Чайлдфри – это эгоизм или выбор зрелой личности?
Осознанное родительство сейчас «в тренде». Много, часто и подробно говорят о том, что это такое, как к этому прийти, как этому можно научиться и как реализовать.
Однако тренд чайлдфри парадоксален.
Современное общество говорит о том, как важно выбрать осознанное родительство, но при этом по большому счёту предлагает его как единственную «здоровую» альтернативу неосознанному родительству.
Осознанное и неосознанное родительство: третьего не дано?
Общий план картины таков, что выбор заключается между осознанным родительством и неосознанным родительством. Не можешь прийти к первому – твой удел второе. Не нравится второе – старайся прийти к первому.
Да, время от времени можно услышать отдельные трели редких птиц – психологов, экспертов, которые говорят: «Не готова стать матерью, не становись лучше вообще. Не хочешь становиться матерью, тем более не становись».
Но эти едва различимые призывы слышны только тем, кто в принципе интересуется психологией, причём конкретно теми её проявлениями, в которых поднимается эта тема. И это капля в море.
Общество, как самодостаточный социальный организм не особо стремится к тому, чтобы это вообще было услышано на широкодоступной волне. Общество заинтересовано в самовоспроизводстве, так уж оно устроено.
Да, оно готово признать, что осознанное родительство лучше, целесообразнее, даже выгоднее, чем родительство неосознанное. Но на этом всё.
Но если человек (в данном случае речь идёт как о женщинах, так и о мужчинах) открыл для себя феномен осознанности и в полной мере прочувствовал, что по каким-то причинам отцовство/материнство вообще не вариант, он может прийти к осознанному неродительству.
На одобрение и понимание со стороны общества здесь лучше не рассчитывать.
Чайлдфри в России
Явление, получившее название «чайлдфри», в России только пытается завоевать себе достойное место под социальным солнцем. Но, сдаётся мне, что завоюет оно его ещё не скоро. Обществу гораздо проще принять однополые браки, чернокожих «русалочек», трансгендеров и даже феминисток.
Ведь, если присмотреться, окажется, все эти явления не исключают положительного отношения к теме деторождения и воспитания (например, приёмных детей). И можно вволю играть в толерантность и порицание её отсутствия.
Движение чайлдфри не вписывается в эти игры. Чайлдфри не хотят ни рожать, ни воспитывать. Они в принципе не хотят иметь дело с детьми. Для них дети – цветы жизни, которые могут сколько угодно расти, но только на чужих клумбах.
Что мог бы услышать человек, выбравший для себя осознанное неродительство, не в кабинете психолога, а, например, в коллективе или при встрече с малознакомыми людьми, если бы мог слышать всё, что о нём думают?
- Она просто боится.
- Он безответственный человек, он боится ответственности.
- Он эгоист.
- Эгоистка, которая даже не хочет выполнить свой долг перед обществом.
- Что, всё-то для себя живёшь, в своё удовольствие? Лучше бы о старости подумала.
- Сама-то живёт, а другому человеку жизнь дать не хочет.
- Да она же совершенно инфантильная!
Два знамени всех этих претензий – эгоизм и безответственность. Ими критики размахивают с особым удовольствием. При этом происходит подмена многих понятий.
Подмена понятий: проведём эксперимент!
Есть те, кто целенаправленно критикует и отвергает осознанное неродительство. А есть те, кто не критикует, но категорически отказывается принять это как нечто нормальное и естественное.
За всем этим нередко стоят собственные психологические нерешённые проблемы, но хитрые механизмы психологической защиты обеспечивают человеку чувство собственной правоты и адекватности.
Чтобы для сознания всё выглядело логичным и убедительным, подсознательно иногда используется такой приём, как подмена понятий.
Что с чем путают, что на что заменяют?
Например, нежелание брать на себя ответственность часто путают со страхом брать на себя ответственность или даже с такой чертой характера как безответственность.
Нередко путают между собой страх и малодушие, эгоизм и любовь к себе, инфантильность и развитое «детское» начало в психике.
Однако между всеми этими вещами есть огромная разница. Чтобы её проще было прочувствовать, давайте проведём мысленный эксперимент.
Только представьте себе такую ситуацию.
Наталья Петровна приходит на работу, где она состоит в должности главного бухгалтера. Её встречает руководство компании и заявляет:
– Наталья Петровна, мы вас очень ценим, поэтому предлагаем вам с завтрашнего дня взять на себя материальную ответственность за всё имущество нашей компании, стать ответственным по технике пожарной безопасности, а также ответственной за подготовку новых кадров.
Наталья Петровна, допустим, отвечает, что она не хочет брать на себя такую ответственность, и на неё тут же обрушивается шквал критики:
– Эгоистка! Лентяйка! Только о себе думаете! Вы что, боитесь взять на себя эту ответственность?! Так вы безответственная личность, оказывается! Вы трусиха! Какая от вас вообще польза нашей компании? Не ожидали мы от вас такого малодушия, Наталья Петровна! Мы вас приняли на работу, вы ведь теперь нам всем обязаны! Что значит, вы не хотите? Это инфантильно!
Абсурд, не правда ли?
Но именно так и звучат претензии в адрес чайлдфри со стороны (чаще всего) неосознанных родителей и людей, в принципе далёких от осознанности. И те, и другие, как правило, не в состоянии наладить отношения с собой и своей жизнью.
Конечно, бывает, что женщина, например, очень хочет стать матерью (в биологическом смысле слова), но боится родов. В таком случае она может осознать свою проблему и поработать, например, с психологом, психотерапевтом. Бывает, что не решается на такую работу и делает выбор в пользу вынужденного неродительства.
Такие ситуации не имеют ничего общего с осознанным неродительством. Женщины-чайлдфри тоже могут иметь подобные страхи, но они их принимают и дают себе разрешение жить с этим дальше, не вкладываясь в работу над собой именно в этом направлении.
Люди, считающие себя чайлдфри, не проявляют безответственности и не смиряются перед «непреодолимыми» трудностями.
Они не проявляют малодушия, а лишь учитывают некоторые факты своей биографии и принимают осознанное решение не быть родителем (как в биологическом, так и в социальном смысле слова). Они готовы отвечать за последствия этого решения, что, собственно, и является проявлением ответственного отношения.
Причины, которые побуждают человека выбрать путь чайлдфри
Причины, которые побуждают человека выбрать путь осознанного неродительства, многообразны. Возможно, сколько людей, столько и причин. Однако можно в качестве примеров посмотреть на причины, которые являются довольно распространёнными.
Вот что могли бы сказать чайлдфри, если бы вообще посчитали нужным говорить об этом:
– Я была старшей в семье, где пятеро детей. Я уже набылась мамой, больше не хочу.
– Я видела, что я приносил радость своим родителям, но было много и хлопот, меня это не привлекает. Я не хочу такой ответственности.
– Родители любили меня, но они не умели этого делать, так что наделали кучу ошибок, которые я теперь разгребаю, посещая бесконечных психологов. Не хочу сваливать это всё на ребёнка.
– Я боюсь родов и их последствий, но у меня нет желания изменить своё отношение к этому.
– Я боюсь, что ребёнок слишком изменит мою жизнь. Бояться нормально. Я не обязан преодолевать свой страх.
– Мне нравится делать карьеру, развивать свой бизнес. Я постоянно в разъездах, я даже собаку не могу завести, какой мне ребёнок? Это не для меня.
– Врач сказал, что в моём случае единственный выход – кесарево сечение, но на моём теле уже слишком много шрамов после нескольких операций, больше не хочу.
– Врачи сказали, что шансы передать ребёнку мою генетическую мутацию / заболевание крайне высоки, я не хочу передавать свои отклонения по наследству.
– Я не чувствую того, что называют «материнским инстинктом», я не хочу детей и имею на это право.
– Я знаю свои особенности и понимаю, что просто задушу малыша в своей любви и не позволю ему обрести самостоятельность.
– Я знаю, что я гипертревожная, скорее всего, я задавлю малыша гиперопекой. Я работаю над собой, но на это могут уйти годы. Мне нужно разобраться в себе.
– Мне больше нравится заниматься воспитанием и обучением чужих детей в школе, я вижу своё призвание в педагогике.
– Я чувствую, что могу дать обществу нечто иное (книгу, знания, изобретение, картины, музыку и т.д.).
– Да, я реально безответственная и инфантильная, но меня это вполне устраивает.
– У меня есть какие-то проблемы из детства, я что-то не принимаю в себе и проецирую это на детей. Ну, что ж, бывает и так. Возможно, я когда-то с этим справлюсь, но пока я не готов видеть рядом с собой маленькую копию себя.
С точки зрения тех же чайлдфри, безответственность – совершенно другое.
- Безответственность – родить ребёнка «для себя», потому что «надо» или чтобы «привязать» мужчину.
- Безответственно передавать новому человечку свои психотравмы и заболевания.
- Безответственно спихивать малыша бабушкам, делая карьеру.
- Безответственно рассчитывать на то, что «Бог дал зайку, даст и лужайку».
- Безответственно формировать характер ребёнка так, что, повзрослев, он будет вынужден либо ходить по психологам, либо пребывать в токсичных отношениях.
Что на самом деле указывает на неосознанность и незрелость личности?
То, что у человека есть страх, нежелание брать на себя ответственность, непроработанные детские психотравмы или даже инфантильность – это в каком-то смысле «нормально», такова жизнь.
Самое интересное в этой теме совсем не то, кто инфантилен или кто поступает «неправильно».
На самом деле важно, не почему кто-то не хочет заводить детей, а почему кого-то другого волнует тот факт, что кто-то не хочет заводить детей.
Люди, склонные к осуждению, громкой защите морали, семейных ценностей и справедливости, в большинстве своём сами – люди инфантильные и безответственные, неспособные разобраться с собственной жизнью и только в силу этого сующие нос в чужие дела.
Хочет кто-то рожать детей или не хочет – такая информация ну никак не должна находить эмоционального отклика у кого-то другого.
Самим же чайлдфри до мнения других дела нет. Выбирая осознанное неродительство, они негласно подтверждают факт осознанного отношения к жизни и свою зрелость. А зрелая личность не нуждается ни в одобрении, ни в понимании со стороны других.
Но как отличить чайлдфри от человека, который только прикрывает нежеланием иметь детей какие-то глубокие психологические проблемы?
При осознанном неродительстве человек:
- Может чётко сформулировать аргументы в пользу своей позиции, но делает это для себя. Он не считает нужным объяснять это кому-то ещё.
- Не испытывает негативных эмоций, ненависти, раздражения по отношению к чужим детям; может спокойно и доброжелательно с ними взаимодействовать.
- Осознаёт не только социальные причины своего решения (карьера, образ жизни и т.д.), но и внутренние, психологические (например, эмоции, страхи, черты характера, модели поведения и т.д.).
- Понимает, что в теории мог бы изменить своё отношение к родительству (например, в ходе терапии), но не считает это нужным, так как уже сделал выбор.
- Впрочем, он оставляет за собой и право передумать.
В случае, когда в глубине души человек хотел бы реализовать себя как родитель, но по каким-то причинам (обычно психологического характера) не разрешает, не позволяет себе этого, признаки будут иными, прямо противоположными.
При НЕосознанном неродительстве человек:
- Стремится донести свою позицию до других, старается как-то объяснить свой выбор, может оправдываться.
- Ненавидит детей или испытывает сильное раздражение при взаимодействии с ними; может говорить, что они его «бесят».
- Видит и принимает только социальные причины своего выбора, но нередко использует такой защитный механизм, как рационализация – активно нахваливает преимущества своего образа жизни, чрезмерно подчёркивает, как хорошо ему без детей.
- Не верит, что его отношение к детям и родительству можно изменить, считает, что ему не дано или что «ну вот такой он человек», не допускает возможности психологического решения каких-то своих проблем.
- Не даёт себе права передумать, может пользоваться обобщениями («никогда», «ни за что» и прочее).
Осознанное неродительство может быть решением только зрелой личности, взрослой внутренне, а не по паспорту. Но обществу, очевидно, ещё требуется какое-то время, чтобы осознать эту зрелость.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Искусство сохранения своих границ — эгоизм или благо?