Бессмертие души: идеи, учения, высказывания известных философов
Каждый человек, вне всякого сомнения, хотя бы раз в жизни наверняка задавался вопросом, что его ждёт после смерти. Это пытаются объяснить многочисленные учения и религии, содержащие описание потусторонних миров.
Бессмертие души – прекрасная мечта всех людей. Однако на сегодняшний день ни один мыслитель не доказал с уверенностью, что это возможно. Тем не менее существуют различные учения о бессмертии человеческой души. По их убеждениям, каждое «Я» способно жить вечно и осознанно. Но при этом не забывайте, что каждое учение – это лишь видение проблемы, а вовсе не истина.
Учение Сократа
Труды этого древнегреческого мыслителя ознаменовали настоящую революцию в философии, перейдя от рассмотрения мира и природы к изучению человека. Сократ первым среди греков заговорил о том, что человек состоит не только из тела, но и из души. Она является божественным началом человека и управляет его поступками.
У Сократа были свои доказательства бессмертия души. Ведь без этого, при наличии лишь одного тела, человек, по мнению античного мыслителя, был бы и вовсе лишён разума. Благодаря душе, люди способны приобщиться к божественному знанию.
Разум позволяет человеку познавать окружающий мир, иметь членораздельную речь, совершать добрые и злые поступки. То есть душа управляет телом человека. Однако она сама находится под контролем разума.
Сократовская вера в бессмертие души подтверждается его последними беседами с друзьями. Подобные разговоры были тесно связаны с идеей существования единого божественного Разума. Он создал мир на основе порядка и гармонии. Этот Разум, по Сократу, вечен от своего начала. Он выступил той силой, которая наделила человека мыслящей душой, речью и бессмертием. Вот почему для нас чрезвычайно важны знания не только о мире и природе, но и о собственной душе. Постигнув разумом собственное бессмертие, человек способен начать жить, соблюдая праведные законы, и никогда не испытывать страха смерти. Кроме того, он обретёт уверенность в своём будущем, которое представляет собой загробную жизнь.
В учении Сократа есть одна фраза, известная многим из нас и выражающая основную мысль произведений о бессмертии души античного мыслителя. Звучит это так: «Человек, познай себя!»
Учение Платона
Платон стал первым философом, чьи сочинения сохранились целиком, а не в виде кратких отрывков, цитируемых в трудах других учёных.
В философии Платона одно из главных мест занимает идея бессмертия души. Душа, по мнению древнего мыслителя, управляет всем, что находится на море и на суше, с помощью своих движений, которыми являются осторожность, рассудительность и желания. Платон утверждал, что Земля, Солнце и всё остальное — лишь формы души. Она сама по себе первична, тогда как материальные тела являются производными. Мыслитель рассматривает их как второстепенные объекты.
Платон пытался решить проблему соотношения материального и духовного. При этом он пришёл к выводу, что в душах есть божественное, которое скрыто за предметами окружающего мира.
Платон верил в бессмертие человеческой души и в то, что она существовала всегда. Подобную идею он выражал в своих диалогах, некоторые из которых представляют собой притчи. Важное место в этих произведениях отведено вопросам загробной жизни. Платон поднял вопрос о бессмертии души в своём прекрасном диалоге «Федон».
Природа аргументации Платона
Тема бессмертия души является плавным продолжением всех философских идей Платона. Причём аргументы в её пользу весьма разнообразны.
По Платону, жизнь настоящего философа есть отречение от всего чувственного и убеждённая проповедь духовного мира как самого прекрасного, истинного и лучшего. Вот почему мыслитель не мог представить, что жизнь души прерывается в момент смерти тела. Платон проповедовал отречение от плоти, или смерть ради обретения сверхчувственного блага. Смерть он считал окончательным избавлением от всех зол и началом той новой жизни, которая ведёт в идеальный мир. Более того, Платон верил в него больше, чем в земную действительность.
Бессмертие души для древнегреческого мыслителя было нравственным требованием. В то же время к метафизическим доказательствам он добавил веру в загробное возмездие и в торжество истины. Увидеть это можно в таких его произведениях, как «Государство», «Горгия» и «Федон». В них мыслитель даёт описание загробного суда над душой. Делает он это с помощью поэтических образов.
Доводы Платона о бессмертии души заключались в признании её предсуществования. Мыслитель доказал этот факт исходя из рассмотрения природы знаний, которыми обладает человек. По учению Платона, любое знание — это лишь напоминание. Иначе это просто немыслимо. Знания, однако, универсальны. Такие общие понятия, как сходство и несходство, различие и тождество, величины, множества и т. д., вовсе не даны человеку его опытом. Их обеспечивает его душа. С их использованием становится возможным получение новых знаний.
У Платона тело и душа имеют чёткое разделение друг от друга. В данном случае душа доминирует над телом. Платон черпал аргументы в пользу её бессмертия из орфических и пифагорейских источников.
Среди них:
- душа — однородная субстанция, которую можно приравнять к вечному существованию идей;
- наличие самодвижения души;
- познание подобного подобным, то есть душа, принимающая чистое бытие, имеет один и тот же источник.
Аргументированное доказательство бессмертия души в «Федоне» представлено диалектическим выводом о том, что эта субстанция, знаком которой является жизнь, никоим образом не может быть причастна к своей очевидной противоположности — смерти.
Платон резюмирует свою мысль следующим предложением:
«…божественный, бессмертный, умопостигаемый, единый, неразложимый… наши души в высшей степени схожи».
Предсмертная беседа Сократа
Мнение о бессмертии души не являлось для Платона постулатом. Он пытался доказать свою точку зрения, предлагая несколько доказательств в её пользу.
Познакомиться с ними можно в диалоге «Федон».
Здесь рассказывается, как ученики Сократа, пришедшие к нему в темницу накануне казни, ведут с ним последнюю беседу. Они спрашивают заключённого, почему он слишком спокоен перед смертью. Сократ при этом поясняет, что философ, вся жизнь которого состоит из стремления к смерти, не должен от неё отказываться. Истина – это знание неизменного и вечного. Таково понимание идеальных сущностей, а также тех идей, с которыми душа связана по природе. В то же время Сократ говорит, что смерть есть не что иное, как отделение души от тела, которое из-за своих органов чувств мешает человеку познать истину. Смерть сделает это возможным.
Ученикам не понравились эти слова. Они выразили свои сомнения в бессмертии души. Сократ предложил им четыре доказательства в пользу своей невиновности.
Появление мёртвых из живых
Как Платон доказал бессмертие души? Аргументы в пользу этой идеи можно найти в первом объяснении Сократа. Своим ученикам он говорил, что всё в этом мире возникает из противоположного. А именно белое – от чёрного, горькое – от сладкого, движение – от покоя, и наоборот. То есть всё подвержено изменению, превращаясь в свою противоположность.
Человек, зная, что после жизни к нему придёт смерть, на основании вышеизложенного может сделать противоположный вывод. Ведь если мёртвое возникает из живого, то может быть и наоборот. По мнению Сократа, в этом мире не происходит существенных изменений. Прежде чем родиться, все души находятся в Аду.
Данные из анамнеза
В учении Платона о бессмертии души говорится, что познание есть воспоминание. В человеческом сознании существуют универсальные понятия, что является подтверждением того, что абсолютные сущности вечны. И если душа уже с ними знакома, то это было до того, как она попала в тело. Ведь до своего рождения человек иначе не мог получить знания о вечном и бессмертном. Это также доказывает существование души после смерти.
Это видно из следующих слов Сократа:
«Если душа наша существовала прежде, то, войдя в жизнь и родившись, она возникает неизбежно и только из смерти, из мёртвого состояния. Но в этом случае она непременно должна существовать после смерти, потому что ей придётся родиться заново».
Простота души
Чтобы ещё больше убедить своих учеников, Сократ попытался представить им ещё одно доказательство. Он указывал, что в этом мире есть разные вещи, как простые, так и сложные. Однако изменению подлежат далеко не все из них. Этот процесс может касаться только сложных вещей. Только они могут распадаться и делиться на какие-то составляющие, уменьшаясь или множась одновременно. Простые вещи всегда остаются в одном и том же состоянии.
В то же время Сократ утверждал, что всё материальное сложно. Простым можно считать всё, что человек не может увидеть. Душа относится к бесформенным сущностям. Она не способна разлагаться и разрушаться, что подтверждает её вечное существование.
Душа – это идея
Какие ещё аргументы привёл Сократ в пользу своей правоты? Одним из доказательств бессмертия души в его беседе со своими учениками была дискуссия о сущности этой субстанции, ведь душа олицетворяет жизнь. Там, где есть одно понятие, обязательно будет и другое. Недаром слова «одушевлённый» и «живой» являются синонимами.
Однако душа бесформенна и нематериальна. То есть по своей сути это тоже идея. Может ли то, что неразрывно связано с жизнью, олицетворять смерть? А если мы утверждаем, что всё в этом мире происходит от своей противоположности, то к идеям это вообще не относится. Таким образом, душа, которая есть идея жизни и души, непременно будет вечной.
Почему это обязательно произойдёт?
Да потому что у души такое отношение к жизни, как у огня к теплу. Просто невозможно представить себе холодное пламя. Так и душа. Её также невозможно представить без жизни. Более того, любая вещь исключает из себя всё, что ей противоположно. Это действительно можно сказать о душе. Она обязательно исключит из себя смерть.
Подтверждение идеи в других диалогах
Вера в бессмертие души была выражена Платоном и в других произведениях. Это диалоги «Горгий» и «Государство».
В первом из них мыслитель аргументирует свои доказательства, используя понятие движения. Ведь какой-то другой объект заставляет любую вещь выйти из состояния покоя. Однако есть нечто, что движется само по себе. И если это происходит, то такой процесс бесконечен. Что в человеке можно считать источником движения? Тело или душа? Ответ на этот вопрос ясен. Душа приводит тело в движение, являясь для себя таким же источником. Вот почему она вечна.
В своём диалоге «Государство» мыслитель говорит, что смертным может считаться только то, что погибает от определённых зол. Это может быть разделение или сокращение, пожар или любое другое внешнее воздействие. Тогда вещь может исчезнуть навсегда. Что касается души, то никакие перемены и зло не могут на неё повлиять. Душа не испортится и не исчезнет. Не изменится, по мнению Платона, и его суть. И это ещё одно доказательство того, что душа бессмертна.
Работы Аристотеля
В каких ещё учениях обосновывается бессмертие души? Занимался решением этого вопроса и последователь Платона — Аристотель. В своих сочинениях он дополнил идеалистический взгляд своего учителя на душу. В его интерпретации она была представлена в виде живого органического тела.
Аристотель утверждал, что душа проходит путь своего развития на различных стадиях. Именно поэтому существует несколько её видов.
Душа в комплекте это:
- растение;
- животное;
- разум (ум).
Но на любом этапе причина движения души кроется в ней самой. И в этом, например, отличие камня, который не способен двигаться сам по себе, от животного и растения.
Говоря о душе, Аристотель подчёркивал её разумный облик. Он утверждал, что эта его форма вовсе не является энтелехией тела. Разумная душа даже не связана с ним. Её существование отделено от тела так же, как вечное несовместимо с происходящим. В то же время душа управляет телом. Это можно сравнить с движением руки, управляющей инструментом.
Аристотель признавал душу некой сущностью, которая представляет собой форму тела, наделённую жизнью. Она и есть его истинная сущность. Например, если бы глаз рассматривался как живое существо, то зрение можно было бы считать его душой.
По Аристотелю, души животных и растений смертны. Они распадаются вместе с телом, в котором находятся. Но разумная душа божественна. Вот почему она вечна.
Так, в своём труде «О душе» этот ученик Платона утверждает, что:
«Ничто не мешает некоторым частям души отделиться от тела».
То есть эта высшая субстанция может существовать вне человека.
Относительно души и предметов, в которых она находится, Аристотель писал, что творческий разум не только независим и свободен от реальных предметов, но и первичен по отношению к ним. Это позволяет ему создавать объекты, думая о них.
Мнение Канта
В каких ещё учениях обосновывается бессмертие души? Эта проблема поднималась и в трудах немецкого философа Иммануила Канта, которые создавались на стыке двух эпох развития человечества – Просвещения и Романтизма.
Этот учёный не видел познавательной ценности в используемых до него понятиях «простое» и «сложное». Говоря о бессмертии души, Кант не мог согласиться с тем, что лишь на основании одних только отвлечённых понятий предшествующие авторы делали вывод о бытии, который мог быть ошибочным. Для немецкого философа всё может стать реальным только после того, как за этим стоит что-то видимое. Вот почему, по мнению Канта, невозможно теоретически доказать бессмертие души.
Однако он всё же признавал её существование. В своей «Критике чистого разума», вышедшей в 1788 году, он говорит о бессмертии души как концептуальном постулате, без которого само стремление человеческой души к высшему благу теряет смысл. Он говорит, что этот процесс направлен в бесконечность.
Кант в то же время говорил об опасности отказа от бессмертия. Без этого, утверждал он, основы этики благоразумия могут рухнуть. Точно так же он оправдывает существование Бога, а также свободу воли. Хотя, по мнению философа, человек действительно не способен познать ни то ни другое.
Учение Больцано
Тема бессмертия души продолжала рассматриваться и в XIX веке. В этот период её осветил чешский математик и философ Бернар Больцано. Этот еретик и священник, создатель Теории множеств, выразил своё мнение по поводу аргумента Платона о делимости.
В его сочинениях говорится:
«Если мы ясно увидим, что душа наша есть простая субстанция, то мы не должны сомневаться, что она будет существовать вечно».
В то же время Больцано указывал, что простые структуры никогда не перестают существовать. Их можно только полностью уничтожить. Но всё, что человек воспринимает как исчезновение, есть лишь изменение системы связей, происходящее в границах одной субстанциальной совокупности, остающейся неизменной.
Иными словами, по мнению Больцано, утверждение о бессмертии души можно обосновать исходя из координат разума. Доказать это эмпирически просто невозможно.
Древняя индийская религия
Бессмертие души и Бога — два неразрывно связанных понятия. Это можно проследить в древней индийской вере, которая свидетельствовала о наличии неразрушимой духовной субстанции, проходящей через все формы существования. В основе учения этого религиозного направления лежит идея о том, что Бог всемогущ и един.
Священная книга брахманов «Упанишады» повествует о различных высших силах. Однако в своей иерархии эти божества стоят ниже Атмана, который является самой личностью, а также Брахмана, то есть вселенской души. Когда человек проходит через истинное знание, обе эти субстанции сливаются, образуя единое целое. Это позволяет проявиться «изначальному я».
Подобный процесс описан в Упанишадах следующим образом:
«Живая душа не умирает. Эта тончайшая субстанция пронизывает Вселенную. Это Истина, это я, это ты».
Учение Шопенгауэра
Этот философ, ученик Канта, высоко ценил идеи древнеиндийской религии. Артур Шопенгауэр относил мир явлений, воспринимаемых органами чувств, к такому понятию, как «представление». Абстрактную «вещь в себе» Канта, недоступную представлению, он обрисовал как неразумное стремление к существованию.
Шопенгауэр утверждает, что:
«Животные, по сути, такие же существа, как и мы. Разница заключается только в своеобразии интеллекта, а не в субстанции, которой является воля».
Христианство
Различие между телом и душой можно увидеть и в Ветхом Завете. Более того, эта идея была воспринята христианством под влиянием учения Платона в III веке до нашей эры.
Из текста Священного Писания можно сделать вывод, что души людей вечны. И это касается как праведников, так и грешников. Человек, согласно христианскому учению, состоит из тела и души. При этом каждый из этих элементов не может быть целостным человеком. Душа покидает тело после смерти. Далее она находится в ожидании Второго пришествия Христа. Она вернётся за ним в тело. Это даст человеку возможность либо жить бессмертно во Христе, либо обрести вечность, лишённую приобщения просветляющей энергии Божией.
Подобные взгляды явно противоречат взглядам, выдвинутым философами. Ведь, согласно православному Писанию, душа вовсе не вновь сотворена и рождена. Однако она никогда не существовала в форме идеи неизменного мира. Душа, согласно христианской религии, бессмертна, потому что это её природное свойство, а также потому, что этого желает сам Бог.
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: 5 взглядов духовно просвещённых людей на смерть