Как приучить ребёнка к дисциплине – 8 законов педагогики
Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание.
Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать? Расскажут педагоги COLADY.
Содержание:
Почему ребёнок капризничает — возможные причины
- Слишком любознательный и любопытный. Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
- Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
- Малышу не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
- Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
- Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
- Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
- Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.
Надо ли добиваться, чтобы дети слушали вас с полуслова?
Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У малыша должно быть свое собственное мнение, и противоречия с родителями будут всегда (это норма).
Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.
Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.
При отсутствии семейной дисциплины ребёнок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.
Психологи заметили, что дисциплинированные дети становятся не только ответственным, но и порядочными людьми (разумеется, бывают исключения).
Как приучить ребёнка к дисциплине – инструкция для родителей
Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:
- Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
- Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
- Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
- Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
- Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
- Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
- Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
- Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.
Чего нельзя делать, приучая ребёнка к дисциплине
Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.
Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.
Ошибки родителей:
- Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
- Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
- Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
- Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
- Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
- Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
- Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
- Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
- Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
- Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).
Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.
А как вы приучали\приучаете детей к послушанию? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Комментарии
Очень сложно. Когда начинает капризничать — ничего не работает. Дочка сразу плачет, а я против слез бессильна. С сыном проще. А вообще, конечно, основа всего — это терпение. Иногда его очень не хватает, и срываешься. Потом жалеешь, что сорвалась, и начинаешь сначала. И еще играет роль возраст. Добиваться дисциплины от 2-хлетки сложнее, чем от ребенка 5-6 лет.
Со старшим ребенком вообще проблем не было. Ложилась спать в 9 часов, сама убирала игрушки, слушалась, и пр. А вот с младшей дочкой очень сложно. Ничего не слушает, делает все по-своему, никакие просьбы и требования не воспринимает вообще. Наказания не применяю. Один раз рискнула наказать (отобрала планшет), потом она неделю со мной не разговаривала. Просто другие дети — это новое поколение. Бороться бесполезно. Единственный вариант — занимать чем-то интересным, чтобы не оставалось у них времени и сил на капризы, непослушание и всякую ерунду.
Я стараюсь все делать через игру. Иначе мои сынули не понимают.)) Везде вешаю записки, списки, всякие игровые напоминания. И еще у них есть соревновательная доска.)) На ней мы прикалываем мини-вертолетики за каждое «благое дело». Дух соревнования свое делает — мальчишки очень стараются.
Поменьше запретов! И все будет нормально. В ежовых рукавицах постоянно держать — тоже не выход. Основные правила, конечно, должны быть жесткими и беспрекословно исполняемыми: чистка зубов, руки перед едой, уроки после школы, спать в 9, и тому подобное. А вот остальное оставьте ребенку. Он сам знает — что ему надо, каким он хочет быть, и так далее. Ну и, соответственно возрасту, периодически пересматривайте свой список ограничений и требований. Дитя же растет. То, что нельзя в 3 года, можно и нужно в 6 лет.
Меня больше всего умиляют мамы, которые запрещают детям беситься, прыгать, лазать, рисовать на обоях и бегать по лужам. Мамы, дети — это дети! Это естественно — быть активным и шлепать по лужам, скатываться в грязь с горки и т.д. Зачем лишать дитя детства? Нужно просто объяснять, что прыгать по лужам нужно в сапожках, а играть в мячик — только на поле, где нет машин. И для рисования на обоях можно просто выделить целую стену и заклеить ее ватманом — пусть рисует! Не спешите говорить своему чаду «нельзя!». Лучше организуйте страховку и дайте свободу.
Очень понравилась статья.
Столько много пунктов, даже нечего спросить.
Всё по делу, без воды.
Супер! Спасибо