Как детские травмы влияют на взрослую жизнь — мнение экспертов
Психика ребёнка очень уязвима, поэтому более восприимчива к различным ситуациям и событиям, чем у взрослого. Психологическая травма, полученная в детстве, часто становится причиной эмоциональных и психологических проблем во взрослом возрасте.
Сегодня эксперты из области психологии расскажут нашим читателям о том, как понять, что у человека есть непроработанная детская травма и как её преодолеть.
Юлия Коваль
Кризисный психолог, психолог для предпринимателей, бизнес адвайзер, системный расстановщик с более 500 часов наработки, в психологии более 5 лет, больше 100 результативных кейсов. Выпускница Института психологического здоровья нации.
Понять, что у человека есть непроработанная детская травма, довольно легко. Я, как психолог для предпринимателей, вижу такие примеры и среди достаточно успешных людей.
Из жизни
Жила была девушка Маша. Вышла замуж, родила детей. Даже открыла свой небольшой цветочный бизнес. Казалось бы, всё удалось и всё сложилось в жизни. Но в один момент всё рухнуло! Муж внезапно уходит к подруге. Дети выросли и стали неуправляемыми. А бизнес оброс долгами. Маше 41, и она сидит, обхватив голову руками, в ужасе от осознавания.
Что же произошло на самом деле в её жизни? Давайте разбираться.
На психологических сессиях выяснилось, что Машины мама с папой тоже развелись. И весь болезненный процесс развода происходил на глазах 10-летней девочки. Именно в этот момент её детская душа не выдержала и схлопнулась. Она перестала доверять самым близким людям. Ведь они принесли ей столько боли. Перестала доверять и мужчинам, и женщинам. Её тело навсегда заняло оборонительную позицию.
Подсознательно, это недоверие она принесла и в свою семейную жизнь, и в свой бизнес. Она не доверяла мужу до конца никогда. Её травма всегда бередила её душу, выливаясь в скандалы на ровном месте. В итоге муж не выдержал и оставил её наедине с её детской непрожитой травмой. В бизнесе ситуация аналогичная — когда ты ждёшь везде подвох, ты его и находишь.
Что мы сделали на сессии, чтобы Маша смогла прожить эту детскую травму и освободиться от неё?
Прошли в эту боль до конца. Она набралась смелости и посмотрела правде в глаза. Да, её родители развелись. И да, маленькая Маша была в этом не виновата. Вдох-выдох. Маша, тебе можно доверять миру…
Да, детские травмы прорабатывать непросто, но результат того стоит.
Техник и инструментов, с чего начать, сейчас и правда очень много. Я бы рекомендовала метод быстрой терапии — системные семейные расстановки. Они работают именно на глубокие душевные детские травмы. И приносят быстрое облегчение.
Если вы заметили у себя отсутствие энергии жить, часто повторяющиеся негативные ситуации в отношениях, отсутствие или быструю трату денег. То, возможно, вам мешает жить полно, счастливо и богато именно детская травма.
Не откладывайте в долгий ящик разрешение этого вопроса, обращайтесь к специалистам помогающих профессий — психологи, психиатры, неврологи и т.д.
И пусть свет вашей жизни освещает дорогу и вам и вашим близким!
Ольга Наумова
Автор метода метафор, эксперт по любовной зависимости, автор 4-х книг по психологии.
Психологической травмой я называю ложную установку, которая ставит нас в слабую позицию.
Самые распространённые детские травмирующие установки выглядят так:
- любовь надо заслужить;
- они лучше меня;
- нельзя сильно радоваться — потом будешь много плакать;
- если меня любят — я ценная;
- будь хорошей, удобной — тогда тебя полюбят;
- мне все должны;
- они большие и важные — значит, лучше меня и мне надо завоевать их расположение и т.д.
Самая частая детская история моих клиенток.
Мама мной не занималась, я чувствовала себя отверженной, старалась ей всю жизнь угодить, но всё равно считаюсь плохой и неблагодарной дочерью. Я вышла замуж, какое-то время всё было хорошо, потом я как будто вернулась в детство, так же чувствую себя ненужной. Сценарий повторяется.
Самая частая детская травма связана с самоценностью.
Если вас приучили в детстве к тому, что вашу ценность определяют другие люди, метафорически вы выглядите как нищенка у вокзала с протянутой рукой — сколько вам дадут — так себя вы чувствовать и будете, мама может и положит в эту руку пятачок, а вредная девочка из школы — заберёт и вы опять у нуля.
А взрослая вы будете жить по той же схеме, где будете ждать, что мужчина будет вам в руку денежку класть. На начальном этапе он положит, а потом обязательно заберёт и последнее платье с вас снимет, потому что это модель нерабочая — она бесит окружающих, как бесят реальные попрошайки.
Поэтому «ключом» к решению подобных сценариев служит выскакивание в другую, более высокую роль и принятие на себя ответственности и новое убеждение, что никто нам ничего не должен, и не вправе говорить, какие мы и как нам надо жить, мы сами вправе давать другим оценку и указать им место в нашей жизни, если они лезут к нам со своим мнением.
Если ваша самооценка как разбитая ваза — никто не должен её собирать и укреплять. Только мы сами можем, взяв на себя ответственность, трансформировать её в чугунный горшочек и тогда становимся неуязвимы.
Существуют специальные упражнения, позволяющие выявить травму и «компенсировать» её за счёт собственных ресурсов, но сделать это без помощи профессионального психолога вы вряд ли сможете.
Ольга Батуева
Практикующий психолог, коуч, наставник, преподаватель, ведущая тренинговых групп. Стаж работы в области психологии, коучинга, преподавания и развития взрослых людей более 25 лет.
Причиной психологической травмы может стать любое событие, где человек пережил сильное, эмоциональное потрясение, не смог себя защитить, попал в беспомощное состояние, не смог выразить и проговорить свои эмоции.
Чаще всего, такие травмы происходят в детстве, так как у человека в период развития личности очень мало внутренних и внешних ресурсов, чтобы противостоять внешнему миру. Он ещё не осознаёт самого себя, копирует модели поведения взрослых, всё принимает на веру и очень зависит от той среды, в которой находится.
До семи лет у ребёнка, который, напомню, ещё не имеет критического мышления, уже формируется некий жизненный сценарий. Во взрослом состоянии он отыгрывает этот сценарий, сам того не осознавая.
Как понять, что у человека есть непроработанная детская травма?
Об этом могут говорить любые сложности, которые возникают на жизненном пути человека:
- Например, ему трудно строить карьеру, зарабатывать деньги, правильно распределять свой бюджет и соблюдать самодисциплину.
- Он постоянно находится в состоянии повышенной тревожности, имеет склонность к депрессиям, чрезмерно критикует себя или других.
- У травмированного человека могут возникать сложности с построением отношений с противоположным полом. Он часто выбирает созависимые отношения. Живёт в треугольнике Карпмана, отыгрывает роли то жертвы, то спасателя, то карателя.
- Алкогольная, никотиновая, наркотическая и другие виды зависимостей, расстройства пищевого поведения.
- Синдром самозванца – это тоже может быть последствием детских травм.
То есть причиной всего, что тяжело даётся во взрослом состоянии, могут быть истории из детства. Психика запомнила эмоциональную боль и «схлопнулась», выставила защиту и при возникновении подобной ситуации включает саботаж, прокрастинацию, «лень», множество объяснений и отговорок, почему это делать не надо.
Например, детям разведённых родителей может быть сложно строить длительные отношения с противоположным полом. Но и у тех, кто вырос в полной семье, тоже могут быть такие проблемы, если в семье были холодные отношения между родителями или постоянные конфликты.
Болезненные переживания детства мешают в полную меру использовать ресурсы внешнего мира, раскрывать свои способности и таланты. Это может проявляться чувствами тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия ко всему.
Психологические травмы не дают взрослому человеку быстро адаптироваться к меняющимся условиям, быть эмоционально гибким и строить свою жизнь так, как хочется, а не так, как было когда-то заложено.
Как преодолевать психологические травмы?
В первую очередь, определить свою взрослую проблему, которая давно не решается и мешает жить.
Одним из способов решения может быть обращение к детскому опыту и определение травмирующих ситуаций:
- Пересмотреть заложенное в детстве восприятие мира: шаблонов, установок, привычек.
- Освободить психику от эмоционального напряжения, начать менять мышление и модели поведения.
- Развивать спонтанную способность к жизни.
- Не позволять детскому опыту наслаждаться взрослой жизнью.
Лучше всего это делать на индивидуальных консультациях с психологом или в терапевтических группах самопознания. Мы и ранимся об людей, но мы и лечимся тоже через них.
Сейчас очень много психологической литературы, видеокурсов, подкастов, статей. Это помогает получать знания. Но знания жизнь не меняют. Жизнь меняют действия.
Например, если вы знаете, что у вас болит желудок, от этого он не станет здоровым. Надо идти к доктору и выполнять его назначения. Так же и с психологической травмой. Нужен специалист.
Самостоятельно можно при помощи саморефлексии и анализа предположить, «откуда растут ноги» проблем. А дальше при поддержке психолога/психотерапевта пройти путь изменений до результата, который вы хотите получить.
Татьяна Дужарь
Дипломированный аналитический психолог, специалист по работе с Подсознанием. Действительный член Московской ассоциации Аналитической психологии и Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Специализируюсь на работе с клиентами, затрагивая их глубинные установки и страхи, открывая важные пробелы в воспоминаниях, помогая наладить отношения с собой, телом, партнёром, семьёй и близкими людьми.
Профессионально пишу о вопросах отношений (любовных, семейных, детско-родительских, с самим собой, телом), о комплексах, о сновидениях, о жизненных проблемах и трудностях, о методах и методиках, используемых в психологии.
Детская психика достаточно восприимчива и чувствительна по отношению к окружающей действительности. Недостаток знаний об устройстве жизни, отсутствие опыта, чтобы преодолеть ситуацию и найти подходящее решение, интенсивный эмоциональный отклик — всё это превращает многие события во внутренней картине мира ребёнка в травматические и болезненные переживания.
И когда ребёнок испытывает эмоциональное потрясение без возможности высвободить или проконтролировать чувства, связанные с этим болезненным событием, он неосознанно стремиться «похоронить» свою боль. Подавляет воспоминания, чтобы больше не сталкиваться с такой ситуацией и не впадать в шоковое состояние, меняет или дополняет ситуацию фантазиями и сохраняет в памяти иллюзию того, что ситуация разрешилась благополучно.
Неосознаваемые механизмы защиты, которые также стремятся уберечь психику от разрушительных воздействий, помогают ребёнку отстраниться от этого воспоминания и укрепляют его веру в то, что ничего страшного не произошло. Так рождается детская травма.
Пусть на сознательном уровне наши воспоминания о переломном событии поддельны, обрывочны или непоследовательны — травму продолжает помнить психика и тело.
Поэтому травма охватывает многие сферы нашей жизни:
- нашу открытость к новым контактам и отношения с окружающими;
- способность проявляться и реализовывать свой потенциал;
- карьерный рост;
- отношение к себе, родителям, любви, работе и отдыху.
Она оказывает влияние и на самую значимую потребность — чувство безопасности в мире, на базовое доверие к людям. По этой причине многие люди остаются эмоционально недоступными и отстранёнными даже в романтических и дружеских отношениях, опасаются обнажать душу и раскрывать свои чувства, ожидают от каждого человека подвоха, предательства или измены.
Отпечатки детской травмы можно отследить у себя по следующим признакам:
- Избегание травмирующей ситуации.
Человек с непроработанной детской травмой будет старательно избегать любые напоминания, события и ситуации, где могут всколыхнуться переживания, вызванные травмой.
Например, если в детстве ребёнок регулярно подвергался унижениям со стороны значимых взрослых, во взрослой жизни он будет обходить стороной публичные выступления (страх быть публично униженным, опозоренным), творческие проявления (страх получить критику, столкнуться с волной негатива и оскорблениями), компании (страх стать «козлом отпущения»), высокие должности (страх быть высмеянным, отруганным начальством).
Последите за собой, есть ли в вашей жизни возможности, которым вы сразу говорите «нет», отступаете и ощущаете при этом внутреннее напряжение, какой-то неизвестный страх? Возможно, это связано с вашей травмой.
- Стремление контролировать других людей, управлять их поведением.
Касается людей, выросших в семьях с властной, деспотичной матерью, или тех, кто был с ранних лет оставлен ею.
Об этом говорят истории, когда мужчины добиваются полного контроля над своей женщиной и следят за каждым её шагом. За этим скрывается внутреннее ощущение того, что вся власть по-прежнему принадлежит «холодной» матери, а в стремлении окружить женщину пристальным вниманием выражается бессознательное желание «переиграть» сценарий, превратить любимого человека в мать. Это касается и женщин, стремящихся постоянно контролировать своего мужчину.
- Постоянные сравнения себя с другими, перфекционизм, зависимость от одобрения окружающих.
Характерно для людей, выросших в семьях, где искренние проявления ребёнка не принимались, обесценивались и отвергались, и вместо этого навязывался определённый «образ-идеал», путём постоянной критики и сравнений с другими.
Боясь утратить любовь родителей, ребёнок принимает правила и подстраивается под их требования. В дальнейшем человек продолжает угождать людям и подстраивать под навязанные стандарты всю свою жизнь, внутренне накапливая агрессию и обиду.
Попробуйте поразмышлять, всё ли из ваших привычек, манер общения, хобби и предпочтений вас устраивает? Или есть ощущение, что, занимаясь каким-то делом или поступая определённым образом, вы словно предаёте себя?
- Цепляющие внимание эмоциональные сновидения или сны-кошмары.
Поскольку травма вытесняется из сознания в наше Бессознательное, она не может открыто напоминать о себе. Сознание, точно цензор, блокирует любую информацию, которая может подорвать наше психическое равновесие.
Поэтому детская травма возвращается к нам и напоминает о себе в зашифрованных посланиях: говорит на языке символов в сновидениях, когда нам снится что-то непонятное, но очень цепляющее эмоционально. А при пробуждении остаётся какой-то неприятный осадок и ощущение, что мы узнали что-то важное о себе.
- Пробелы в детских воспоминаниях.
Вы можете не помнить своего детства до 5-7 лет или испытывать затруднения, вспоминая школьные годы. Травма блокирует все воспоминания, связанные с этим периодом жизни.
- Цикличный круг нездоровых отношений.
С одной стороны, травма заставляет избегать похожие на неё события. С другой стороны, психика стремится притягивать ситуации, напоминающие травматический опыт, чтобы прожить полностью все те болезненные эмоции и внутренне освободиться.
Поэтому нередко поиск отношений для травмированного в детстве человека останавливается на отвергающем, абьюзивном партнёре. Таким образом, находится «триггер», заставляющий человека вновь и вновь проживать эти чувства, вновь и вновь выбирать разрушительные отношения.
- Состоятельность в конкретной сфере, но затруднения с другими.
Чтобы как-то переключиться от непроработанной детской травмы и минимизировать её влияние на жизнь, человек нередко уходит в карьеру или какое-то определённое хобби. Дело, которое получается выполнять на лучшем уровне, становится предметом компенсации.
При этом в других жизненных областях травмированный человек может сталкиваться с существенными затруднениями.
Как преодолеть психологическую травму?
Наиболее эффективным способом разобраться с истоками детской травмы и осторожно подойти к вопросу исцеления является обращение за психологической помощью к специалисту. Детская травма — это комплексная проблема, пронизывающая всю жизнь. Здесь важен бережный, чуткий и грамотный подход в сопровождении компетентного специалиста.
Однако, если сейчас у вас нет возможности воспользоваться услугами психолога, есть и другие рекомендации, позволяющие вам начать работать с детской травмой самостоятельно.
Техника 1 — «Взращивание Внутреннего Взрослого»
Для того чтобы упражнение получилось эмоциональным и терапевтичным, найдите вашу детскую фотографию с того периода, когда по ощущениям вам стало трудно.
На протяжении всего времени выполнения техники внимательно разглядывайте снимок:
- Верните себя в детство. Визуализируйте знакомую с ранних лет обстановку, постарайтесь почувствовать те запахи, звуки, ощущения, которые вас сопровождали.
- Теперь, в этом пространстве, попробуйте вспомнить тот случай, когда вы сильно опечалились, расстроились, почувствовали себя беззащитным и напуганным. Постарайтесь примерить сейчас эти эмоции, почувствовать то, что испытывал маленький ребёнок, с которым обошлись жестоко, несправедливо, грубо. Ребёнок, которого оставили, бросили справляться с этим в одиночестве.
- Представьте, как в это пространство приходите вы такой, каким есть сейчас. Взрослый, уверенный, более мудрый и знающий человек. Заметьте этого расстроенного ребёнка.
- Попробуйте с ним повзаимодействовать: обнимите, подарите подарок, согрейте вкусным напитком, приласкайте (в зависимости от того, какой способ поддержки вас успокаивал в детстве).
- Поговорите с малышом. Расскажите, что ждёт его впереди, каким будет его жизнь, какие из его мечтаний сбудутся. Скажите, что вы — тот человек, который всегда у него есть. Тот, на кого можно положиться; тот, кто всегда найдёт тёплое и доброе слово в нужный момент; тот, кто вырос и готов защищать. Поделитесь своими чувствами к ребёнку, чтобы он ощутил вашу искренность, защиту и поддержку.
- Представьте, как тому себе, маленькому, ранимому, чуткому, вы даёте всю ту заботу, уважение и любовь, которых вам так тогда недоставало. Крепко прижмите ребёнка и почувствуйте, как вы становитесь с ним одним целым.
Техника 2 — «Знакомство с Травмой»
- Погрузитесь в воспоминания и попробуйте представить себя в тот момент, который трудно переживался в детстве. Представьте себя тем ребёнком, который вовлечён в это тяжёлое событие.
- Почувствуйте эмоции: разрешите себе почувствовать все эмоции, которые вызывает у вас эта память. Помните, что теперь это безопасно, теперь вы справитесь и у вас есть всё, чтобы помочь себе.
- Обратите внимание на то, какие физические ощущения вы испытываете. Где именно в теле вы чувствуете болезненные или напряжённые ощущения, связанные с этой травмой? Как вы можете их описать? Если бы это было можно передать в виде образа, как бы вы это обрисовали?
- Дайте вашей травме имя или символический образ, чтобы сделать её менее абстрактной и более конкретной. Визуализируйте её или приложите ряд ассоциаций, чтобы понять, с чем она для вас связана. Желательно оживить травму.
- Представьте, что у вас есть возможность подойти к травме и побеседовать. Спросите её, что она хотела вам сказать своим появлением в вашей жизни, какие уроки она передавала и что вы из этого ещё не усвоили, по каким причинам она не покидает вас?
- Запишите все свои образы и осознания, которые возникли в ходе выполнения практики. Фиксация наблюдений поможет вам глубже исследовать ваши мысли и чувства.
Работа с отношением к травме
Важно понимать, что возможности переиграть эпизоды прошлого у вас нет. Другого детства уже не будет, поэтому необходимо работать с тем, что есть сейчас. Поднимать все подавленные чувства на сознательный уровень и проживать их, изменять отношение к травме, минимизировать её значение, открывать сокрытый в ней ресурс.
Это действительно страшно, ведь нам вновь придётся окунуться в эту боль и столкнуться с пугающими переживаниями. Но в итоге нас ожидает счастливая жизнь, полная свобода в своих мыслях и действиях, долгожданное исцеление.
Как говорил К.Густав Юнг:
«Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я выбрал стать».
Учитесь выбирать себя, и тогда жизнь заиграет новыми красками.
Валерий Гут
Кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта.
Как детские травмы влияют на взрослую жизнь?
Сегодня фраза Антуана де Сент-Экзюпери «все мы родом из детства» часто звучит в контексте психологических проблем. Многие знают, что детские травмы влияют на разные жизненные сферы взрослого человека. Но не все могут отследить их отголоски и, тем более, не знают, как с ними справляться.
Есть несколько признаков непроработанных детских травм:
- Эмоциональные расстройства. Депрессия, тревожность, панические атаки и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — могут быть вызваны физическим или психологическим насилием, болезненным разводом родителей или смертью одного из них.
- Проблемы в отношениях. Отсутствие доверия, близости, разного рода зависимости и токсичные отношения. Например, человек уверен, что любовь нужно обязательно заслужить — подарками, заботой, поведением, и выстраивать отношения соответствующим образом.
- Самооценка. Люди могут чувствовать себя в чём-то недостаточными, хотя объективных причин на это нет. Чувство отвержения, пережитое в детстве, способно мешать человеку проявляться. Он может испытывать чувство вины, ощущение, что недостоин чего бы то ни было, бесполезен или неинтересен для окружающих.
- Повторяющиеся паттерны поведения. Абьюз в отношениях, зависимость от еды и другие деструктивные привычки.
Как преодолеть психологические травмы
Если травма мешает качеству жизни, стоит обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту. Терапия может помочь разобраться в прошлых травмах, проработать эмоции и найти стратегии преодоления этого состояния.
Поддержка и понимание со стороны близких могут быть очень ценными в процессе восстановления, поэтому важно делиться пережитым с тем, кто способен оказать помощь.
Можно попробовать справиться самостоятельно — взглянуть на свои детские травмы с более зрелой и объективной точки зрения, отследить эмоции и неэффективные стратегии поведения, научиться заботиться о себе и подключать практики самопомощи.
Детские травмы могут оставить глубокий след в нашей психике, они отчасти даже формируют нашу личность, взгляд на мир и отношения с окружающими.
Бывает и так, что детская травма мешает жить полноценно и счастливо. Швейцарский психоаналитик Алис Миллер в книге «Тело не врёт. Как детские психологические травмы отражаются на нашем здоровье» приводит истории своих пациентов. Она рассказывает, как душевная боль с годами превращается в физическую.
Люди, пережившие жестокость и насилие в детстве, тяжело болеют во взрослом возрасте, им бывает сложно выстраивать отношения с собственными детьми. Именно поэтому необходимо прорабатывать психологические проблемы, чтобы спокойно и уверенно идти дальше.
Если же детская травма не мешает, то не стоит лишний раз «сыпать соль на рану». В этом случае достаточно просто понять, как события прошлого на нас повлияли, как они нас сформировали, и действовать по принципу: кто предупреждён, тот вооружён.
Ольга Мищенка
Дипломированный психолог, системный семейный терапевт.
Самые распространённые детские травмы
- Разлука с родителями в раннем детстве формирует травму отверженности.
Необязательно, что мама или папа бросили ребёнка. Возможно, что из-за занятости пришлось в раннем возрасте ребёнка определить в ясли, частые командировки, отдали на какое-то время прожить у бабушки, родители пропадали на работе, а ребёнок был сам по себе.
Привязанность к взрослым ребёнку необходима для выживания. И если она нарушена, формируется глубокая травма, которая влияет на всю жизнь.
- Насилие.
Физические наказания ребёнка — порка ремнём, шлепки и подзатыльники.
Грубое обращение с ребёнком разрушает его чувство ценности, безопасности мира. Из травмы формируется убеждение, что любовь равно боль. Понятно, что человек будет ошибочно принимать за любовь. Или же он сам становится склонным к насилию.
- Жизнь с зависимым родителем.
Если хотя бы один из родителей, например, алкоголик, ребёнок рядом испытывает два чувства: страх за родителя и стыд.
У психологов есть даже термин — взрослые дети алкоголиков. И таких, к сожалению, большая часть людей в нашей стране.
- Критика, унижения, крики от родителей.
Дети до определённого возраста верят всему, что говорят родители. И если они не дают безусловной любви и принятия своему ребёнку, критикуют, унижают, то он складывает мнение о себе из их слов. Картина может получиться совсем неприглядная. Низкая самооценка не даёт человеку возможности реализовать свой жизненный потенциал.
- Развод или потеря кого-то из родителей.
Не все знают, как правильно помочь ребёнку прожить горе и справиться с такой ситуацией.
Зачастую у ребёнка формируется чувство вины. Нормальное явление — детский эгоцентризм. Ребёнок считает, всё, что происходит, он всему причина. В разводе или серии родителей дети винят себя.
Второе чувство — нарушение безопасности к миру, появляются страхи, которые остаются и у взрослого. Раз папа с мамой разлюбили друг друга, значит, могут разлюбить и меня. Ребёнок может принять решение быть удобным и начать заслуживать любовь перед окружающими.
Признаки того, что у человека есть непроработанная детская травма:
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- негативное мышление, озлобленность на жизнь;
- обида на родителей во взрослом возрасте;
- сплошные претензии к мужу или жене, недовольство семейной жизнью;
- если человек всё время встречает не тех людей, его используют в отношениях, не дорожат;
- не помнит своего детства;
- не умеет выставлять границы, говорить «нет»;
- не знает, чего хочет, не понимает, куда двигаться по жизни;
- лишний вес;
- неумение зарабатывать деньги.
Детские травмы лучше всего прорабатывать с психологом в терапии (это будет тема внутреннего ребёнка и формирование функциональной взрослой части).
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: 6 детских психологических травм, которые калечат психику