144 лучших эксперта
по красоте и счастью

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя

Седа Каспарова – тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям. Автор самого масштабного образовательного проекта по голосу, речи и публичным выступлениям «Школа речевого имиджа и дизайна голоса».

Спикер TEDx, корпоративный тренер Мегафон, РЖД, Тинькофф Банк, X5Retail Group, Ростелеком.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото @sedakasparova

Интервьюер-журналист, эксперт журнала Colady Татьяна Бабиченко поговорила с Седой Каспаровой о главных секретах публичных выступлений, о том, как справляться с неудачами, «зажимами», волнением. В беседе затронули тему уверенности в себе, выхода из тревожного состояния, взаимосвязи между звучанием голоса и количеством зарабатываемых денег.

У Седы энергия достижений складывается из многих составляющих. Для тех, кто хочет заявить о себе, выйти в публичное поле, но сомневается в своих силах – совет прост: постоянно задавать себе хотя и риторический, но всё же главный вопрос: «Если не я, то кто?»

Colady: Седа, вы журналист, телеведущая, работали в Беларуси на телерадиокомпании «Могилёв». Как вы стали тренером в сфере публичных выступлений?

Седа: Не могу сказать, что это было осознанное решение. Скорее, стечение обстоятельств, которые расставили всё по своим местам. После 11 лет работы в журналистике, я поняла, что двигаться дальше некуда. Я поработала и корреспондентом, и ведущей, сделала авторские программы, получила награды. Плюс произошли изменения в семье – я развелась с первым супругом.  В Могилёве меня уже ничего не держало, но собраться и уехать было страшно. К счастью, судьба ускорила моё решение, познакомив с будущим мужем. Он из Москвы – и мой переезд был неизбежен.

В столице я пыталась устроиться на ТВ, найти работу журналиста или ведущей новостей. К счастью, не срослось. Какое-то время я подрабатывала копирайтером, чтобы иметь хоть какие-то деньги. А потом решила использовать свои знания и сделать что-то, что умею: помочь людям «научиться говорить красиво». Я начала делать что-то своё, хотя всю жизнь этого боялась. Я рада, что тогда я на это решилась. Сейчас моему проекту уже 3,5 года, и более 8 тысяч людей прошли обучение. Я думаю, это отличный результат за такой небольшой срок.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото предоставлено Седой Каспаровой

Colady: Как начинался ваш проект Школы речевого имиджа?

Седа: Я всю жизнь работала с людьми и видела, как многим из них сложно общаться, как они краснеют, бледнеют. К тому же на своей работе я помогала респондентам готовиться к интервью. Я решила опираться на то, что реально имею на данный момент, что могу делать максимально хорошо. Поэтому первое время я просто давала частные уроки за 500 рублей в час и была счастлива.

Моё расписание стало всё больше заполняться: в день я стала проводить по 4-5 уроков. В какой-то момент дело стало на поток. Я проводила 7-10 встреч, человек получал базу и уходил. Я чувствовала, что во мне слишком много знаний, которые невозможно уместить в 10 часов, да и каждый раз хотелось давать ученикам новое.

Так и родилась идея сделать первую онлайн-группу, чтобы одновременно работать с несколькими людьми. Так родился курс «Голос может». В первой группе набралось аж 7 студентов! Постепенно количество студентов увеличивалось и, спустя 3 года, на курсе уже было 2 500 студентов. Это феноменальный результат для темы публичных выступлений.

Дело в том, что мой курс не только про голос. Тут нет скороговорок. Ценность курса в том, что он помогает людям проявиться, заговорить, убедить, научиться управлять вниманием аудитории. Это помогает найти новую работу, запустить свои проекты, выйти на большую сцену и, в конце концов, больше зарабатывать.

Colady: Вам всегда было легко общаться с людьми? Или были ситуации, когда вы не знали, как подойти к человеку, ясно выразить мысль?

Седа: Я интроверт. Выбирая между «пойти на тусовку и поболтать» и «посижу-почитаю в тишине», я выбираю второе. Когда я начинала работать журналистом, было непривычно подходить к людям, приставать с расспросами. Приходилось постоянно себя преодолевать, но всегда спасало то, что я задаю вопросы не для себя, а по делу, интересуюсь всем этим для других.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото @sedakasparova

Colady: Что вас сильнее побуждает развиваться и идти вперёд – похвала или критика?

Седа: Критика всегда неприятна. На мой взгляд, нет разделения на конструктивную и неконструктивную. Нужно научиться отделять критику от троллинга. Цель троллинга – унизить или возвыситься за счёт другого. Я принимаю только референтное мнение – слова того, кому я доверяю, и кого я попросила дать обратную связь.

Colady: Были ли у вас не очень удачные публичные выступления? Как справляться с такими ситуациями?

Седа: Явного провала, чтобы я вышла – и тишина! – такого, к счастью, не было. Но недавно произошёл казус, который многих бы выбил из колеи. Это было выступление на конференции «Инстапрожектор» блогера Александры Митрошиной в «Крокусе». В зале – 1,5 тысячи человек и ещё 18 тысяч смотрели трансляцию.

Мы серьёзно готовились – меня красиво объявили, и я должна была так же красиво пройти по лестнице, чтобы потом подняться на сцену. И вот я грациозно спускаюсь по лестнице, но цепляюсь туфлей за брюки – и падаю! Лечу вниз три-четыре ступеньки. При этом на меня направлены прожекторы – и вся многотысячная аудитория видит моё падение.

После этого мне нужно было встать, собраться, и 25 минут держать внимание людей. Это был настоящий стресс, но я включила юмор и начала шутить сразу же, как надела каблуки. В итоге всё прошло отлично и моё выступление стало самым популярным на конференции. За него проголосовало 73% зрителей.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото предоставлено Седой Каспаровой

Colady: Не представляю, что может быть ужаснее этого! Что вам помогло собраться и продолжить? Какая-то сформированная привычка?

Седа: Нет, привычки падать у меня нет! Нужно было сделать так, чтобы инцидент как можно скорее забыли и запомнили само выступление. И это всегда импровизация.

В моём случае падение стало даже полезным. Оно послужило прямой иллюстрацией того, что я делаю. Если я справилась с такой ситуацией, значит, мой метод действительно работает.

Colady: Тогда как бы вы сформулировали основные секреты успешного публичного выступления?

Седа: Главное – подготовка и чёткое понимание того, что вы хотите дать людям. Подумайте, какое послевкусие оставите, с чем люди уйдут. Подготовьте истории из практики и жизни, интересные факты, новости по теме. Сделайте так, чтобы вам самим было интересно рассказывать, тогда и слушать вас станут с большим удовольствием.

Colady: Значит, дело не в технике, а в том, чтобы в нужный момент взять правильно дыхание, посмотреть в зал, осмыслить происходящее и правильно себя подать?

Седа: Научиться правильно дышать и настраивать голос можно, условно, за месяц, если постараться. Уже будет виден хороший результат. Но мы ведь говорим не голосом, а тем, что внутри, собой. И чтобы оттуда что-то достать, туда что-то нужно положить: опыт, знания, истории, словарный запас, кругозор, умение слушать и быть в контакте. Поэтому параллельно важно развивать 2 навыка: работа с информацией и умение её подавать.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото @sedakasparova

Colady: А если есть что сказать, но психологический барьер мешает выступать на публике?

Седа: Нужно разбираться, в чём проблема, почему сложно говорить. Барьеры могут появиться из-за неудачного опыта выступлений. А иногда мы сами заранее себя запугиваем. Публичное выступление – это стресс, от него хочется оградиться всеми возможными способами. Страх нам и помогает. Иногда нужно честно спросить себя: «А чего именно я сейчас боюсь?»

Мы страшимся не столько выступления, сколько реакции на него и того, что мы с ней не справимся. Боимся потерять контроль, испытать неудовлетворение, стыд и неловкость. Важно разобрать свой страх на частицы: какая именно ситуация выведет меня из равновесия? Какой реакции я опасаюсь? Какие вопросы могут поставить меня в тупик?

Проанализировав все детали, вы доберётесь до истины и найдёте противоядие. Только вы можете сказать себе: «А если мне всё-таки зададут неудобный вопрос, что я отвечу?» Заранее проработав все тревожащие моменты, вы будете чувствовать себя увереннее.

Colady: Волнение перед выступлениями исчезает с опытом? Или можно только снизить его градус?

Седа: Можно дойти до состояния, в котором будет достаточно комфортно разговаривать. Не будем забывать: эмоции необходимы, чтобы зажигать аудиторию. Поэтому не нужно ставить себе целью быть абсолютно спокойным. Не надо избавляться от волнения. Просто успокойте себя до состояния, когда вы сможете вспомнить канву текста и смотреть в зал.

Colady: Как вы относитесь к импровизации во время выступления? Это важный пункт или всё должно идти чётко по плану?

Седа: Живая речь – всегда импровизация. Во время выступления мы входим определённое состояние, из которого говорим. И если это состояние свободы – приходят идеи, которых не было в процессе подготовки. Люди почувствуют, что вы с ними в контакте. Что пришли к ним как будто поболтать, по-дружески пообщаться – и это очень важно.

Не нужно бояться, но нужно осознавать, что вначале будет сложно.  Для многих просто отговорить презентацию – уже большая победа, и тут уже не до экспромта. Но бывают ситуации, как в случае с моим падением, когда просто нельзя не импровизировать. Это вопрос вашей реакции, того, как быстро вы найдёте что сказать.

Отходите от сценария уже с первых выступлений, чтобы понимать, получается у вас или нет. Таким способом можно приучить себя быть свободным, оставаясь при этом в определённых рамках.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото предоставлено Седой Каспаровой

Colady: Прирождённым ораторам проще выступать на публике, они очень харизматичны и легко воздействуют на аудиторию. А что, если такого дара нет?

Седа: Действительно, не всем нужно выступать на публике. Но фокус в том, что мы не можем сами судить о своей харизматичности. Поэтому нужно ориентироваться на то, что вы можете дать другим и желание этим делиться.

Дальше происходит интересная вещь: как только вы допускаете, что не пойдёте к аудитории, возникает внутренний протест. Желание делиться знаниями оказывается сильнее. И если вы понимаете, что не можете не говорить – нужно идти и делать это. А красивая и правильная речь, голос и подача – это дело техники.

Что касается клише «я не могу», «у меня не получится», «я не в ресурсе», всегда стоит помнить о том, что мы несём ответственность за тех людей, которым мы не помогли, когда могли. Если вы этого не сделаете, это сможет кто-то другой. Возможно, не очень хорошо, менее профессионально, но это будет человек, который умеет заявить о себе. И ответственность за неполученный или плохой результат будете нести вы. Вы готовы на это пойти?

Colady: Кстати, к вопросу об уверенности в себе. Вы согласны с такой техникой – не ждать, пока появится это состояние, а создавать его видимость, и тогда уверенность действительно появится?

Седа: С одной стороны, звучит заманчиво, с другой – если у вас нет необходимого опыта, придумать его будет сложно. Это, скорее, похоже на иллюзию. Если я внутри маленький котёнок, я никогда не смогу рычать как лев. А если начну стараться, это будет неестественно и подозрительно. У окружающих появится ощущение, что их обманывают.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото предоставлено Седой Каспаровой

Colady: А как было в вашем случае? Как вы повышали свою уверенность?

Седа: У меня это связано со спортом. Год назад я начала активно тренироваться, чтобы готовиться к заплыву на открытой воде.

Плавала я так себе, но поставила цель. Это и про дисциплину, и про тело, и про то, чтобы закрутить «воронку». Уверенность и умение выдерживать напряжение в одном – помогают и в других сферах. Например, в моей работе. Так и вышло. Большие заплывы – большие курсы. «У меня получилось» нарабатывается. Доводя дело до конца, мы становимся увереннее в себе.

Colady: Есть ли взаимосвязь между звучанием голоса и потенциальным уровнем дохода?

Седа: То, как мы говорим, во многом формирует наш образ. Если голос слабый, приближен к детскому – у окружающих складывается картинка, что он принадлежит ребёнку. Такого человека не воспринимают всерьёз, ему не дают ответственных заданий, не продвигают по карьерной лестнице. Могут и подвинуть, если окажется неудобным. И, наоборот, звучный, грудной, сильный голос обозначает право его владельца на что-то значимое. Даже простое «Здравствуйте, меня зовут…», сказанное с нисходящей интонацией, на подсознательном уровне подсказывает окружающим: это уверенный в себе человек, серьёзный, результативный. В совокупности признаков, конечно. На одном голосе не уедешь.

Colady: Вы производите впечатление очень счастливого человека. Приходится ли вам бороться с тревожностью, плохим настроением? Есть ли какие-то техники, которые вы для этого используете?

Седа: Да, бывает, что меня накрывает. В этом случае помогает психотерапия или коучинг. И если раньше я обращалась к специалисту, чтобы справиться с насущными проблемами, то сейчас – чтобы быть в правильном, ресурсном состоянии. Мы общаемся раз в неделю онлайн. Важно учиться быть источником энергии для себя самой. Поэтому в 2022 планирую добавить в свои занятия ещё и цигун.

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото предоставлено Седой Каспаровой

Colady: Со стороны может показаться, что такая помощь вам не требуется, что вы сами можете быть психологом для себя.

Седа: Нет, я не психолог и у меня есть определённые запросы в этом направлении. Всё это меня волнует, так как идёт проработка очень глубоких вещей: детство, отношение и реакция на текущие ситуации.

Colady: Есть ли у вас специальные ритуалы, которые помогают начать день с правильным настроением, а вечером отдохнуть?

Седа: Я бы, конечно, хотела сказать что-то про своё красивое пробуждение. Но моё утро начинается с того, что примерно в шесть часов просыпается моя дочь Мира, и мы сразу включаем мультики. Потом вместе делаем упражнения – изображаем нечто, отдалённо напоминающее йогу. Когда приходит няня, у меня начинается работа, тренировки в зале и бассейне. Иногда я заканчиваю работу в 2-3 часа ночи.

Перед сном я всегда зажигаю свечи. Вода и огонь – мои ресурсы. Я смотрю на них, успокаиваюсь, меня это наполняет. В это время ребёнок уже укладывается, и такой ритуал только для меня, чтобы побыть наедине с собой и расслабиться.

Colady: Вы согласны с тем, что все личностные и даже мировые проблемы вызваны сложностями в коммуникации?

Седа: «В начале было Слово» – это фраза, с которой я полностью согласна. На какой бы уровень человеческого развития мы ни вышли, всё начинается с базис-коммуникаций: то, как с нами общаются наши родители – открыты ли они, честны ли, проявляют ли свои чувства.

Важно не только слово, но и действие, ведь коммуникация – это не только вербальное общение. Погладили мама или папа по голове, сказали: «Я горжусь тобой!» – и всё. Может, это станет главным воспоминанием и основном программой, которую человек понесёт с собой: «Я могу, мне можно, я достоин любви».

«Если не я, то кто?»: Седа Каспарова о секретах публичного выступления, уверенного голоса и ощущении себя
Фото @sedakasparova

И с собой мы тоже часто не умеем разговаривать. Не всегда знаем, что именно хотим съесть на завтрак, не говоря уже о более глубинных желаниях. Забиваем своё пространство и голову музыкой, мероприятиями, токсичными отношениями, шопингом – чем угодно, лишь бы не быть наедине с собой.

Страны, народы, политики не понимают друг друга и не могут договориться. Я думаю, что здесь стоит начинать с себя и научиться задавать себе правильные вопросы даже на уровне «А что я сейчас чувствую?» Когда мы поймём и примем свои эмоции, желания и возможности, которые приведут к цели, тогда и окажемся в контакте с собой и договоримся с миром. А, значит, контакт и коммуникация с другими людьми у нас также будет работать максимально эффективно.

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +7
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении