Искажённые ценности: почему не стоит увлекаться советскими фильмами. Мнение психолога
Советские фильмы, которые давно стали частью отечественной ретрокультуры, и сегодня с удовольствием смотрят очень многие. Казалось бы, лёгкие комедии, навевающие ностальгию и приятные воспоминания, понятные, простые, забавные – они подходят для просмотра абсолютно всем. Но если присмотреться, в сюжетах многих советских фильмов можно увидеть малоприятные вещи, которые не вписываются в мораль современного человека и не учат ничему хорошему.
Абьюз как норма жизни
Главный и самый очевидный грех большинства советских комедий, который делает их совершенно несмешными – психологический абьюз, который преподносится зрителю как норма. Картина «Москва слезам не верит» могла бы восприниматься исключительно в положительном контексте и стать одой успешной и сильной женщине, если бы эта успешная и сильная женщина не начала унижаться перед мужчиной, который открыто её унижает.
В картине некий Гоша преподносится как единственный и неповторимый, любовь и спасение от одиночества. Но если оценить ситуацию трезвым взглядом, то мы видим токсичного персонажа с задатками деспота и раздутым эго, который, придя в чужой дом, диктует там свои порядки. Гоша позволяет себе повышать голос на главную героиню, требовать от неё полного подчинения, а затем ещё и чувствовать себя виноватой лишь из-за разницы в доходах и статусе. Говоря современным языком, это абьюз в чистом виде. То же самое явление мы видим в «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Девчата», «Афоня».
Искажённые ценности
Но почему же героини советских фильмов позволяют так с собой обращаться? Что мешает сказать «прощай» проблемному Гоше или деспотичному Ипполиту? К чему такие мучения? Страх одиночества – вот что толкает этих женщин в объятья весьма сомнительных субъектов. Помните сцену откровений Людмилы Прокофьевны Калугиной об «ужасах» холостяцкой жизни?
Подобный страх вкупе с невыразимой тоской фигурирует и во многих других фильмах:
- «Одиноким предоставляется общежитие».
- «Москва слезам не верит».
- «Девчата».
Чего только стоит знаменитая фраза про Надьку и 28 лет, когда «не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдёшь»! Такие фильмы диктуют на, что без мужчины жизнь не мила, карьера, интересы, самореализация и всё прочее для женщины особого значения не имеют. И если в прошлом веке такое отношение к жизни и к себе было более или менее понятно и ещё как-то укладывалось в нормы общественной морали, то сегодня подобные архаизмы мышления неприемлемы. Ведь каждая женщина должна знать себе цену и уважать себя, а не цепляться за первого встречного.
Отношение к женщине
Пункт, отчасти вытекающий из двух предыдущих. Помимо того, что в советских фильмах жёсткий патриархат преподносится как нечто нормальное и само собой разумеющееся, а мужчина возводится в ранг чего-то незаменимого и обожаемого, в некоторых картинах можно увидеть и иные прегрешения, связанные с отношением к женскому полу.
К примеру, комедия «Королева бензоколонки» не кажется такой уж весёлой, если вспомнить предвзятое и откровенно неуважительное отношение мужчин к главной героине, в тот период, когда отёки от укусов ещё не спали. Они дружно смеются над её желанием стать экскурсоводом (что это, если не хамство?), оскорбляют и принижают её на заправке.
Но обратите внимание, как меняется отношение к девушке, стоит ей похорошеть внешне!
Похожая ситуация и в «Девчатах»: миниатюрную и юную Тосю откровенно шпыняют и совершенно не уважают, обесценивая её труд: по мнению мужской части коллектива, для приготовления блюд ум и навыки не нужны, а работа поварихи не заслуживает уважения в отличие от их труда. Зато более привлекательные особы воспринимаются теми же героями совершенно иначе. Таким образом, отношение к дамам определяется её внешностью.
Романтизация запретного
Ещё один малозаметный нюанс советских фильмов, на который мало кто обращает внимание – романтизация алкоголизма. Так, в картине «Любовь и голуби» горячительные напитки льются рекой, а один из героев явно страдает зависимостью и готов «похоронить» жену ради рюмки, однако всё это преподносится как нечто обычное и смешное. То же самое можно сказать и про «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»: главный герой пребывает в полном беспамятстве ещё до праздника, а зрителю подобное состояние должно показаться забавное. Но будем честны: в пагубных зависимостях нет ничего смешного.
Неинтеллигентная интеллигенция
С интеллигенцией, которая, казалось бы, и должна демонстрировать идеальные манеры, тоже не всегда всё гладко. Ярчайшие примеры: Татьяна Сергеевна из «Весна на Заречной улице» и Маргарита Павловна из «Покровских ворот». Упорно требовать от девушки, чтобы она встала во время переклички, а потом не извиниться, узнав причину? Легко! Использовать болезнь в качестве оскорбления? Запросто! Интеллигентностью здесь даже и не пахнет.
Конечно, художественное кино, тем более комедия – это просто вымысел, шутливая история, которую никто не воспринимает буквально. Однако не стоит забывать и о том, что именно культура формирует личность: незаметно, кирпичик за кирпичиком, пласт за пластом в нашем сознании закладываются различные модели поведения, основы морали и многое другое. Поэтому, выбирая фильм для семейного просмотра, всегда стоит учитывать, какие ценности и нормы он демонстрирует подрастающему поколению.
Мнение психолога Майи Макиевой
Влияют ли установки советского времени на мышление современного человека или человек смотрит эти фильмы с пониманием того, что сейчас времена поменялись и всё по-другому?
Каждый человек интерпретирует любую информацию по-своему, в том числе и ту, которая транслируется через кинематограф. Что же касается влияния советского кино на современных людей, то если человек не родился и не вырос в советское время, вряд ли эти фильмы так его заинтересуют, что он будет их смотреть и потом примет их сценарий в качестве сценария своей жизни.
Учитывая тот факт, что всё-таки времена значительно изменились, а интересы и ценности новых поколений кардинально отличаются от советского человека, то за нашу молодёжь можно быть спокойными, так как в их глазах многие советские фильмы выглядят достаточно наивными и малоинтересными.
Нынешние люди не придают им особого значения и мало что видели из этих фильмов. Другое дело – люди, ещё заставшие Советский Союз, на них советское кино всё ещё может оказывать влияние, ведь они прекрасно помнят те времена, когда семья ценилась превыше всего, была основой ценностью общества и ради семьи принято было терпеть всё что угодно.
И если нынешняя молодёжь просто не понимает, как же можно было так жить, то предыдущие поколения так жили. Кстати, тогда цензура просто не позволяла снимать фильмы, где в концовке происходит распад семьи. В фильмах «Осенний марафон» и «Поздняя встреча» главные герои, в конце концов, решают остаться с нелюбимой и сварливой женой и отказываются от тех, кого любят ради сохранения семьи.
Сейчас такой поворот может показаться нелепым, но в те времена люди так жили. Да, видимо, тогда через кинематограф пытались убедить граждан, что семья превыше всего. Посыл неплохой, но вот на деле получилось, что нужно терпеть любые унижения собственного достоинства ради ячейки общества.
За образец подражания бралась неуверенная в себе, ущербная, боящаяся одиночества и часто одинокая, оглядывающаяся на мнение общества женщина и мужчина-манипулятор, который успешно пользовался всеми доступными приёмами для подчинения себе этой женщины-жертвы, которая, кстати, по сценарию влюблялась в этого не ценящего её и не заботящегося о ней мужчину.
И это всё преподносится нам как любовь, хотя на самом деле является манипуляций, с одной стороны, и патологической созависимостью — с другой. Если человек проникнется симпатией к любому из этих героев, то может психологически ассоциироваться с ним и угодить в невротические отношения, отнюдь не такие романтичные как в кино.
И важно здесь учитывать характер того времени, когда женщины всё-таки были защищены обществом, существовали публичные осуждения абьюза (тогда его называли неподобающим поведением), существовало вмешательство в семейную жизнь со стороны родственников, соседей, коллег, которые не только мешали, но и пытались помочь в трудной ситуации.
Поэтому стоит любое кино, в том числе советское, рассматривать через призму времени, а лучше через призму собственного счастья. Прежде чем в своей голове выстраивать похожий сценарий отношений, проанализируйте, так ли романтично это будет выглядеть в жизни? А если ваш партнёр будет вести себя так всегда, а вы всегда будете это терпеть? Будете ли вы при этом счастливы? Сможете ли ценить и уважать себя в подобных отношениях с похожим на героя фильма человеком?
И подытожу свой комментарий тем фактом, что советских фильмов много и они очень разные, поэтому выбирайте те, что соответствуют вашим взглядам на жизнь. Да, тогда была цензура, порой излишняя, но теперь современная киноиндустрия совсем упростила её, и неизвестно, какие фильмы могут вам навязать «кривые» сценарии жизни, а какие — помочь разобраться в ваших отношениях и создать свой сценарий.
Комментарии
Позиция автора ясно: не надо смотреть советские шедевры, «они хорошему не научат»! Зачем современному молодому человеку искренность, честность, дружба, чистая любовь, коллективизм, справедливость… Надо смотреть голливудско/болливудские поделки! Любая ложь и любая мерзость — во имя успеха! Голый секс вместо любви! Деловое партнерство вместо дружбы! Индивидуализм вместо коллективизма! К богатству и власти — по чужим головам!!! А неудачники пусть плачут!… После этого удивляемся, почему среди молодежи столько ублюдков и подонков, малолетних преступников и наркоманов??
да какая в советских фильмах любовь, о чем вы? Там ужас и кошмар.
Мда… как тут не вспомнить дедушку Ленина: «По форме правильно, а по сути — издевательство».
Автор издевается над читателем.
А, может, просто дурная???
Всем привет! Все люди любят «легенды» , но кинематограф — это в первую очередь, отражение жизни автора фильма — режиссёра, в уж потом — всё остальное. Кстати, почему то автор не указывает на один нюанс, что все фильмы имеют статус «игровых», не соответствующих полной действительности, а раскрывают ту или и иную сторону жизни и часто «по заказу». Я люблю смотреть фильмы начало того столетия и первой половины и старше, включая перестройку и захватывая современные фильмы — для общей картины мира в целом и его изменений.
Я прожила при СССР — 30 лет и 30 лет в РФ и смею вас заверить, что и сейчас есть фильмы достойные внимания и имеющие разряд «отстойных», где искусство в прямом смысле отражает жизнь на унитазе. Наивные и лубочные фильмы — довоенные и после — помогали целым народам восстановится от войны, это тоже надо понимать, но не до всех дойдёт, просто «это» надо пережить! К тому же, чем старше отдаляешься от возраста юности, тем милее всё то, что связано с ней, даже не совершенное!
Автор молода, ей не больше 30 лет, а потому надо «поднатореть» во взглядах видение в более широком понимание мира и мировоззрения разных поколений..
Из последних мне — шестидесятилетней тётке, понравился фильм «Романтики 303» и я его периодически пересматриваю…
Всем тепла в души и жизнелюбия!
По поводу компетентности автора этой так называемой статьи можно много чего написать, но я остановлюсь конкретно на фильме «Осенний марафон». Автор! Это не фильм про советские ценности. Это не фильм про «абьюз», «газлайтинг» и прочие придуманные понятия. Это не фильм, прославляющий семью (иначе в конце нам бы показали, как счастлив Бузыкин со своей Ниной). И это не фильм для поколения девочек-блогеров, привыкших получать информацию готовыми кейсами и не умеющих считывать нюансы. Вам подсунули модное словечко «абьюз» — и вы с незамутнённой радостью кидаетесь примерять его к самым разным жизненным ситуациям, имеющим совершенно различные причины и последствия, характеризующимся совершенно разными обстоятельствами. Так же вы поступаете и с обсуждаемыми фильмами, бездумно валя всё в одну кучу — комедии, трагикомедии, вообще не комедии, психологическую драму и производственную драму, посредственность и шедевры. И, что самое поразительное, берётесь учить жизни старшее поколение, которое, в отличие от вас, не умеет «присматриваться» к «лёгким комедиям», которые в действительности «не учат ничему хорошему».
Запомните, автор, «Осенний марафон» — вовсе не «лёгкая комедия», и он ничему зрителя не «учит», это вы как раз пытаетесь тут своих читателей поучать. Это рассказ о нелёгкой жизни человека, который врёт всем вокруг не корысти ради, а ради сострадания, и, хотя он вроде как не прав, но осудить его невозможно, и, хотя он вроде как прав, но живёт неправильно. Здесь нет простых и однозначных ответов, к которым вы привыкли, здесь ставятся вопросы, которые ваша головка решить пока не в состоянии. Но вы почему-то уверены, что уж вам-то, в отличие от любителей советского кино, всё и со всем понятно. Типичная ошибка «интернет-осведомлённости». С чего вы взяли, например, что жена Бузыкина Нина — «сварливая и нелюбимая»? Она вовсе не сварливая, интеллигентнейшая женщина, просто до невозможности уставшая. И она не «нелюбимая», здесь всё значительно сложнее, она — когда-то любимая, но разлюбленная. И её непутёвый супруг испытывает чувство вины перед ней за то, что разлюбил. Да, представьте, вот не может он просто выбросить когда-то желанную и единственную женщину, мать своего ребёнка, как изношенный башмак. В вашем двумерном маня-мирке он бы так и поступил, потому что «зато честно» и потому что «ради щастья!», но мы живём в мире людей, в котором человек может быть близок и дорог даже в том случае, если любовь ушла, и где близкий человек — не битый пиксель, который просто мешает и портит картинку.
В общем, автор. Не беритесь писать «про кино и психологию», не ваше это, уважаемая девушка-блогер. Вам кажется, что вы всё понимаете «в кинематографе и социуме», но это вам только так кажется. Пишите лучше о модных тенденциях — так хотя бы можно быть уверенным, что при чтении ваших, так сказать, статей не пострадает ни один невинный бумер.
Боже, какой примитив:((
Просто тогда в ваше время «бросить» жену с ребенком это было — сделать ее несчастной. А советские фильмы унылые, мееееедленные, скучные, актеры будто переигрывают, даже лучшие из них, молодежь их смотреть не может (сужу по себе и окружению). Может, через лет сорок современные фильмы молодежь смотреть не будет, потому что они просто устареют.
Я смотрела, смотрю и буду смотреть советские фильмы. Потому, что это просто кино, хорошее и доброе кино. А если посмотреть нынешние фильмы, так ли в них всё чудесно и мило, в них правильное отношение к женщине, отсутствие абьюза и прочее? Не согласна с мнением автора от слова совсем
Слово Эксперт уже затаскана настолько, что скоро их заключения в судах принимать перестанут.
Хотелось бы поинтересоваться, у Автора, а какие фильмы смотреть следует.
Советские фильмы отражали реальность, всё, что они показывали было в жизни.. .НИЧЕГО ОНИ НЕ ПРОПАГАНДИРОВАЛИ!
по ходу над тетенькой жизнь кокретно надругалась…
тот самый случай, когда комментарии намного лучше самой статьи
Такое мог написать, только «Иван, родства не помнящий»
Как раз тогда люди уважали себя, сейчас это только имитация самоуважения.
автор-«психолог»! Срочно к психологу! Только настоящему.
Автору бросить психологию, такой психолог сломает сотни жизней за время своей работы. Кром того автор манипулирует фактами в угоду своего мировозрения. В общем говоря проще именно он (автор) и является тем самыс абьюзером, что методоами манипуляций навязывает свое мнение, при этом откровенно неграмотное.
Вот когда вижу алкашей в советских фильмах (и не только в советских) блевать тянет. Даже от водки на столе по праздникам. Можно смотреть советское кино только если не брать модель поведения героев как единственно верную. Жить по фильмам вообще не следует.
Тот случай, когда автор говорит об абьюзе и переходе на личности, оскорбления и в комментариях прямые примеры оного. Браво! Словно Маргарита Павловна, которая совсем не умеет следить за языком, в действии.
Конечно в кино, как и в литературе, нужен конфликт. И поэтому он и появляется, пусть и в такой неприглядной с тз психологии форме. А корни у наших советских кинокартины надо искать не столько в идеалогии, психологии советского гражданина и общественной морали, сколько в русской литературе. Почитайте Некрасова или Бунина. Особенно Бунина с его «Тёмными аллеями» — тогда не только про абьюз вспомните, но и про прочие псих термины. Но дело в том, что кино включает много сцен, там может быть абьюз и насилие с алкоголизмом соседствуют с дружбой и верностью и любовью. Вот люди больше обращают внимание на последнее, а первое не замечают. Но не было бы первого, не было бы конфликта, а без конфликта невозможно худ произведение. Поэтому здесь либо кино отражает жизнь, либо программирует нас на эти сценарии, либо мы сами запрограммированы на них и без того.
Автор, многое можно сказать о советских фильмах, но бабушки и дедушки вас не поймут. А к сожалению на такие статьи «слетаются» в основном они.