Диагноз СДВГ у ребенка, синдром дефицита внимания и гиперактивность – как распознать СДВГ?
Еще в середине 19-го века немецким специалистом в области психоневрологии (прим. – Генрихом Хоффманом) была дана оценка чрезмерной подвижности ребенка. После явление изучали достаточно активно и широко, а с 60-х годов данное состояние было переведено в разряд «патологических» с минимальными дисфункциями мозга.
Почему СДВГ? Потому что в основе гиперактивности – именно дефицит внимания (невозможность сосредоточиться).
Содержание статьи:
- Что такое гиперактивность и СДВГ?
- Основные причины СДВГ у детей
- Симптомы и признаки СДВГ, диагностика
- Гиперактивность — или активность, как отличить?
Что такое гиперактивность и синдром дефицита внимания – классификация СДВГ
В медицине термином «гиперактивность» принято называть невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, постоянную отвлекаемость и избыточную активность. Ребенок постоянно находится в нервно-возбудимом состоянии и приводит в ужас не только посторонних людей, но и собственных родителей.
Активность малыша – это нормально (ну не бывает детей, тихо сидящих все детство в углу с фломастерами).
Но когда поведение ребенка переходит определенные рамки, есть смысл присмотреться и задуматься – просто ли это капризность и «моторчик», или уже пора сходить к специалисту.
Что делать родителям непослушного ребенка, и что такое детское непослушание?
Под СДВГ следует понимать синдром повышенной активности (прим. – физической и умственной), на фоне которого возбуждение всегда преобладает над торможением.
Данный диагноз, согласно статистическим данным, ставят 18% детей (преимущественно мальчикам).
Как классифицируют заболевание?
По доминирующим симптомам, обычно СДВГ разделяют на следующие типы:
- СДВГ, при котором гиперактивность отсутствует, а дефицит внимания, напротив, преобладает. Обычно встречается у девочек, характеризуясь, в частности, излишне бурной фантазией и постоянным «витанием в облаках».
- СДВГ, при котором преобладает чрезмерная активность, а дефицита внимания не наблюдается. Данный вид патологии весьма редкий. Проявляется вследствие нарушений ЦНС либо при индивидуальных особенностях ребенка.
- СДВГ, при котором гиперактивность сосуществует с дефицитом внимания. Эта форма – наиболее распространенная.
Также отмечают и разницу в формах патологии:
- Простая форма (чрезмерная активность + рассеянность, невнимательность).
- Осложненная форма. То есть, с сопутствующими симптомами (нарушенный сон, нервный тик, головные боли и даже заикание).
СДВГ — как осуществляется диагностика?
При подозрении на наличие патологии следует обращаться к таким детским специалистам, как психолог и невролог, а также психиатр.
После обычно отправляют на консультации к офтальмологу и эпилептологу, к логопеду и эндокринологу, к ЛОРу.
Естественно, при 1-м визите и осмотре ребенка никто поставить диагноз не сможет (если все-таки поставили – ищите другого врача).
Диагностика СДВГ весьма сложна и длительна: помимо бесед с врачами, проводят наблюдение за поведением ребенка, осуществляют нейропсихологическое тестирование, применяют современные методы обследования (ЭЭГ и МРТ, анализы крови, ЭхоКГ.
Почему важно своевременно обратиться к специалисту? Нужно понимать, что под «маской» СДВГ часто скрываются и другие, порой, весьма тяжелые заболевания.
Поэтому, заметив в своем ребенке данного рода «странности», отправляйтесь на кафедру детской неврологии либо в любой местный специализированный центр неврологии на обследование.
Основные причины СНДГ у детей
«Корни» патологии кроются в нарушенной функции подкорковых ядер мозга, а также лобных его участков, либо в функциональной незрелости мозга. Адекватность обработки информации дает сбой, вследствие чего возникает избыток эмоциональных (а также звуковых, зрительных) стимулов, что ведет к раздражению, беспокойству и пр.
Нередко закладка СДВГ происходит еще в утробе матери.
Причин, которые дают старт развитию патологии, не так уж и много:
- Курение будущей мамы в процессе вынашивания плода.
- Наличие угрозы прерывания беременности.
- Частые стрессы.
- Отсутствие правильного сбалансированного питания.
Также решающую роль могут сыграть:
- Рождение малыша преждевременно (прим. – до 38-й недели).
- Стремительные либо простимулированные, а также затяжные роды.
- Наличие патологий неврологического характера у малыша.
- Отравление тяжелыми металлами.
- Избыточная строгость мамы.
- Несбалансированный детский рацион.
- Тяжелая обстановка в доме, где растет кроха (стрессы, ссоры, постоянные конфликты).
- Генетическая предрасположенность.
Ну и, конечно, следует понимать, что наличие сразу нескольких факторов серьезно повышает риск развития патологии.
Симптомы и признаки СДВГ у детей по возрастам – диагностика гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенка
К сожалению, диагностика СДВГ среди российских специалистов оставляет желать лучшего. Есть масса случаев, когда данный диагноз ставят детям с психопатией или признаками явной шизофрении, а также с умственной отсталостью.
Поэтому важно проходить обследование у профессионалов, четко понимающих – какими методами осуществляют диагностику, что нужно исключить сразу, как зависит проявление патологии от возраста, и пр.
Не менее важно – правильно оценить симптоматику (не самостоятельно, а у врача!).
СДВГ у крох до 1 года — симптомы:
- Бурная реакция на разного рода манипуляции.
- Избыточная возбудимость.
- Задержка в развитии речи.
- Нарушенный сон (слишком долго бодрствует, плохо спит, не уложить, и пр.).
- Задержка физического развития (прим. – в 1-1,5 мес.).
- Повышенная чувствительность к яркому свету либо звукам.
Конечно, не стоит паниковать, если данная симптоматика – явление редкое и единичное. Также стоит помнить, что капризность крохи в столь юном возрасте может быть следствием смены питания, растущих зубов, колик и пр.
СДВГ у малышей 2-3-х лет – симптомы:
- Неусидчивость.
- Сложности с мелкой моторикой.
- Несвязность и хаотичность движений малыша, а также их избыточность при отсутствии необходимости в них.
- Задержка в развитии речи.
В данном возрасте признаки патологии имеют свойство проявляться наиболее активно.
СДВГ у дошколят – симптомы:
- Невнимательность и плохая память.
- Неусидчивость и рассеянность.
- Сложности в период укладывания спать.
- Непослушание.
Все малыши в возрасте от 3-х лет упрямы, своенравны и излишне капризны. Но при СДВГ такие проявления существенно обостряются. Особенно в момент адаптации в новом коллективе (в детском саду).
СДВГ у школьников – симптомы:
- Отсутствие концентрации внимания.
- Отсутствие терпеливости при выслушивании взрослых.
- Заниженная самооценка.
- Появление и проявление различных фобий.
- Неуравновешенность.
- Энурез.
- Головные боли.
- Появление нервного тика.
- Неспособность определенное время спокойно просидеть на 1-м месте.
Обычно у таких школьников можно наблюдать серьезное ухудшение общего состояния: при СДВГ нервная система просто не успевает справляться с большим объемом школьных нагрузок (физических и психических).
Гиперактивность — или все-таки просто активность: как отличить?
Подобным вопросом мамы и папы задаются довольно часто. Но возможность отмежевать одно состояние от другого все-таки есть.
Нужно просто понаблюдать за своим чадом.
- Гиперактивный малыш (ГМ) не может себя контролировать, постоянно в движении, устраивает истерики при усталости. Активный малыш (АМ) любит подвижные игры, не любит сидеть на месте, но при заинтересованности с удовольствием спокойно слушает сказку или собирает пазлы.
- ГМ часто, много и эмоционально говорит. При этом постоянно перебивает и, как правило, редко дослушивает ответ. АМ тоже говорит быстро и много, но с менее эмоциональной окраской (без «одержимости»), а также постоянно задает вопросы, ответы на которые, большей частью, дослушивает до конца.
- ГМ крайне сложно уложить спать, и спит он плохо – беспокойно и с перерывами на капризы. Случаются также аллергии и различные кишечные расстройства. АМ хорошо спит, и проблем с пищеварением не испытывает.
- ГМ неуправляемый. Мама не может «подобрать к нему ключики». На запреты, ограничения, увещевания, слезы, договоры и проч. ребенок просто не реагирует. АМ не особо активен вне дома, в знакомой же обстановке «расслабляется» и становится «мамо-мучителем». Но ключик подобрать можно.
- ГМ провоцирует конфликты сам. Обуздать агрессию и эмоции он не способен. Патология проявляется драчливостью (кусается, пихается, бросается предметами). АМ очень активен, но без агрессии. Он просто с «моторчиком», любознательный и бодрый. Спровоцировать конфликт не может, хотя сдачи дать в определенном случае – очень даже.
Конечно, все эти признаки относительны, а дети – индивидуальны.
Категорически не рекомендуется ставить своему чаду диагноз самостоятельно. Помните, что даже один простой педиатр или невролог с опытом поставить такой диагноз в одиночку и без обследований не в силах – нужна полная диагностика у специалистов.
Если ваш малыш впечатлительный, любопытный, подвижный и не дает вам ни минуты покоя – это еще ни о чем не говорит!
Ну и один позитивный момент «на посошок»:
Нередко дети, превращаясь в подростков, «перешагивают» эту патологию. Лишь у 30-70% детишек она переходит во взрослую жизнь.
Конечно, это не повод – махнуть рукой на симптомы и ждать, пока чадо «перерастет» проблему. Будьте внимательны к своим чадам.
Вся информация в статье дана исключительно в образовательных целях, она может не соответствовать конкретным обстоятельствам здоровья вашего ребенка, и не является врачебной рекомендацией. Cайт сolady.ru напоминает, что никогда не стоит задерживать или игнорировать обращение к врачу!
Комментарии
Сыну поставили СДВГ. Врач сказала, что самое главное – строжайший режим дня и режим вообще всего. Мы год бились с режимом, и результаты действительно есть. И оценки лучше стали, успеваемость повысилась, дома – поспокойнее стал. Теперь даже немножко сбитый режим – это серьезные срывы, после которых начинаем все заново. Так что мамам гиперактивых малышей очень советую – начинайте с режима.
Особого лечения и нет. В основном – режим для дисциплины и спокойствия нервной системы (ей ОЧЕНЬ нужна стабильность, этой системе), концентрация на чем-то конкретном (нужна четкость во всем – в уроках, в задачах поставленных, в просьбах). Потом специальные занятия на спокойствие (у каждого свои – шахматы там, вместе полепить, гербарии поклеить, пазлы и пр.). Обязательная «жизнь на позитиве»: никакого негатива, криков и ругани, толку – ноль от этого. Потом очень важна поэтапность: сначала одно маленькое задание, потом другое. Как кирпичики – строим «задачу» по чуть-чуть. Ну и так далее. А таблетки есть не советую. Если только нет очень уж серьезных показаний. Мы обошлись без них.
Да, режим очень важен, конечно… А мы еще мелкой моторикой активно занимаемся – лепим, вышиваем, конструкторы собираем и т.д. Еще стихи учим (кто больше запомнит – для стимула, с призами, постоянно). Очень помогает в школе, и в плане состояния. Врач говорила, что важно научить доводить все до конца, чтобы потом не было проблем. этот момент нам дался с большим трудом. Но все-таки результат есть. Сейчас уже не отстает в программе, перевозбуждается реже, спит более спокойно. В общем, слагаемые успеха такие: соблюдайте режим, любите ребенка и будьте с ним всегда позитивны, дозируйте занятия, играйте в разнообразные игры, постоянно чем-то занимайте дитя, учитесь вместе с ним. Комп и ТВ отдайте соседям.
Сынуле ставили такой диагноз, когда мелкий был. К средней школе все уже прошло само. Хотя прописывали лекарства – валерьянку, витаминчики (это мы пили, конечно), а вот амитриптилин пить отказались – не хватало еще антидепрессантов в 5 лет. Я даже думаю, что сын был просто активным, что не было у него этого гадкого СДВГ, которым нам все мозги проели.
Ребенку – 12. Кошмар с этим СДВГ полный. Уже нервов не хватает. Психиатр посмотрел, сказал – пейте глицин и пантогам, привлекайте к домашней и дачной работе почаще, отдайте в спорт, компьютер и телевизор – максимум на час, режим строго-настрого. Отдала сына в спорт, на курсы пристроила, за режимом и прочим слежу строго – пока эффекта нет. Одна надежда – что повзрослеет и все пройдет. Ну не могу я с ним рядом быть каждую минуту – мне же работать тоже надо. Да и не хочет он, чтобы я с ним везде таскалась, большой уже и пацан к тому же. Сложно все.