Как обуздать вызывающее поведение детей: 3 простых шага, чтобы успокоить недовольного ребёнка
Даниэль М.Дик, доктор философии, профессор психологии, молекулярной генетики и генетики человека в Университете Содружества Виржинии, рассказала, как можно за три шага успокоить ребёнка и стимулировать его вести себя правильно.
1. Сосредоточьтесь на позитивном
Представьте на секунду, что ваш партнёр ходит за вами по дому и говорит, как и что вам делать:
- «Дорогая, поторопись, чтобы не опоздать на работу!»
- «Дорогая, убедись, что ты чистишь зубы как надо».
- «Милая, пожалуйста, сложи бельё аккуратнее».
Или представьте, что ваш начальник дал вам список из 20-ти дел, которые нужно сделать, как требуется, но когда вы вовремя и качественно выполняете работу, он ничего не говорит.
Эти сценарии, вероятно, вызвали неприятную реакцию, но мы всё время так поступаем с нашими детьми. У нас есть возможность попытаться сформировать поведение по отношению к детям в позитивном ключе.
Постарайтесь комментировать только хорошее поведение вашего ребёнка. Укажите на всё то, что ваш ребёнок делает правильно, и что вы цените, даже самую мелочь:
- «Спасибо, что встал с постели, когда я разбудила тебя утром» (не поддавайтесь желанию упомянуть, что он не почистил зубы, как вы просили).
- «Спасибо, что надел обувь сам».
- «Мне нравится, когда ты хорошо кушаешь».
- «Было бы здорово, если бы вы с братом не ссорились в машине».
Мы слишком часто игнорируем примерное поведение детей. А ведь дети любят награды.
Похвала и внимание родителей — это мощная форма вознаграждения.
Существует множество доказательств того, что положительная обратная связь за хорошее поведение на самом деле приводит к более примерному поведению ребёнка.
2. Будьте щедры на награды и меньше наказывайте
Как родители, мы часто чувствуем, что в воспитании ребёнка всё зависит от нас.
Если вы когда-либо пытались пристегнуть кричащего, извивающегося малыша к автомобильному сиденью, вы знаете, что очень трудно заставить кого-либо делать то, чего он не хочет делать независимо от его возраста или размера.
Человек, который оказывает наибольшее влияние на поведение вашего ребёнка — это ваш ребёнок. Это означает, что вы не несёте всю ответственность за поведение ваших детей.
Очень часто мы навязываем нашим детям свои представления о том, как нужно вести себя. Это создаёт отрицательную обратную связь. Ребёнок легко расстраивается, родитель его ругает или наказывает, он расстраивается ещё больше.
3. Решайте проблемы с вашим ребёнком
Как родители мы думаем, что поведение ребёнка зависит полностью от нас. Так вот, у нас для вас хорошая и плохая новости. Сначала плохая новость: если вы когда-либо пытались пристегнуть кричащего, корчащегося малыша в автокресле, то вы знаете, что очень трудно заставить кого-либо сделать то, что он не хочет делать – независимо от его возраста или размера! Человек, который имеет наибольшее влияние на поведение вашего ребёнка, — это … барабанная дробь … ваш ребёнок.
Итак, вот хорошая новость: вы не несёте единоличную ответственность за поведение своего ребёнка. Очень часто мы навязываем детям правила хорошего поведения. Если у вас есть ребёнок High Em, который более естественно склонен к стрессу и разочарованию, представьте, что он должен чувствовать, когда кто-то постоянно навязывает свою волю – разочарование! Это создает цикл отрицательной обратной связи. Ребёнок расстраивается, родители навязывают ему последствия, ребёнок расстраивается ещё больше – в итоге все взволнованы, и поведение ребёнка не приближается к тому, чтобы стать лучше.
Способ разорвать этот порочный круг — работать со своим ребёнком сообща, а не пытаться решить проблему самостоятельно.
Поговорите с ним о вызывающем поведении: спросите его, почему он бьёт своего брата или сестру, или отказывается чистить зубы, или разбрасывает свои игрушки. Выясните, каковы причины для вызывающего поведения.
Самые распространённые из них включают выполнение задач под давлением, когда всё идёт не так, как ожидалось, большая нагрузка или выполнение скучных задач.
Когда вы решаете проблемы со своим ребёнком, вы оба генерируете идеи для улучшения ситуации, а затем находите компромисс.