Эффективные методики воспитания детей
Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение. Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы. Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.
Содержание статьи:
- Воспитываем с рождения
- Вальдорфская педагогика
- Марии Монтессори
- Леонида Береславского
- Учимся понимать ребенка
- Естественное воспитание ребенка
- Читать раньше, чем говорить
- Семьи Никитиных
- Педагогика сотрудничества
- Воспитание музыкой
- Отзывы родителей
Обзор самых популярных методик воспитания детей:
Методика Глена Домана — воспитываем с рождения
Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет. Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки. Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.
Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым
Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых, и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.
Всестороннее воспитание по Марии Монтессори
Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. Главная суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д. В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста. Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.
Воспитание каждую минуту
Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность. Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые. Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.
Учимся понимать ребенка
Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент. Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство. Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.
Естественное воспитание ребенка
Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали. Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы. Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста, об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».
Читать раньше, чем говорить
Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами. Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки. Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.
Дети растут здоровыми и умными
Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними. Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики. Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.
Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили
Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми. Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии. Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.
Воспитывает музыка
В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста. Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство. Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.
Отзывы родителей
Мария:
Мой ребёнок посещает гимназию Сузуки. Мы не выбирали учебное заведение для сына, просто она находилась не так далеко от нашего дома, этот критерий выбора был основным. С детства мы и не замечали, что наш сын любит музыку – он слушал современные песни, если они где-то звучали, но в основном, не обращал на музыку внимания. Через три года наш сын уже играл на виолончели и фортепиано. Он постоянно говорил нам о музыкальных произведениях и концертах, что нам с отцом пришлось соответствовать ребёнку и знакомиться с музыкальным миром. Сын стал дисциплинированным, обстановка в гимназии великолепная, основана на уважении друг к другу. Я бы и не знала об этой методике воспитания, но сейчас, на примере ребёнка, могу утверждать, что она очень эффективная!Лариса:
Дочка ходит в детский сад, в группу Монтессори. Наверное, это очень хорошая методика, я много о ней слышала. Но мне кажется, что воспитатели и учителя должны проходить в такие группы очень строгий отбор, получать дополнительное обучение. Нам не очень повезло, у дочки стойкая антипатия к одной молодой воспитательнице, которая кричит и ведёт себя довольно резко с детьми. Мне кажется, в таких группах должны работать внимательные спокойные люди, способные понять каждого ребёнка, разглядеть в нем потенциал. Иначе получается не воспитание по известной методике, а профанация.Надежда:
Методику семьи Никитиных мы частично применяли в семейном воспитании – покупали и изготавливали специальные пособия, у нас был домашний театр. Сын болел астмой, и нам посоветовали эту методику из-за системы закаливания ледяной водой. Честно говоря, я вначале боялась этого, но опыт людей, с которыми мы познакомились, показывал, что она работает. В итоге мы вошли в детско-родительский клуб, который пропагандирует воспитание по Никитиным, и вместе стали закаливать детей, устраивали совместные концерты, походы на природу. В итоге мой сын избавился от жестоких приступов астмы, а главное – он растет очень любознательным и умным ребенком, которого все в школе считают вундеркиндом.Ольга:
Ожидая дочку, я интересовалась методиками раннего воспитания детей, читала специальную литературу. Однажды мне подарили книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», и я, просто ради интереса, с самого рождения дочки стала применять некоторые упражнения. Надо было видеть, как я радовалась, когда убеждалась в том или ином приеме. Это были наши игры, и дочке они очень нравились. Чаще всего я практиковала картинки, развешанные перед манежем, кроваткой, разговаривала с дочкой, рассказывала ей всё, на что она показывала. В итоге первые слова она сказала в 8 месяцев – и я убеждена, что это было не произнесение слогов, как утверждают это все, кому я говорила, это было осознанное произнесение слова «мама».Николай:
Мне кажется, можно и не придерживаться какой-то одной методики воспитания – а брать из них то, что считаешь необходимым для развития твоего ребёнка. В этом отношении каждый родитель становится педагогом-новатором, имеющим уникальную методику воспитания своего собственного дитя.
Комментарии
Интересные методики, сохранила авторов наиболее понравихшися по описанию. У меня дочка развивается по приложениям в смартфоне. Там есть азбука, когда показывают и говорят букву, а также изображен и озвучен предмет, начинающийся на эту букву. В полтора года доча знает почти все буквы, половину точно. Она смотрит в другое приложение, где просто изображены буквы, без озвучки и сама говорит, что за буква. Ещё я говорю доче, как называются её игрушки и она некоторые почти правильно называет, а другие по первой букве из названия. Например, знает слово зая и как он выглядит, мамантёнка она называет ма-ма:)
читаю ваши отзывы и поневоле о своём милом возрасте вспомнил.Написал отрывочек своей истории 65 лет назад.
ПреступлениЯ и наказаниЯ.
Дети,дети,дети.Особый период жизни.Взрослые по жизни ведут себя так,будто сами не были детьми. Рациональная память больших дя.. и тё..помнит только крохи самого — самого или на оборот обрывки самого не значительного. Я к примеру помню когда где-то в годика три, залез на табурет чтобы добраться до примуса на котором жарилась картошка с луком.Мама увидела и добро улыбаясь на вилку подцепила ломтик и дала по пробовать.Он был горячий и запоминающе вкусный.А ещё когда лет в пять был в саноторном детском доме.Как-то сбежал с тихого часа и чтобы спрятаться нашёл подходящее местечко на безлюдной в это время территории.Обдирая живот сполз с кирпичного тротуарного мостика в кусты сирени. Тут я испытал щемящее чувство укромной не досягаемости .Наверное впервые испытал чувство собственника,пологая что всё что тут вижу доступно и принадлежит только мне.В гуще кустов застрял кое где интересный мусор и росли дикие грибы.В грёзах новых впечатлений не заметно уснул.Ох..что было потом,когда меня нашли, вспоминать дико.В беседке на детской площадке перед всей группой воспитатели поставили меня на колени и непрерывно читая нотации по очереди выдавали затрещины и подзатыльники.Особенно обидно было когда детей строем водили мимо меня и заставляли их пинать меня ногами.Это было одно из самых любимых затей воспитателей.Практиковалось на постоянной основе.Пинал ли я когда водили строем мимо провинившихся скажу честно не помню.Но вполне возможно если принять во внимание принятую тут тактику зомбирования.Лично я не чувствовал своё я. В то время в моём теле будто жили они-воспитатели.Мы жили как они хотели.И позволялось делать только то что им хотелось.Приезжали родители навестить своих детей.Дети конечно просились домой,жаловались что им тут плохо.Родители по своим понятиям выдавали недовольство руководству.После отъезда родителей их ребёнка ожидала выше описанная процедура.А ещё помнится как в те же времена я сильно провинился.Пологалось в группе сидеть тихо на стульчиках раставленных вдоль стен игровой комнаты.На столиках аккуратно были разложены машинки ,куклы и прочие игрушки.Но трогать их было не моги.Разрешалось только безмолвно созерцать на эти интересности.Я видно нарушил безмолвие и меня закрыли в отдельной комнате.Должен заметить,что это было мягкое наказание.Обычно за любую провинность получали со всего маху затрещину с фейерверками из глаз, от суровых воспитательниц. Особенно этим искусством в совершенстве владела молоденькая и с виду миловидная медсестра.Вот комнате в которой меня закрыли ,стоял огромный шкаф.Не помню как я оказался на нём и мне тут было хоть и пыльно но очень приятно.Тут лежал коробок.В нём палочки с коричневыми головками.По взрослому просто коробок спичек.Стал играться с ним.И всё пошло по банальному сценарию. Помню как сейчас как-то палочка зашипела,задымилась и загорелась.Думаю первобытное человеческое было не менее изумительное. С испугался и сунул горящую палочку в коробок.И…что тут было….Вспыхнуло большое пламя ,коробок загорелся.А а потом компанию костру составил рулон ватманной бумаги .Я в испуге слетел с шкафа и на мой рёв прибежала воспитательница.Чем кончился случай не отложилось в памяти.Но ярко помню как был наказан.После ужина когда группу уложили спать ночная няня поставила меня на колени около своей кровати.Наказала стоять до утра.Помнтся её образ пожилой,с тёмным лицои и чёрными волосами.Громко храпела.А ещё никаких намёков в её лице на доброту и участливость.. Забыл поведать о важном.Плакать не пологалось.Иначе фейерверков насмотришься вдоволь. Понимал,какие будут последствия если разбужу звуками плача автора сеи затеи.Но физиология взяла своё.Я наверное не бесшумно отключился,раз моя надзирательница проснулась.Фейерверки из глаз сыпались не прерываясь пока не кончился запал у взрыво-няни.Далее было ещё веселее. Она насыпала на пол крупную соль и на неё поставила меня на колени.Затем обвязала меня верёвкой и другой конец привязала к своей руке .И опять завалилась спать.Помнится оглушительное чувство беспомощности и не понимание всего происходящего.Ощущение из разряда не реальности. Стоять на коленях не выносимо больно,плакать нельзя,говорить нельзя,спать не получится.Что ребёнок может сделать в такой ситуации.За шестьдесят пять уже перевалило.А до сих пор не знаю ответа.