Брюки, широкие плечи и тельняшка: 8 символов эмансипации в женском гардеробе
Мода – это не просто ряд стремительно меняющихся тенденций, список брендов или воплощение фантазий кутюрье. Фэшн-индустрия формируется под воздействием многих факторов, в том числе и различных социально-политических явлений, происходящих в обществе.
Феминизм также не стал исключением: вот уже несколько десятилетий борьба женщин за равноправие влияет на мир моды, меняя его под запросы не такого уж и слабого пола.
Брюки
Первым и главным символом эмансипации в женском гардеробе, безусловно, являются брюки. Именно их с таким упорством когда-то отвоёвывали у мужчин самые прогрессивные леди прошлых времён. Первой примерить чисто мужской элемент гардероба решилась Жорж Санд, за что подверглась нещадной критике современников. Однако уже к середине XIX века дамы получили возможность носить велосипедки (правда, вместе с платьем), а ещё через сто лет брюки стали привычной вещью в женском гардеробе.
Широкие плечи
В начале XX века объёмные рукава и широкие плечи из простого элемента моды постепенно стали превращаться в символ эмансипации, когда движение суфражисток стало всё активнее влиять на общественные настроения.
Позже самые известные фигуры в истории прошлого столетия не раз обращались к силуэту с гипертрофированно широкими плечами, чтобы подчеркнуть свою силу и значимость – Маргарет Тэтчер, принцесса Диана, Хиллари Клинтон.
Сегодня жакеты и платья с широкими плечами вновь на пике популярности. Отчасти это связано с четвёртой волной феминизма, а в какой-то мере является ответной реакцией на моду нулевых с её акцентом на сексуальность и гламур.
Тельняшка
Можно долго рассуждать о том, была ли Коко Шанель иконой феминизма, но тот факт, что именно она создала образ сильной и независимой женщины вне гендерных стереотипов, неоспорим. И тельняшка стала одной из знаковых вещей как стиля самой Шанель, так и вышеупомянутого образа.
Маленькое чёрное платье
Ещё одно модное открытие Коко Шанель, навсегда изменившее мир моды – маленькое чёрное платье. В начале XX века оно не имело глубинного подтекста и лишь служило демонстрацией смелости среди передовых модниц, однако спустя столетие приобрело новый смысл.
В 2018 году лаконичное чёрное платье стало символом борьбы современных феминисток с сексуальными домогательствами: на красных дорожках «Золотой глобус» и BAFTA-2018 все знаменитости появились в чёрном, чтобы выразить свой протест.
Кстати, это не первый случай в истории, когда женщины используют чёрный цвет в качестве оружия – ранее тысячи женщин в Польше переоделись в чёрное, выступая против запрета абортов.
Мини-платья
Первая мировая война и политические кризисы начала XX века серьёзно отразились на моде, позволив девушкам наконец избавиться от корсетов и укоротить платья до колен, а для того времени это было революционным явлением. Пройдёт около 40 лет, и уже сексуальные революции вкупе с борьбой женщин за равноправие заставят общество обратиться к мини.
Такие знаменитости как Твигги, Верушка и Эди Седжвик активно демонстрировали тренд в фотосессиях, а молодое поколение облачалось в мини, чтобы выражать свою активную гражданскую позицию по отношению к пуританству, гендерным стереотипам и Холодной войне.
Прямой силуэт
Вторая волна феминизма совпала с революционными переменами в моде конца 60-х – начала 70-х годов, когда на смену осиной талии и пышной юбке пришёл прямой силуэт. Вместе с привычным силуэтом исчезают и торжествовавшие много лет гендерные роли и стереотипы.
На первый план выходит образ деловой и самостоятельной женщины, независящей от мужчин и предрассудков, а вместо подчёркнутой женственности – самобытность и некоторое бунтарство.
«Голые» платья
Если раньше женщины-феминистки всеми силами старались избавиться от сексуально-привлекательного образа, то сегодня новой философией феминизма стала борьба за свободу собственного тела и отсутствие каких-либо стереотипов.
Такие знаменитые феминистки как Майли Сайрус, Бейонсе, Леди Гага и Рианна придали откровенным нарядам новое звучание: это больше не провокация и не демонстрация себя как сексуального объекта, а крушение устоев и рамок. Женское тело – это не то, чего стоит стесняться, не то, что нужно прятать или заковывать в корсеты и утягивающее бельё.
Мы все вправе демонстрировать свои фигуры и свою привлекательность – такую мысль несут современные феминистки, облачаясь в «голые» платья.
Футболки с говорящими надписями
Мода на футболки с громкими слоганами возникла ещё в начале 80-х благодаря Джорджу Майклу с его призывом «Выбирайте любовь». В 2017 году на показе Dior простая белая футболка с лаконичной надписью обрела вторую жизнь и мгновенно стала остромодным трендом для одних и способом мирной борьбы с харассментом для других.
Теперь её слоган гласил «We Should All Be Feminists» – идеальный вариант для периода четвёртой волны феминизма. Многие звёзды (Джессика Честейн, Дженнифер Лоуренс, Кьяра Ферраньи, Рианна, Сара Полсон) поспешили выразить свою позицию при помощи слоганов.