Что делать, если ребёнок капризничает и как остановить истерику у детей в разном возрасте – советы психолога
Каждому родителю знакома ситуация, когда малыш начинает плакать и яростно просить о чём-то. И что делать, если ребёнок проворачивает такое на регулярной основе?
Сегодня постараемся разобраться, как мамам и папам научиться справляться с капризами ребёнка в зависимости от разного возраста.
12 месяцев
Читайте также: Декрет и карьерный рост: топ-5 профессий для мам, которые хотят больше времени проводить с ребёнком
Многие недооценивают этот возраст, ссылаясь на то, что ребёнок ещё слишком мал для понимания даже очевидных вещей. Но к году малыш начинает коммуницировать с другими на своём, ещё не сформировавшемся языке.
Ребёнок познаёт себя и окружающих, у него появляются желания. Он выражает свои эмоции различными звуками, интонациями, простыми жестами и мимикой.
Здесь родители впервые встречаются с такими неприятными формами поведения, как:
- частые истерики;
- агрессия;
- отказ от еды;
- непослушание;
- требование повышенного внимания.
Всё это сменяет друг друга молниеносно и без особых причин.
Что делать, когда годовалый ребёнок капризничает?
Да, с годовалым ребёнком достаточно сложностей. Помимо переменчивого настроения, ему ещё сложно что-то объяснить, поэтому требуется много времени для определения точек воздействия на его поведение.
Возможно, вас заинтересует: «Почему мой ребёнок агрессивный?» – консультация детского психотерапевта
Нужно запастись терпением и обозначить для малыша границы допустимого. Не будьте слишком строги, но и не позволяйте капризам вас надломить.
Сообщите о принятых мерах другим родственникам, с кем малыш часто контактирует. В противном случае он поймёт, что своими агрессивными поступками он сможет получить всё, что душе захочется, и если не от вас, то от добродушной бабушки или щедрого дяди.
Также не повторяйте выдуманные слова, а чётко проговаривайте правильное название предметов, чувств и эмоций. Будьте рядом с малышом, организуйте пространство, которое он сможет безопасно исследовать, станьте ему помощником в этом.
2 – 4 года
Для многих родителей это самый нервный период раннего детства. Здесь идёт формирование личности и независимости от взрослых, при этом выдвигая им новые требования.
Малыш в диалоге ставит акцент на слове «Я» и ищет рычаги влияния. В этом возрасте он также может начать привирать – чтобы избежать ответственности за свои поступки, он неумело придумывает истории в своё оправдание.
Ярко выражено неприятие всего, что предлагают старшие. Малыш защищает личные границы: не хочет делиться, спорит и заявляет о своих интересах.
Что делать, когда ребёнок плачет?
Проявите чуткость – дайте знать ребёнку, что его готовы выслушать. Важно научить малыша управлять собой, а не другими.
Станьте неочевидным примером для подражания: покажите, что такое забота и доброта к окружающим, вводите такую форму воспитания, как советы. Этим вы избежите ненужных вспышек агрессии и действительно научите ребёнка быть более понимающим.
Но не забываем и про личные границы – перед каждой спорной ситуацией обсуждайте с ребёнком дальнейшие действия.
Например, вы вместе собрались в магазин и говорите:
«Я иду в магазин и могу взять тебя с собой, но при условии – ты не будешь просить что-то купить. Сегодня у меня нет такой возможности. Если начнутся капризы, то я не смогу тебя больше никуда брать».
Таким образом, вы научите ребёнка понимать причинно-следственные связи собственного поведения и делать первые важные выборы в его жизни.
5 – 7 лет
Возраст, когда ребёнок встречается с правилами внешнего мира. Он уже выпускается из детского сада или начинает ходить в школу: привычный уклад жизни исчезает, появляются обязанности и требования.
Это волнительный период не только для родителей, но и для самих детей. Мальчики и девочки стараются адаптироваться к непривычному окружению, чувствуют конкуренцию и сравнивают себя с одногодками, прислушиваются к мнению окружающих и сталкиваются с критикой.
А оценка успешности теперь — не комплименты от родственников, а оценки в школьном журнале. Тот ещё стресс!
И его возможные последствия – тревожность, грубость, негативизм, неуверенность в себе, протест и отказ от взваленных на них обязанностей.
Что делать?
Проявите интерес к школьной жизни ребёнка, обсуждайте его переживания, узнайте об окружении – с кем он дружит, а кто ему неприятен.
Создайте дома комфортную обстановку и относитесь с пониманием к небольшим промахам в успеваемости, окажите поддержку и дайте время для адаптации.
Отличным решением будет и поиск внеклассных занятий: обсудите с ребёнком его увлечения и вместе запишитесь на пробное занятие. Поощряйте проявленное любопытство и помогайте ему развивать свой кругозор.
В общем, станьте ему верным другом! Это станет источником вдохновения и подстегнёт страсть к учёбе.
Вы – супергероиня и опора для своего ребёнка! Помните, что старшая всегда вы, а, значит, нужно быть более понимающей и уравновешенной.
Не теряйте контакт с ребёнком, выводите его на разговор, объясните, в чём он неправ, и почему вы делаете именно так, а не иначе.
Главное – найти к нему подход, тогда и капризов станет гораздо меньше!