Источники вдохновения мировых дизайнеров или откуда берутся идеи для новых коллекций
Где находятся живительные источники вдохновения мировых дизайнеров или откуда берутся идеи для новых коллекций – проанализировала наш эксперт-стилист Анна Митина. Это очень интересно!
Назад в будущее
Самый естественный способ вдохновения для всех людей творчества – это взгляд в прошлое, через изучение искусства, и взгляд в настоящее. Далее, через призму своего видения, каждый берёт оттуда то, что помогает ему выразить его идею, перемножает на тенденции сегодняшнего дня – и вот новый образ уже готов!
Это самый ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ. Ведь когда греки начинали создавать свою культуру, которая стала колыбелью западной и восточной культуры – их единственным источником была природа. Они тщательно изучали природу, а затем повторяли её законы в своих произведениях.
Единственное, чего они не открыли – это перспективу и светотень. Они были больше ориентированы на архитектуру и скульптуру. Изучая природу и человека, греческая культура за пять веков прошла путь от идеальной гармонии («Дискобол», V век до н.э.) до дисгармонии, период Эллинизма («Лаокоон и его сыновья», I век до н.э.).
Далее их культуру успел подхватить Рим и, соединив с инженерной мыслью, приспособил её под практические нужды общества: были построены дороги, акведуки, термы, широко применялась монументальная живопись (фрески с Виллы Ливии, мозаика «Океан и Тефида»), появилась мода на красивые женские причёски.
А вот и призма: если Греция искала не индивидуальность, а идеальную форму «Голова Дискобола», то Рим, наоборот, создал психологические скульптурные портреты – «Голова старика».
Но и это было взято не из ниоткуда. Вдохновением послужили этрусские посмертные маски, которые римляне нашли у своих соседей на другой стороне Тибра.
После падения римской империи, в следствие захвата её варварами с Северной Европы, вдохновение черпалось из народного творчества варваров (Дороманский период, искусство Меровингов, Каролингов, Оттонов, V-X век н. э.)
Возможно, вас заинтересует: 20 выдающихся дизайнерских идей, которые заставят вас кричать «Я хочу это»
Исторические эпохи в искусстве
К сожалению захват варваров приостановил дальнейшее развитие культуры и весь нажитый опыт забылся, ведь изучению искусства ранее не придавали значения – им стали заниматься не так давно, по историческим меркам. Но мы видим, как культура, сделав шаг назад в развитии, на самом деле только обогатилась новыми образами, породив средневековое искусство, состоящее из романики и готики.
Ну а затем началось всем более или менее известное время Возрождения, когда начались раскопки. Вот тут-то и увидели, что в недрах земли лежит прекрасное античное искусство, в котором были заложены основные законы гармонии. Далее римлянам осталось углубить базу, добавить недостающие перспективу и светотень. В то время Голландии открыли масляные краски. Таким образом, период Возрождения был основан на Классическом искусстве Греции, где всё статично.
Затем пришло барокко («Экстаз святой Терезы», Д.Л. Бернини 1647-1652), которое черпало вдохновение из греческого Эллинизма, где всё динамично.
Читайте также: Дизайнер интерьера и мама Келси Хермансон превратила обычный дом в яркую диснеевскую сказку – все в восторге от волшебного домика!
Мода сегодня: Balenciaga и Gucci
Так чем вдохновляются дизайнеры? Всем. Чем шире картотека образов, тем интереснее их коллекции.
Да, каждый выбирает свой период, свои образы. Кто-то пользуется образами лишь сегодняшнего дня.
Так, директор модного дома Balenciaga Демна Гвасалия считает, что «Мода напрямую связана с переосмыслением эстетики, а также обязана давать возможность повеселиться».
Он балансирует на наших представлениях о красоте и уродстве, вдохновляясь стритстайлом, предметами повседневного обихода, которые считаются нелепыми и безвкусными, но окружают нас повсюду.
Например, одна из его самых известных и ироничных работ – дизайнерский ремейк сумки “Фракта”из Икеи и реинтерпретация кроксов на платформе Balenciaga. Гвасалия вырос в советской Грузии, поэтому его фокусом внимания являются элементы культуры 90х – 00х.
А вот итальянский бренд Gucci мог бы, наоборот, ограничиться только эстетикой прошлого, ведь его корни так тесно с ним связаны. Но на удивление итальянцев, он впустил “новые ростки” из элементов современной культуры, чем вызывал неприязненную критику земляков – итальянцам очень сложно избавиться от «груза» истории их искусства.
Но смельчак дома Gucci, а именно его новый преемник в качестве креативного директора Александр Микеле, изменил стереотипы:
- выделил преимущественно винтаж, тем самым подчеркнул корни итальянской культуры Возрождения (узоры, фасоны, жемчуг, аристократическая роскошь, бархат, парча, золотые тиары, венки);
- позволил объединить винтаж с элементами любого стиля. Это могут быть и брутальные бомберы 70 х, и этнические мотивы, ботанические принты, узоры с древних карт, китайские императорские узоры, народные вышивки Америки 19 столетия, а также эстетика французского Старого режима.
- Посмотрите коллекцию Gucci в Арле: здесь вы увидите причёски римских матрон, которые описаны выше.
https://www.youtube.com/watch?v=mByzWWcM4BI
- Или посмотрите коллекцию весна-лето 2020, которую так раскритиковали земляки за дурновкусие, ведь была нарушена роскошная элегантность, которую так любят итальянцы. Но Александр Микеле раскачивает лодку аристократического вкуса своим театром противоречий: здесь вы увидите смесь винтажа с 70-ми.
- А чтобы лучше проникнуться идеей, предлагаем вам посмотреть вдохновляющую серию эпизодов от Гуччи «Увертюры о чём-то, что никогда не заканчивается» (прим.: перевод автора). Тут вы сможете прочувствовать атмосферу 70-х, смесь простых вещей с добавлением лёгкого аристократического флёра. Это такая яркая, необычная смесь. Здесь нет сюжета, люди о чём-то говорят, но нет никакого смысла, хотя всё время есть ощущение диалога, рассказа (сюрреалистический приём).
Ищите своё вдохновение. Оно везде: в книгах, картинах, природе, фильмах, пинтересте, фотостоках, дизайнерских сайтах… Чем лучше вы знаете мир, тем больше у вас образов. Ничто не берётся из ниоткуда, поэтому культурный опыт – это и есть отправная точка для создания нового, улучшения старого.
Успехов вам!