Чревоугодие вновь превратилось в гламурное явление? К чему может привести чрезмерная роскошь и пиршество – экскурс в историю
Чересчур пышные пиры всегда считались предвестниками надвигающегося рокового конца. Их недавнее «возрождение» в виде модного тренда выглядит как дерзкий вызов нынешним временам.
Кулинарный стилист Янг Ган Ли создал съедобный натюрморт с невиданным размахом. На эту композицию его вдохновила французская кулинарная книга Сальвадора Дали «Les Dîners de Gala» 1973 года.
В своём натюрморте Янг Ган Ли задействовал своеобразный тотем: артишок и тайский перец чили в старинной вазе, заполненной горохом и чечевицей; почти метровая «башня» из омаров, лангустинов и капусты кале; заливное с оливками, крыжовником и сладким перцем. Дополнил композицию кулинар павлином из теста и мисочкой винограда.
Возможно, вас заинтересует: Актриса Тереза Палмер выпустила книгу о материнстве: «Быть матерью – моё любимое занятие в мире»
Избыточная роскошь современных мероприятий
Трапеза Янг Ган Ли не единственная. Живописный натюрморт создал и шеф-повар Оливье Ченг. Роскошный банкет проходил в Нью-Йорке по случаю открытия бутика Hermès на Манхэттене.
Сверху натюрморта свисали лангустины, и их усы напоминали виноградные лозы. Стол под лангустинами был уставлен утиными пирогами, икрой и огромными блюдами с паштетом. Из керамической посуды выглядывали внушительные хвосты омаров.
Среди разрезанных гранатов, сверкающих своими сочными рубиновыми внутренностями, лежало каре ягнёнка. Запасы хвостов омара восполнялись на блюдах каждые несколько минут, словно они никогда не заканчивались. Но как можно осилить лебедя в натуральную величину из лепестков артишока? Или что делать с кумкватами, из которых была сложена высокая узкая башня?
Пир во время вируса
Такие экстравагантные пищевые композиции стали трендом на мероприятиях высокой моды и прочих масштабных ивентах последних нескольких лет.
В марте 2020 года для открытия Galeries Lafayette Champs-Élysées в Париже нью-йоркская шеф-повар Лайла Гоар «построила» пирамиду из креветок, усыпанных розами, и метровую халу, украшенную лицом Давида Микеланджело.
В октябре 2020 в бутике Longchamp в Сохо бруклинская кейтеринговая компания BoardGirlsNY разместила еду на огромнейшем столе в виде конструкции из самых разнообразных продуктов. Выпечка и соцветия брокколи, помидоры черри и кружки салями, а также гигантские половинки дыни — далеко не всё, что присутствовало на столе.
Читайте также: «Есть мало, медленно и красиво»: секреты молодости и красоты от телеведущей Ларисы Вербицкой
Излишества – признак наступающего конца?
В другую эпоху — возможно, в Древнем Риме или во Франции 18-го века – такое изобилие можно было бы истолковать как последние трепыхания привилегированного класса перед распадом государства. Но в наше время это выглядит странно и даже извращённо.
Пиршество у бутика Hermès было столь чрезмерным, что оно привлекло внимание публики к излишествам, расточительству и безумному вниманию к деталям ради эфемерного удовольствия на один вечер. В каком-то смысле банкет Hermès можно было ассоциировать с самой модой, создающий каждый сезон экстравагантную одежду и аксессуары. Их скупают богатые модницы, а затем задвигают в глубину шкафа, чтобы освободить место для новых моделей.
Быстрое «устаревание» — обратная и тёмная сторона моды, которая стирает грань между нарциссизмом и суетой бытия. Эти роскошные пиршества явно пробуждают тщеславие в стиле Старого Света. На мероприятии Hermès все тарелки были освещены канделябрами, а на куполе из желе, украшенного серебряной фольгой, восседала искусственная бабочка. Она словно напоминала о том, что жизнь быстротечна и нужно ловить каждое мгновенье.
В ярких натюрмортах 17-го века присутствовала возвышенная идея — вечное царство выше земных радостей. В то время как современные пиры наводят на мысль об обратном. Во всяком случае, намёк на скорую гибель усиливает стремление к буйному веселью и кутежам, как в рассказе Эдгара Аллана По «Маска красной смерти» (1842).
По сюжету принц Просперо устраивает бал-маскарад в замке, в то время как чума убивает крестьян снаружи. Ещё древнеримский поэт 1-го века Ювенал писал сатирические произведения, предвидя крах Римской империи: «Чем больше их беды, чем ближе крах их домов, тем роскошнее и изысканнее они обедают».
Излишество – это узаконенная вседозволенность. Как в Древнем Риме, когда правительство вводило так называемые законы о роскоши, в ответ самые влиятельные в обществе лица старались превзойти друг друга, предлагая экзотические меню: отварной фламинго, мозги павлина, языки соловьёв, головы попугаев, верблюжьи пятки, внутренности кефали и вскормленные молоком улитки.
По сравнению с древнеримскими оргиями вечеринка Hermès была почти аскетичной. Однако почему бы не вспомнить фразу, часто ошибочно приписываемую философу 18-го века Жан-Жаку Руссо: «Когда людям нечего больше будет есть, они станут есть богатых».
Возможно, вас заинтересует: Топ-5 советов, как изменить жизнь, поменяв образ мышления от психотерапевта Стар Роуз Бонд
Крах французской монархии
Существует как минимум один исторический случай, когда такой праздник чревоугодия привёл к гибели хозяина. В 1661 Николя Фуке, министр финансов Франции при Людовике XIV, устроил вечеринку. Причём настолько роскошную, что она вызвала вполне естественные подозрения в том, что правительственный чиновник явно нечист на руку. Фуке арестовали по обвинению в государственной измене и растрате и отправили в тюрьму, где он и умер в 1680.
Людовик XIV, хотя и был разгневан, не сделал для себя никаких выводов. Вскоре он решил перестроить скромный охотничий домик недалеко от Версаля и превратить его в настоящий дворец. Праздники в Версале становились всё ярче, грандиознее, расточительнее и безумнее с каждым новым королём. Вы помните, чем это в итоге закончилось для французской монархии? Правильно, гильотиной.
Это лишь исторические примеры. Но они помогают составить прогнозы. Если ещё никогда излишества на пирах не приводили к развитию и расцвету, то стоит ли ожидать этого сегодня? А, возможно, это всего лишь ни к чему не относящиеся факты – и люди живут так, как им позволяют финансы. Как вы считаете?