Их не воспринимают всерьёз, но в их сердцах – клад: 8 вещей, которые объединяют всех творческих людей
Стремление всё классифицировать, разбить на категории, наделить ярлычками – отличительная черта нашего времени. Люди не устают искать всё новые и новые критерии, по которым можно отнести себя к чему угодно.
Как будто намного проще будет понять себя и своё поведение, если сказать: «Я по гороскопу козерог, по типу темперамента холерик, по психотипу шизоид, в общении интроверт, а с точки зрения соционики Робеспьер».
Частично это объясняется тем, что информационная эпоха действительно даёт слишком много информации, которую всё труднее представить в виде чего-то целостного, системного.
С другой стороны, современный человек испытывает некоторые трудности с поиском своих личных границ, с самоопределением и принятием себя таким, какой есть.
Как ни странно, но запрос «А какая я на самом деле?» – один из самых распространённых в работе психологов.
Если сложно найти ответ на вопрос «Кто я?», то проще всего начать с вопроса «Какой я?», «Какая я?» И здесь нередко можно столкнуться с тем, что не все мои качества мне одинаково милы и приятны.
Большинство людей делят свои качества на положительные и отрицательные, причём к положительным чаще всего относятся качества, которые одобряются и поощряются обществом.
Существуют социально одобряемые качества личности, которыми в наши дни обладать приятно и выгодно, особенно если их нужно обозначить в резюме. Кого ни спроси, большинство считают, что сегодня нужно быть:
- коммуникабельным;
- целеустремлённым;
- с активной жизненной позицией;
- творческим;
- креативным;
- гибким;
- нестандартно мыслящим;
- ответственным;
- инициативным;
- стрессоустойчивым и т.п.
Стоп, стоп! Когда вот так, без разбора, всё в один котёл, получается мало хорошего. Ведь, если присмотреться, в этом списке есть вещи практически взаимоисключающие друг друга.
Например, творческое начало не очень дружит с ответственностью. А если творческий человек очень уж ответственный, то нужно понимать, что это даётся ему ценой стресса, а стрессоустойчивость – это вообще, скорее всего, не про него и т. д.
Чтобы принять себя и свою, к примеру, творческую натуру, необходимо понимать, как творческий человек устроен и чем, в связи с этим, придётся пожертвовать.
1. Творческие люди хаотичны
В некоторых случаях про них можно сказать, что они также недисциплинированные, неорганизованные, неупорядоченные.
Многие творческие натуры ругают и корят себя за это! И это – не худший вариант. Потому что худший – когда творческий человек начинает себя ломать и жёстко дисциплинировать. Результат может быть весьма удовлетворительным, но вот цена… Скорее всего, такая дисциплина приведёт к стрессу.
Э. Берн выделял в структуре личности три эго-состояния – Взрослый, Родитель, Ребёнок.
Обращаясь к этим категориям, можно сказать, что у дисциплинированных людей сильно развит внутренний Родитель, который отвечает за правила, нормы, законы, порядок, графики, расписание и пр.
У творческих людей преобладает свободный Ребёнок, отвечающий за творчество, игру, эмоции, спонтанность, проявление себя в мире.
Конечно, сейчас мы говорим об этом очень упрощённо: если подавлять своего Ребёнка (творчество) и пытаться компенсировать его Родителем (дисциплиной) в той мере, которая не свойственна человеку, ничего, кроме стресса и внутриличностного конфликта, не получится.
Именно по этой причине творческим людям претит рутина и монотонность. «Бытовуху» они нередко воспринимают как угрозу своей свободе и независимости и всячески стараются с ней покончить – либо сводят её к минимуму, либо делегируют, либо превращают в игру.
Творчество – это всегда свобода, хаотичность, импульсивность, спонтанность. Если вам нравится этим обладать, придётся пожертвовать какой-то частью упорядоченности и организованности.
2. Творческие люди могут «ранить» своих близких
И к этому опять же причастен внутренний Ребёнок. Именно эта сторона личности ответственна за эмоциональность, импульсивность, спонтанность.
Нельзя сказать, что творческие люди склонны «обижать» тех, кто им дорог. Они не обижают. Они действуют на эмоциях, не обдумывая последствия. Могут что-то высказать такое, о чём через 2 минуты пожалеют.
Творчество немыслимо без спонтанности. Наломать дров, не подумав – другая сторона этой медали.
При желании, зная эту свою особенность, можно не ломать себя, а научиться выстраивать отношения с близкими в особой манере.
3. Творческие люди и сами ранимы
Выражая себя в мир, многие из них имеют страх оценки, критики, непринятия, непонимания. От этого включаются защитные механизмы и во все стороны выскакивают «колючки».
Быть творческим нередко означает рисковать, выражая себя в мире, встречаться с критикой и оценками.
4. Творческие люди часто сталкиваются с социальным неодобрением
Потому как они зачастую не работают с 9 до 6, да и вообще не работают с точки зрения обитателей офисов. А иногда даже и вовсе занимаются какими-то непонятными делами, которые вызывают недоумение: «Тебе что, за это ещё и платят?!»
Кто-то нет-нет, да и вспомнит басню про бессовестную Стрекозу и трудяжку-Муравья. Кто-то покачает головой и призовёт задуматься о будущем. У некоторых творческих людей даже встречается «комплекс тунеядца».
Быть творческим почти всегда означает сталкиваться с непониманием, неодобрением или даже откровенной завистью тех, кто пошёл иным путём.
Правда, по-настоящему творческие люди в порыве творческого вдохновения о таких мелочах не задумываются!
А если задумываются, то это звоночек о том, что пора поработать над тем, чтобы узнать и принять себя.
5. Творческих людей в профессиональном плане не всегда воспринимают всерьёз
В понимании многих нетворческих людей творческие профессии, скорее хобби, чем профессии в полном смысле слова. Конечно, многое зависит от того, как конкретный «художник» (не важно, художник, поэт, философ, писатель, дизайнер) себя поставил, как выстроил границы и коммуникацию.
Однако пока это не очевидно, обязательно найдётся кто-то, кто попросит помочь (макетик сделать, картинку нарисовать, стишок к празднику придумать). Ну а что, не сложно же? Странно, почему по дружбе никто не просит стоматолога так, между делом, «зубик посмотреть»?
Быть творческим, как правило, означает, что придётся очень серьёзно и тщательно выстраивать личные границы и защищать свою территорию.
6. Творческие люди «ненормальные» и немножечко сумасшедшие
В каком смысле это так и есть. «Норма» – крайне условное, социально определённое понятие. В каждом обществе «нормы» будут свои. И даже в одном обществе эти «нормы» будут меняться с течением времени.
Норма – это всегда какой-то средне-приемлемый, удобный для общества уровень чего-либо. «Нормальный» – это всё равно, что «никакой». Он просто соответствует нормам – тому, что в данный момент в данном обществе этому самому обществу удобно для оптимального функционирования.
Творческое начало «нормой» быть не может по определению. Если все будут творческими и кинутся самовыражаться, общество «нормально» функционировать не сможет. Кроме поэтов всегда должны быть физики, а кроме композиторов – бухгалтеры.
Ум чаще всего ассоциируется не столько с интеллектом, сколько с рациональным началом личности. Так что «сошедшими с ума» нередко выглядят люди, для которых больше характерно образное, метафорическое, нежели рациональное, мышление.
Быть творческим – значит больше полагаться на эмоции и чувства, на интуицию, а не на здравый смысл и логику. Увы, не на то и на другое вместе!
7. Творческие люди не всегда творят на деле – иногда они годами вынашивают идеи и не могут «разродиться»
К сожалению, это так. В голову пришла блестящая мысль? Половина творческих людей половину своих блестящих идей попросту теряют. Как говорил Д.И. Менделеев: «Найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад». Творческие люди в этом смысле не кладоискатели, а заправские кладотерятели.
Увы, не у всех есть привычка хотя бы записать мысль в блокнотик. Ну а у тех, у кого такая привычка есть, имеет другая проблема – творческая прокрастинация.
Иногда удачные и блестящие идеи складируются в коробочки, коробки, ящики, шкафы и остаются там до тех пор, пока однажды не будут торжественно похоронены.
Генри Форд утверждал, что идеи, несомненно, важны и ценны, но идеи – это всего лишь идеи. Любой человек может породить идею, придумать что-нибудь дельное!
«Воплотить идею в действительность, в конкретный продукт – вот что по-настоящему имеет значение».
Многие творческие люди имеют сложности именно с воплощением. Одним мешает страх критики, другим это просто не нужно, третьим не хватает предпринимательской хватки, четвертым некогда.
Быть творческим – значит, брать на себя ответственность не только за рождение своих идей, но и за их реализацию.
8. Творческие люди часто ориентированы на процесс, а не на результат
Собственно, кто вообще сказал, что любая идея должна быть реализована, а роман – дописан?
Творческие люди не всегда заканчивают свои произведения и проекты по одной простой причине – результат, как окончание процесса, их не интересует. Иногда важнее выразить себя через слово, чем опубликовать книгу.
Джером Сэлинджер, автор «Над пропастью во ржи», после оглушительного успеха книги, перестал публиковаться, избрал жизнь затворника и писал исключительно «для себя», видя в этом своего рода «терапию» и духовную практику. И это не сделало его менее творческим человеком.
Не быть ориентированным на результат – это психологически нормально. Правда, вряд ли эта особенность будет востребована при попытке устроиться на работу в сфере бизнеса.
Творческое начало – не просто интересная особенность личности. Это ещё и в некотором смысле слова выбор.
Возможно, вы не выбирали, быть творческим человеком или не быть, но именно вы выбираете – принимать свои особенности или же пытаться их «исправить», чтобы получить что-то другое.
Принять свои особенности (вместе с их теневыми сторонами) – всегда выгодное решение! Ведь лучше всего удаётся раскрыть и развить то, что «ваше», родное, естественное, а не присвоенное.