История балерины Анны Павловой: как сказка стала былью
Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Ею восхищались, устраивали приемы в ее честь, балерины мечтали танцевать также легко и воздушно, как она. Гонорары Павловой были самыми высокими в то время, и она гастролировала даже там, где и не слышали о балете. Она стала одной из величайших балерин ХХ века.
Известный балетный критик Андрей Левинсон так отзывался о ней: «Ее искусство рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!»
Видео: Анна Павлова «Умирающий лебедь» 1925
Анна Павлова была не только самой известной, но и самой загадочной балериной того времени. В своей автобиографии она подробно рассказала о самом главном в ее жизни — о балете. От других известных танцовщиц того времени ее выделяла сдержанность и немногословность. В своих многочисленных интервью Анна Павлова с удовольствием рассказывала о балете, и малоэмоционально — о своих привязанностях.
Происхождение известной балерины до сих пор окутано тайной. По официальным данным, Анна была дочерью рядового солдата Матвея Павловича Павлова и прачки Любови Федоровны Павловой. Но есть версия, что отцом будущей легенды балета был известный московский банкир.
Точное происхождение Анны неизвестно, а сама она не любила, когда к ней обращались по отчеству, предпочитая фамилию — Павлова.
Однажды ее мать посетила с ней спектакль в Мариинском театре — «Спящую красавицу». И именно в тот вечер маленькая Аня отчетливо поняла: она хочет танцевать также красиво, как и принцесса Аврора. О чем со всей твердостью и сообщила матери, немало ее удивив — девочка отличалась застенчивостью.
Аню приняли в Императорское театральное училище не сразу — не подошла по возрасту. Снова ее привели в возрасте 10 лет. И девочка стала постигать азы балетного искусства в училище, которое отличалось строгостью в обучении. Но именно там преподавали еще классическую школу балета.
Никто не мог и подумать, что маленькое хрупкое создание, каким была Аня Павлова, станет известной балериной, прославившей русскую школу.
«Пушинка, легкость, ветер», — такую характеристику на просмотре дал девочке известный Мариус Петипа.
Ее сильная воля, целеустремленность, талант и любовь к балету позволили ей танцевать на большой сцене. В самом начале своего творческого пути многие отмечали, что ей недостает техники, которая была у Кшесинской, Карсавиной и Преображенской. И так было, пока у Анны не проявился драматический талант. А в прыжках и арабесках невесомой балерине не было равных.
В 1899 году девушка окончила училище и стал балериной в труппе Мариинского театра, миновав кордебалет. И практически сразу стала получать главные роли в ведущих спектаклях.
Особенно она запомнилась публике исполнению партии Жизель. Анна Павлова восхищала зрителей своей грацией, легкостью и драматическим талантом.
Но славу ей принесла миниатюра, которую поставил ей Михаил Фокин на музыку Сен-Санса — «Лебедь». Благодаря исключительному таланту Анны Павловой, этот концертный номер стал ведущим в «Русских сезонах» в Париже, а сама балерина, нарисованная в этом образе — самой известной эмблемой в мире антрепризе. А образ Лебедя стал самым любимым у Павловой. При этом она не стремилась привносить в свои танцы что-то необычное и новое.
Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное — она сама была сенсацией, хотя вряд ли это осознавала
Анна Павлова выступала в Мариинском театре 10 лет, а потом она стала давать гастроли по всему миру. Некоторые считают, что одной из причин, по которой она ушла из театра, является ее брак с Виктором Дандре. Хотя никаких официальных документов нет, его считают мужем Анны Павловой.
Виктор Дандре был противоречивой личностью: он был поклонником творчества балерины, посещал все ее выступления и занимал важный пост. Потом его обвинили в трате казенных средств, и его спасла Павлова, заплатив большой залог. Но после этого Дандре пришлось покинуть Россию, а вместе с ним — и Анне.
Свое последнее выступление в России она исполнила в 1913 году, и больше никогда не возвращалась. Виктор был одним из лучших импрессарио того времени, и именно он популяризировал образ Лебедя. Дирекция театра старалась удержать известную балерину, предлагая выгодные условия, но балерина все-таки уволилась из Мариинского театра.
Благодаря Анне Павловой искушенная парижская публика полюбила русский балет. Она выступала в «Русских сезонах» Дягилева и предложила добавить балет в программу. В силу разных причин знаменитая балерина ушла от Дягилева и отправилась гастролировать по всему миру. Анна Павлова не могла ограничиться выступлением на одной сцене — для нее был открыт весь мир.
Во время Первой Мировой Войны Павлова вместе с Дандре жила в Великобритании, и все гонорары с выступлений передавала в Красный Крест. Также Анна Павлова помогала девочкам-сиротам — они жили в ее особняке, она оплачивала их обучение. Кроме того, ей приходилось самой себе ставить номера — из-за частых переездов. Но ей было не важно где, важно то, что она могла танцевать, сцена и балет были для нее всем.
Анна Павлова мечтала вернуться в Россию, но эта мечта не осуществилась — в 1931 году легенды русского балета не стало. Во время гастролей Анна простудилась, и возникло осложнение.
Анна Павлова вошла в историю, как удивительная прекрасная и хрупкая балерина, которая своим изяществом и легкостью покорила весь мир. Многие пытались повторить ее утонченный образ, но Анна Павлова была такая одна — единственная и неповторимая, хрупкая легенда русского балета.
Сайт Colady.ru благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!
Нам очень приятно и важно знать, что наши старания замечают. Просим поделиться впечатлениями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!