К чему приводят запреты родителей: как слово «нельзя» влияет на сценарий жизни ребёнка – мнение психолога
Однажды я шла мимо детской площадки и услышала, как мама грозно крикнула своей маленькой дочке: «Туда нельзя!» Я посмотрела на них и не поняла, почему мама не разрешала ребёнку отойти от песочницы дальше, чем на 3 метра. Двор без машин, на площадке кроме них никого нет. Казалось бы, ребёнку только бегать и радоваться, но, видимо, мама считала иначе.
На консультациях я постоянно объясняю родителям, почему важно, чтобы для детей «НЕЛЬЗЯ» было меньше, чем «МОЖНО». Особенно это актуально в первые 5 лет, когда формируется главный сценарий жизни человека.
Возможно, вас заинтересует: Как развить в ребёнке уверенность в себе – 7 действенных стратегий от педагога
Важно осознать, что в основе родительских «нельзя» лежит часто необоснованный страх за ребёнка. Взрослые боятся, что, если ребёнок возьмёт в руки ножницы – он обязательно порежется, если начнёт бегать по лесенке, то обязательно упадёт и сломает ноги.
Многие бояться, что ребёнок испортит какую-то вещь, поэтому мы часто слышим:
- «Не трогай это!».
- «Не открывай шкафы!».
- «Не залезай на горку, испачкаешь штаны!».
Есть страх, что ребёнок подцепит заразу, поэтому ему запрещается брать в руки всё, что лежит на полу, на земле.
В подростковом возрасте существуют свои запреты или ограничения:
- «Не дружи с этой компанией, такая дружба пользы не принесёт, себе навредишь!».
- «Не спорь с учителем, он будет плохо к тебе относиться!».
- «Не спорь с родителями, нам лучше знать, что тебе нужно, не будешь слушаться, мы тебя накажем».
И мало кто из родителей, что постоянные запреты могут существенно навредить ребёнку и помешать правильному развитию личности.
К чему приводят постоянные запреты родителей?
Читайте также: 3 навыка, которые приобретает ребёнок, регулярно выполняющий домашние дела
Во-первых, именно родители закладывают с раннего детства в ребёнке привычку мыслить из страха и видеть во всём негативный сценарий развития событий.
В каждом таком высказывании заложена тревожная мысль – делая выбор, бойся, обращай внимание на свой страх, он тебе подскажет, как не нужно поступать.
Во-вторых, лишают ребёнка получать его собственный опыт, делать собственные открытия и выводы. Когда он учится на своих ошибках, у него формируется живой ум:
- Когда он бьёт палкой по камню — он исследует.
- Когда он перебирает в руках мелкие камушки или другие предметы с земли — он развивает мелкую моторику.
- Когда он меняет свою игрушку на игрушку друга — он тренирует предпринимательский навык.
- Он изучает прикладную медицину в тот момент, когда мама мажет зелёнкой его разбитые колени.
- Когда он спорит с учителем — он учится отстаивать свою точку зрения.
- Когда он не соглашается с мнением родителей — он формирует внутреннюю опору на себя.
Из ребёнка, которому сформировали привычку всего бояться и не научили познавать мир на своих ошибках, потом вырастает взрослый, который зачем-то где-то работает, с кем-то живёт, куда-то идёт, но что истинно его он не понимает.
Недавно у меня на консультации был такой мужчина. Он рассказал, что у него «нет желания работать, нет мотивации выполнять работу качественно, как следствие, конфликты с руководителем и коллегами».
Поменять работу он не хочет, так как «не знает, чем бы ещё хотел заниматься и боится, что не найдёт новую, с такой же заработной платой и не сможет обеспечивать семью».
Привычка держать внимание на страхе мешает мужчине сделать выбор: уволиться с нелюбимой работы или остаться на ней и страдать. Страх совершить ошибку не позволяет ему увидеть варианты новых профессий.
А давайте представим, как размышлял бы человек, который чётко знает, что его, а что не его и не боится ошибиться:
«Мне уже неинтересна моя работа, она забирает у меня все моральные силы, я не могу радостным возвращаться домой. Я не буду больше себя предавать, уверен я найду работу, которая будет мне по душе. У меня снова будут силы, я смогу заработать, чтобы обеспечить семью».
Согласитесь, данный вариант звучит лучше!
Как правильно вести себя родителям
Задача любого родителя заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни. Научить его легко адаптироваться к разным ситуациям, не бояться идти в новое, познавать и изучать мир дальше, брать ответственность за свои действия.
Для этого родителям необходимо справляться со своими страхами. Каждый раз, когда захочется крикнуть «туда не ходи, нельзя».
Я рекомендую подумать, почему нельзя? Действительно ли есть угроза жизни ребёнку или родитель просто не хочет, чтобы ребёнок упал и немного поплакал?
В большинстве случаев, если родители не покажут малышу свой страх, что он упал, то он и не заметит этого, поднимется и пойдёт дальше.
Каждый раз, когда хочется сказать «не трогай, нельзя», я рекомендую подумать, что страшного произойдёт, если ребёнок потрогает или поиграет вещью, на которую наложен запрет.
Желательно разобраться, что лежит в основе этого страха?
Если это действительно очень дорогая вещь, то можно просто убрать её из поля зрения ребёнка. Дети, которым постоянно запрещали исследовать новые предметы, играть с ними, впоследствии теряют интерес к получению новых знаний. «Нельзя, значит, нельзя — буду всё время проводить в гаджетах» — решает ребёнок и начинает вести инфантильный образ жизни.
Когда захочется ребёнку сказать: «Тихо, нельзя кричать», я рекомендую вспомнить о том, что дети, которым не разрешали шуметь, громко выражать свои эмоции, в будущем испытывают сложности в вокальном мастерстве, умении красиво и правильно говорить, в выступлении на публике, у доски в школе, в выражении своих чувств.
К каждой ситуации должен быть осознанный разумный подход. Маленькие дети ничего сверхъестественного не хотят и не просят. Разрешайте им, по возможности больше, чем запрещаете.
А чтобы было легче справиться со страхами за детей, я рекомендую выписать их все на листе бумаги и поработать с ними. Посмотреть ваши ли это страхи, или чужие. Часть страхов сразу пройдёт.
Следить за тем, чтобы не передавать свою привычку всего опасаться детям, больше им доверять. И всегда помнить, что своими негативными мыслями мы притягиваем нежелательные события, что чего мы боимся, то с нами и происходит.
Так не проще ли думать о хорошем и доверять тому, что с нашими детьми всегда всё будет хорошо!
А вы часто запрещаете что-либо своим детям? Расскажите нам в комментариях!