Дети-билингвы: особенности воспитания и советы родителям
Согласно данным крупнейшего в мире каталога языков Ethnologue в настоящее время в мире насчитывается более 7 тысяч языков.
Известно, что большинство людей в современном мире владеют больше, чем одним языком, то есть являются двуязычными либо многоязычными.
Почти половина детей на нашей планете являются билингвами.
Кто такие билингвы
Билингвизм (двуязычие), согласно большинству определений, имеющихся в специальной литературе, это такое владение двумя языками, когда оба они используются говорящим достаточно регулярно, причём в естественном общении.
Ребёнок-билингв может расти в семье, где родители являются носителями разных языков, например, мама русская, а папа француз.
Или в семье, в которой родители переехали заграницу и дома говорят на русском, а с окружением на иностранном языке, ребёнок также может вырасти билингвом.
Напрасные ожидания
Но не следует думать, что достаточно с рождения лишь говорить с ребёнком на двух языках — и он овладеет ими в совершенстве. Увы, но в ситуации билингвизма автоматического развития второго языка не происходит.
Родителям придётся приложить массу усилий и учесть некоторые важные обстоятельства, чтобы ребёнок начал свободно говорить на двух языках.
Дело в том, что человеческий мозг, обладая огромным потенциалом, при этом всячески стремится «сэкономить» свои усилия.
В данной ситуации это проявляется в стремлении к одноязычию: мозг как бы постоянно ищет «лазейку», чтобы строить только одну языковую систему, наиболее необходимую для общения.
Поэтому простое пребывание ребёнка в двуязычной среде вовсе не гарантирует овладения вторым языком: он может остаться для малыша лишь звуковым фоном.
Кроме того, не стоит ожидать, что при смене языковой среды (допустим, при переезде в другую страну, где все общаются на иностранном языке) ребёнок без особых усилий сохранит родной язык.
Язык, который перестаёт быть необходимым для общения, забывается полностью или частично, даже если он был развит на достаточно высоком уровне.
Особенности воспитания билингвов: 5 вопросов, на которые нужно ответить родителям, воспитывающим двуязычного ребёнка.
1. Равны ли роли родителей в воспитании ребёнка?
Обычно язык мамы доминирует в раннем детстве, поскольку мама гораздо больше времени уделяет ребёнку и играет в игры, более приспособленные для малыша (тихо-домашние, с большим количеством повторений, мелких движений, конкретных и наглядных ситуаций).
Игры папы направлены в большей степени на покорение окружающего мира, они происходят в большом масштабе, с меньшим количеством потребностей.
Важно также, с кем идентифицирует себя ребёнок, кем он хочет быть и как он хочет говорить – как мама или как папа. Эмоциональная близость ребёнка с родителями также имеет значение.
2. На каком языке говорят родители между собой?
Если родители говорят на том языке, который меньше представлен в окружении ребёнка, то это способствует достижению баланса его в языковом мире.
Если между собой они говорят на третьем языке, то ребёнок, как правило, может выучить пассивно (на уровне понимания) и его.
До момента устройства малыша в детский сад можно сделать так, что один из языков семьи будет для него важнее доминирующего языка окружения, поскольку бабушки и няни будут его активно и целенаправленно поддерживать.
Однако потом это будет соблюсти труднее, так как общение с воспитателями и со сверстниками – очень существенный в мировоззрении фактор, соответственно, и язык, на котором оно будет происходить, постепенно вытесняет первый.
3. На каких языках говорят с ребёнком окружающие?
Языки приятных и любимых людей оказываются более важными, чем языки людей, с которыми не хочется иметь дело. Чем больше разных вариантов одного языка встречается в окружении ребёнка, тем лучше он может быть выучен.
Чем чаще с ребёнком говорят люди разного возраста, образования, интересов, увлечений, тем больше они дают ему в плане воспитания, тем более разнообразную речь он слышит, тем глубже познаёт мир.
Важно и просто количество времени, в течение которого ребёнок погружен в оба языка.
4. На каком языке говорят между собой дети?
Обычно первый ребёнок в семье получает больше внимания со стороны родителей, а бабушки и дедушки заботятся о втором больше, чем о первом, но может быть и наоборот.
Чем больше в семье детей, тем меньше внимания способны уделить родители каждому ребёнку, зато дети проводят больше времени друг с другом.
Разговаривая между собой, дети обычно вначале воспроизводят типы общения, принятые в семье. Однако, чем старше они становятся, тем больше общаются со сверстниками, говорящими на доминирующем языке окружения.
У сверстников заимствуются типичные речевые ситуации, вопросно-ответные пары, увлечения, игры, в том числе способы приглашения в игру и выхода из неё, выражения дружбы, негодования, недовольства.
Взрослые чужды этому миру, если не могут стать равными партнёрами в более интересных играх на своём языке. Соответственно, общение между детьми строится по тем правилам и на том языке, что и общение с кругом друзей и сверстников.
Поэтому оказывается, что чем раньше вступает ребёнок в контакт с окружением, тем шире его контакты с языком большинства и уже – с языком семьи.
5. Сколько на каком языке говорить?
В общем, можно сказать, что качество важнее количества. Ежедневные содержательные, последовательно прогрессирующие занятия, длящиеся от 15 минут до часа, вполне достаточны для поддержки любого языка.
Но они должны быть действительно разносторонними, требующими от ребёнка внимания, совершенствующими различные стороны его речевой деятельности.
Дополнительные занятия могут быть связаны со слушанием, играми, впечатлениями от культуры, но они не так интенсивны.
Обычно не усваивается речь на незнакомом языке, которая специально к тебе не обращена, даже если она звучит в окружении с утра до вечера.
Только если говорящий специально обращается к адресату речи, поясняет то, что хочет сказать, следит за качеством понимания, то сказанное может быть усвоено.
Знание языка – это собственность человека. Изучающий много языков имеет большой капитал. Тот, кто знает их только поверхностно, не может извлечь, говоря экономическим языком, «сверхприбылей» из своего знания.
Родители, говорящие на разных языках, «кладут в колыбель» ребёнку каждый своё богатство и достояние – родной язык. Если они помогают этим языкам равномерно и полноценно развиваться, они тем самым обеспечивают будущее своему ребёнку.
Также рекомендуем вам почитать ещё одну интересную статью: Как повысить самооценку ребёнка