Как найти свои сильные стороны и выгодно их подать — советы Седы Каспаровой
Попросите человека подумать о своих недостатках, в его голове сразу же появится масса вариантов. Но стоит заговорить о достоинствах — тут же возникает ступор.
Сегодня Седа Каспарова, тренер по дизайну голоса, речи, публичным выступлениям, спикер и организатор TEDx, расскажет нашим читателям о том, почему людям так сложно определить свою ценность и рассказать о ней миру.
Знаете, какой вопрос на собеседованиях волнует соискателей больше всего?
Вопрос об их достоинствах, навыках и лучших качествах. Именно о своей ценности и важности люди боятся говорить больше всего, потому что попросту не видят в себе ничего такого, что выделяет их среди других.
Я не психолог, поэтому рассматриваю эту задачу с точки зрения речи, подачи и коммуникации с внешним миром. То, как человек показывает, предъявляет себя миру, очень важно, но не все это понимают.
Дожив до определённого возраста, многие люди начинают испытывать проблемы с самопрезентацией. И в 20, и в 40, 50 лет появляются вопросы:
- «Кем я хочу стать?»
- «Так ли я хорош?»
- «Почему на встрече выпускников выясняется, что все уже всего добились, а я ещё нет?»
И на вопрос о сильных сторонах в ответ я часто слышу: «Я не знаю», «У меня ничего нет», «А мне стыдно сказать» и так далее.
Такого не бывает, сильные стороны есть у каждого.
Определите честно для себя, что вы делаете лучше всего
Ответьте сами себе на вопрос — можете ли вы сейчас назвать несколько своих сильных сторон или же теряетесь и понимаете, что ценного в вас ничего нет?
Часто нам кажется, что мир несправедлив. Мы классно работаем, делаем всё что нужно, душу вкладываем, а он (муж, партнёр) нас не понимает, на работе всех повысили, а мы сидим и боимся просить о повышении.
Мы начинаем раздражаться, думаем, что одним всё, а другим ничего. Но есть одна истина — замечают тех, кто заметен.
Как стать тем, кто заметен?
Ответ прост — чтобы стать, нужно становиться. Каждый день делать шаги в нужную сторону.
Итак, для начала определите, что вы делаете лучше всего. Никогда не опаздываете на работу, помогаете другим, ответственно относитесь к любой задаче — записывайте всё, что приходит на ум.
Если вам сложно это сделать, попробуйте привлечь родных, друзей, коллег. Попросите их ответить, какие ваши качества или навыки выделяют вас среди других, за что они вас ценят, что вы делаете лучше остальных.
Сильные стороны надо искать там, где кажется — «а как иначе? Разве может быть по-другому?» То, что для вас кажется пустяком, может быть ценным навыком для других.
Подтвердите свою ценность
Допустим, согласно вашему списку сильных сторон, вы трудолюбивый, целеустремлённый, эмпатичный и пунктуальный человек.
Переходим к следующему шагу.
Задам вам вопрос — с чего вы взяли, что это действительно так? Чем вы докажете это?
Объясню, почему здесь я выступаю в качестве злобного критика. Как только вы понимаете, что готовы выйти в мир и заявить о себе, будьте готовы к тому, что этот мир не поверит вам на слово.
«Ты креативный? Окей, а чем докажешь?»
Есть простое упражнение: пройдитесь по каждому пункту из своего списка и вспомните истории, доказывающие, что это правда так.
Допустим, вы пишете, что доводите дело до конца. И тут же вспомнили случай из жизни, когда вы взялись за проект, от которого отказались другие, и успешно его завершили. «Да, но в этом же нет ничего необычного», — говорит в ту же минуту ваш внутренний критик.
Но нет, другие ведь бросили это дело на полпути, а вы смогли. И это ваша сильная сторона.
Подумайте, на какое количество людей вы влияете
Когда мы говорим о ценности, в первую очередь имеем в виду результат. И он не всегда измеряется деньгами.
Простой пример: представьте себе врача. Он лечит одного человека, но воздействует не только на него, но и на его семью, его ближний круг. То есть, не только одному условному Ивану Ивановичу стало хорошо, а его жене, его семье, его коллегам и так далее по цепочке.
Один человек запускает ряд процессов. Деньгами это измерить никак невозможно, но объём влияния велик.
И вот как круги по воде, одно взаимодействие влияет на жизнь других людей. Поймите, что ваша ценность как раз про то, сколько людей оказываются благодарны вам за ваше, казалось бы, совершенно обычное дело.
Вы — больше, чем вы о себе думаете.
Не бойтесь заявить о себе
Ценность также можно измерить деньгами.
Допустим, мы уже много лет работаем за рубль. Делаем своё дело действительно хорошо, но почему-то коллег уже давно повысили, а мы всё так же продолжаем сидеть на одном месте. Почему так? Значит ли это, что я не ценный сотрудник?
Повторю, замечают тех, кто заметен. Если вы сами себя заметить не можете и считаете, что вы где-то на дне, то, с чего вы можете ожидать, что вас повысят по мановению волшебной палочки?
Будьте готовы заявить о себе и своих сильных сторонах. Попробуйте поговорить с начальством о повышении, подкрепив свои слова реальными заслугами.
Помните, что ваша работа влияет на результат всей компании, и начальник заинтересован в ваших успехах. Если же вы продолжите молчать, работодатель никогда не узнает о том, что вас волнует.
Случаи, конечно же, бывают разные, поэтому я предлагаю вам просто попробовать сделать всё, что в ваших силах.
Не сравнивайте себя с другими
Когда мы задумываемся о своей ценности, мы неизбежно сравниваем себя с другими. Не сравнивайте своё начало с чужой серединой. Не сомневайтесь в своих талантах и опыте, так вы попросту упускаете время для старта и тратите ресурс впустую.
Когда вы станете наивысшей ценностью для себя, тогда и нести себя вы будете с гордостью и любовью!
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Как уйти с нелюбимой работы и реализовать себя в другом деле