чтобы не мучить ребенка долгой дорогой.
- Заранее (постепенно) приучайте чадо к режиму дня, которого придерживаются в детском саду.
- Не лишней будет и консультация у педиатра по поводу возможного типа адаптации и принятия своевременных мер в случае неудовлетворительного прогноза.
- Закаляйте дитя, укрепляйте иммунитет, одевайте, соответственно погоде. Не нужно излишне кутать ребенка.
- Отправляя малыша в сад, убедитесь, что он абсолютно здоров.
- Также следует убедиться, что ребенок знаком со всеми навыками самостоятельного обслуживания.
- Водите малыша на прогулку в детский сад, чтобы он знакомился с воспитателями и сверстниками.
- Первую неделю лучше приводить малыша в сад максимально поздно (к девяти часам утра, перед самым завтраком) – слезы сверстников при расставании с их мамами не пойдут ребенку на пользу.
- Обязательно кормите ребенка перед выходом – в саду он может поначалу отказываться от еды.
- Первое время (если позволяет график работы и воспитатели) лучше находиться в группе вместе с малышом. Забирать его в течение первой недели-двух предпочтительно до обеда.
- Со второй недели постепенно продлевайте время пребывания малыша в саду. Оставляйте на обед.
- С третьей-четвертой недели можно начинать оставлять дитя на дневной сон.
Быстрая адаптация ребенка в детском саду — рекомендации родителям
- Не обсуждайте при малыше проблемы детского сада.
- Ни при каких обстоятельствах не угрожайте чаду детским садом. Например, за непослушание и пр. Ребенок должен воспринимать сад, как место отдыха, радости общения и обучения, но не каторги и тюрьмы.
- Чаще гуляйте на детских площадках, посещайте центры детского развития, приглашайте в гости сверстников малыша.
- Наблюдайте за ребенком – удается ли ему найти с ровесниками общий язык, стеснителен ли он или, напротив, излишне дерзок. Помогайте советом, ищите вместе варианты решения возникающих проблем.
- Рассказывайте малышу о детском садике в позитивном ключе. Укажите на положительные моменты – множество друзей, интересные занятия, прогулки и пр.
- Поднимите ребенку самооценку, скажите, что он стал взрослым, и детский сад – это его работа, почти как у папы с мамой. Только не забывайте между делом, мягко и ненавязчиво, готовить малыша к трудностям. Чтобы его предвкушение сплошного праздника не разбилось о суровую реальность.
- Идеальный вариант, если малыш попадет в группу, в которую уже ходят его знакомые сверстники.
- Готовьте чадо к ежедневной разлуке на определенное время. Оставляйте ненадолго с бабушкой или родственниками. Во время игры малыша со сверстниками на площадке отойдите подальше, не мешайте общению. Но и наблюдать за ним, конечно, не прекращайте.
- Всегда выполняйте обещания, которые вы даете ребенку. Малыш должен быть уверен, что если мама пообещала его забрать, то ничто ей в этом не помешает.
- Воспитателям и врачу детского сада следует заранее сообщить об особенностях характера и здоровья ребенка.
- Дайте ребенку в детский сад его самую любимую игрушку, чтобы он ощущал себя более комфортно в первое время.
- Забирая малыша домой, не следует демонстрировать ему свою обеспокоенность. О том, как он кушал, сколько плакал, и было ли ему грустно без вас, лучше спросить у воспитателя. Правильнее будет поинтересоваться, что нового узнал ребенок и с кем успел подружиться.
- В выходные дни старайтесь придерживаться режима, установленного в детском саду.
Посещать или не посещать детский сад – выбор родителей и их же ответственность. Скорость адаптации малыша в саду и его благополучное пребывание в социуме в большей степени зависит от усилий мамы и папы. Хотя и педагоги воспитательного учреждения играют не последнюю роль. Прислушивайтесь к вашему ребенку и старайтесь не слишком ограничивать его своей опекой – это позволит малышу быстрее стать самостоятельным и хорошо адаптироваться в коллективе. Ребенок, который хорошо адаптировался к условиям детского сада, гораздо легче пройдет период адаптации первоклассника к школе.
Комментарии
Я решила, что полюбому буду отдавать ребенка в садик, но, думаю, годикам к трем. Во-первых, наша очередь еще не подошла, и ждать нам нужно еще долго. Во-вторых, сейчас ребенок еще не готов к садику: его нужно как минимум отучить от груди, научить самостоятельно ходить на горшок, нужно, чтобы ребенок нормально кушал и соблюдал режим для. Пока что этого у нас не получается. Но отдавать в садик однозначно буду, чтобы ребенок был более общительным, и не замыкался в себе.
Я тоже, как и Люба хочу дочку в садик в 3 годика отдать. Сейчас ей полтора и она ещё на грудном вскармливании, очень сильно ко мне привязана (когда от неё отхожу то бежит ко мне, а когда не получается то орёт), ещё не садимся на горшок и очередь наша ещё далеко. Но однозначно, в садик ходить будем, доча любит общаться с детьми, а там она найдёт много друзей.