Бабочка — символ нашей хрупкости: почему на протяжении тысячелетий именно она символизировала наше духовное «я»
Для мощных движений ради перемен и улучшения жизни нужны такие же мощные символы, как, например, голубь Пикассо, который навсегда стал символом Всемирного совета мира (ВСМ).
Такие образы играют ключевую роль в объединении людей разного происхождения и национальностей.
И если борцы за экологию ищут свой символ, то один из вариантов – это бабочка, насекомое, которое весьма чувствительно к экосистеме, и несёт определённый смысл с точки зрения истории искусства.
Бабочки – хрупкие и нежные существа, и им особенно угрожают изменения климата. Они меняют свои маршруты миграции, а это один из предупреждающих сигналов о климатическом кризисе.
Бабочки – непросто живые символы хрупкости и недолговечности природы и красоты. Их также можно трактовать как символ надежды и способности адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Ещё с IV века до нашей эры художники были очарованы этими крылатыми утончёнными красавицами, которые появляются из гусениц. В XXI веке бабочки могут просто напоминать о том, что у нас всё ещё есть шанс измениться и выжить.
Бабочки в истории искусства
Бабочки были символами нас самих: точнее, нашего внутреннего, духовного «я».
Произведение «Чжуан Чжоу мечтает стать бабочкой», написанное китайским философом Чжуан-Цзы около 300 г. до н.э., – это одна из самых известных историй, связанных с религией и философией даосизма. И она стала источником вдохновения для последующих китайских и японских художников, изображавших бабочек.
Чжуан-Цзы сделал акцент на следовании «пути» природы, уважении к ней и адаптации к ней, чтобы жизнь стала гармоничной. Рассказ о бабочке Чжуан Чжоу фактически устраняет искусственный барьер между человечеством и природой. В конце концов, в природе наше место явно никак не доминирующее.
Примерно в то же время поразительно похожая идея возникла в Древней Греции. Аристотель в своём трактате «История животных» (около 350 г. до н.э.) ввёл в обиход слово «психе», что означает человеческая душа, и сравнил её с бабочкой.
Тогда люди верили в то, что коконы гусениц – это могилы, откуда вырываются к жизни бабочки. В греческой мифологии Психея, богиня души, часто изображается с бабочкой. Позднее в христианском искусстве бабочки символизировали воскресение Иисуса.
Именно поэтому бабочка может стать символом экологического движения. Она несёт надежду и предвещает возрождение.
Тёмная сторона
Однако в истории искусства бабочки также были предупреждающими и предостерегающими символами. В европейской культуре они продолжали олицетворять человеческую душу, но их смысл и значение стали более глубокими и сложными в период Возрождения и эпоху барокко (1450-1700 гг.).
Одним из величайших мастеров натюрморта в Нидерландах была художница Мария ванн Остервейк, и бабочки нередко появлялись на её полотнах.
В 1668 она создала яркий натюрморт «Vanitas» («Суета сует»).
Красный адмирал (Vanessaatalanta) на книге в центре картины снова символизирует человеческую душу, а также несёт в себе послание, актуальное и в наше время.
Под бабочкой лежит листок бумаги с написанной от руки цитатой из Книги Иова (Ветхий Завет):
«Человек, рождённый женщиной, живёт лишь несколько дней и полон бедствий».
Все предметы на картине подчёркивают неумолимый ход времени, а также то, что всё мирское и материальное преходяще. Бабочка же напоминает нам о быстротечности жизни и эфемерности роскоши, которую мы ошибочно считаем важной составляющей жизни.
Картина фактически рассказывает о хрупкой красоте мира природы, воплощённой в цветах и бабочках. Она призывает зрителя жить в гармонии с природой, проявлять ответственность и избегать излишеств.
Маленькая белая бабочка сразу же привлекает внимание на картине Томаса Гейнсборо «Дочери художника, бегущие за бабочкой» (1756).
Бабочка вроде бы вот-вот будет поймана, но она садится на чертополох, который неизбежно поранит нежную детскую ручку, тянущуюся за бабочкой. Это крылатое создание всё так же остаётся символом vanitas или суеты сует.
Бабочки в современном искусстве
В XX и XXI веках ассоциация термина vanitas с бабочками была по-прежнему сильна, но, всё же, видоизменилась под влиянием исторических условий.
В 1950-х французский художник Жан Дюбюффе рисовал свои картины, используя настоящие крылья бабочки, которые он приклеивал к поверхности холста, создавая красочные абстрактные узоры.
Оторванные крылья – это взаимосвязь с недавно закончившейся Второй мировой войной, и это отражение гибели миллионов людей. Бабочки стали символом и даже предвестником катастрофы.
Одним из наиболее известных современных мастеров, изображающих бабочек, является англичанин Дэмиен Херст. Он знает о традиционной символике бабочек и использует их с самого начала своей карьеры в 90 годах.
Его работа «Я стану Смертью, Разрушитель Миров» (2006) –это калейдоскопическая композиция, в которой использовалось 2700 настоящих крыльев бабочек на холсте длиной 5 метров. Смерть превращается в вещь удивительной и яркой красоты.
Бабочки могут быть символом изменения климата как по научным, так и по культурным причинам. Они невероятно красивые существа, живущие на нашей планете, и они способны приспосабливаться к глобальному потеплению.
Существует также общее человеческое культурное восприятие бабочек. Общие темы связывают даосское письмо в Китае в период Воюющих Царств с натюрмортами в Нидерландах XVII века, философов Древней Греции с группой художников YBA XXI века. И эти темы затрагивают процесс перемен, воскрешение, душу и смерть.
Этот тренд точно подметил и уловил британско-нигерийский художник Йинка Шонибаре, когда создавал свою скульптуру «Ребёнок-бабочка» (2015), как отражение проблемы климатического кризиса.
У ребёнка растут крылья бабочки, и он готов взлететь в небо. Именно так художник видит побег из воображаемого будущего мира, уничтоженного человеком.