«Амели»: секрет популярности самой стильной романтической комедии
Представьте себе, но фильму «Амели» уже 20 лет, и эта необычная романтическая комедия по-прежнему актуальна. Почему же нам до сих пор так нужны волшебные моменты в нашей жизни?
Итак, два десятилетия назад девушка с парижского Монмартра покорила мир.
https://www.youtube.com/watch?v=8fqZuMw4Kzw
Возможно, вас заинтересует: Новый взгляд на Ливию Друзиллу: вся правда о первой императрице Древнего Рима
Амели Пулен, главная героиня четвёртого полнометражного фильма Жан-Пьера Жене, – обычная официантка с необычным воображением, которая любит простые каждодневные жизненные радости. Тем не менее, девушка, у которой было невесёлое детство, часто чувствует себя одинокой и ищет себе друзей-единомышленников.
Амели встречает ряд других чудаков, и даёт зрителю возможность заглянуть в жизнь других людей – и всё это на фоне очаровательного Парижа.
Фильм сразу же покорил сердца зрителей, а впоследствии вдохновил ещё и на создание мюзикла и даже на название недавно открытого вида лягушек.
Что же делает картину «Амели» (правильнее было бы её назвать «Сказочная судьба Амели Пулен») такой культовой и популярной и по сей день?
История создания
Режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал себе имя в кино ещё до того, как начал работать над сценарием «Амели».
Его дебютный фильм «Деликатесы» (1991) также приобрёл культовый статус. А его научно-фантастическую картину 1995 года «Город потерянных детей» (с Роном Перлманом в главной роли) номинировали на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
А вот попытка Жёне покорить Голливуд была уже менее удачной, когда он снял четвёртую часть популярной франшизы «Чужой: Воскрешение» (1997), но получил массу критики.
Планируя съёмки «Амели», режиссёр изначально видел британскую актрису Эмили Уотсон в роли главной героини, но её французский был слабым, да и сама Эмили уже согласилась сниматься в картине «Госфорд-парк» Роберта Альтмана. Жану-Пьеру Жёне пришлось спешно искать другую исполнительницу.
Как-то Жёне заметил на постере французской романтической комедии «Салон красоты «Венера» актрису Одри Тоту. Он пригласил её на пробы и сразу же утвердил на главную роль.
Сейчас уже трудно представить, чтобы Амели играл кто-то другой. Несмотря на свою хрупкую внешность, Амели – энергичная и даже озорная девушка, которая постоянно вызывает вокруг себя какой-то небольшой хаос.
После случайного обнаружения в своём доме тайника с жестяной коробкой она клянётся посвятить жизнь тому, чтобы делать других людей счастливыми, хотя на самом деле так она компенсирует своё одиночество.
Амели потеряла мать в детстве и выросла с отцом-затворником, потому она тянется к внешнему миру и хочет обзавестись друзьями.
Город мечтателей
Зрители с удовольствием следят за приключениями Амели в Париже, ярком городе, где всё время бурлит не менее яркая жизнь. Французская столица в фильме напоминает город с туристических открыток, и он отлично подчёркивает жизнерадостность Амели.
Это чувство романтики и повседневной магии прекрасно передаётся музыкой Яна Тьерсена. Его композиции очень эффектно используются для того, чтобы подчеркнуть переменчивое настроение Амели.
Париж же выглядит как город чудаковатых и открытых людей, как нереальное место, где на каждой улице присутствует какая-то неуловимая магия. И если реальный мир более суров, то Жёне и его команда набираются смелости показать добрую и мягкую реальность, где обитают мечтатели и творческие личности.
Когда же Амели остаётся одна в своей квартире, её мир кажется более спокойным, но её одиночество становится очевидным. Это чувство наверняка знакомо любому, кто живёт в городе в окружении людей, но не может выстроить с ними отношения.
И эта проблема ещё более актуальна в период глобальной пандемии, которая вынуждает людей оставаться дома и лишает многих радостей человеческого общения.
Одри Бриссон, играющая главную роль в мюзикле «Амели» в лондонском театре Criterion, считает, что это одна из основных причин, по которой история Амели продолжает привлекать внимание зрителей:
«Мы все пережили более года изоляции, и теперь отсутствие общения и ощущение одиночества стали ещё более острой проблемой. «Амели» – это история о людях, которые страдают от того, что не могут общаться друг с другом, но они учатся раздвигать свои границы и формировать эти связи».
Появление мюзикла
Музыкальная версия «Амели» впервые была представлена в 2015. В 2017 мюзикл появился и на Бродвее, где был очень тепло принят публикой.
После глобальных перемен в лондонском Вест-Энде в 2019 году была запущена новая версия от Майкла Фентимена, и его постановка получила множество положительных отзывов и номинации на три премии Лоренса Оливье и Грэмми.
В мае 2021 «Амели» начали играть в театре Criterion, и этот мюзикл продолжает привлекать зрителей, стремящихся окунуться в маленькую парижскую магию на улицах Лондона.
В нём нет многих моментов из фильма, но мюзикл опирается на исходный материал Жана-Пьера Жёне, хотя сам режиссёр дистанцировался от театральной постановки.
Даже, если Жёне не в восторге от музыкальной версии своего фильма, история Амели продолжает находить отклик у публики. Это фантазийная история, которая предлагает зрителям остановиться в повседневной жизни, чтобы обнаружить в ней моменты тихой магии.
Конечно, есть и те, кто не поддался чарам Амели. В статье для издания LAWeekly кинокритик Манола Даргис назвала фильм «безумным занудством, настаивающим на обожании зрителей, не требуя при этом их интеллекта».
А ещё фильм оказал заметное влияние на район, где происходили его действия. Заведение Café des 2 Moulins на пересечении улиц Лепик и Кошуа на Монмартре стало популярным местом для туристов и фанатов «Амели», а местные жители по сей день извлекают из этого выгоду.
Забавно, но картину не выбрали для Каннского кинофестиваля. Жёне прокомментировал, что президент фестиваля Жиль Жакоб назвал её «неинтересной».
Зато в июле 2021«Амели» наконец-то продемонстрировали в Каннах на специальном юбилейном просмотре на пляже. Сотни фанатов пришли посмотреть фильм под звёздным небом в обстановке, которая казалась такой же романтичной, как и сама история главной героини. Магия Амели Пулен продолжает действовать на зрителей самым таинственным образом.