Как помочь ребёнку преодолеть подростковый кризис и подготовиться к взрослой жизни – советы психолога
Для начала нужно понять, что такое кризис. Кризис в переводе с греческого означает «переворот, пора переходного состояния, перелом, поворотный пункт». Нормативный кризис развития (возрастной кризис) возникает при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Во-первых, это неизбежный период, который наступает вне зависимости от нашего желания или знаний о нём. Во-вторых, это вполне нормальный период в жизни каждого человека, но за ним может следовать как взлёт, так и падение. В-третьих, невозможно «проскочить» какой-то возрастной кризис. Если не решить вовремя задачи текущего возраста, тогда в следующий кризис задач будет гораздо больше и решать их будет сложнее.
Читайте также: Секреты воспитания ментально здоровых и счастливых детей от мудрых учителей йоги Садхгуру и Дады Садананды
Что характеризует подростковый кризис:
- Потребность в отделении от взрослых: родителей, бабушек и дедушек. Как правило, этот процесс происходит через обесценивание или отвержение ранних моделей отношений.
- Подросток чувствует себя более уверенным и хочет вести самостоятельную жизнь. С этим фактором связано то, что в этот период подросток учится брать на себя ответственность.
- Поиск своей индивидуальности, чтобы подчеркнуть собственную уникальность в этом мире. Это могут быть успехи в учёбе и спорте, а могут быть тату и стиль одежды. Всё индивидуально.
- Основной потребностью становится общение со сверстниками, чтобы больше узнать о «себе подобных», их интересах, трендах своего возраста и т.п.
- Принятие телесных изменений и формирование гендерной самооценки. Именно в этом возрасте происходит половое созревание, что естественным образом обращает внимание на эту сторону человеческих отношений.
- Именно в этот период осознаются и принимаются, либо, наоборот, отрицаются моральные принципы, грани между добром и злом.
- Подросток определяет для себя психологические и физические границы. В этот период родители начинают слышать фразы типа: «Стучись, когда заходишь ко мне в комнату», «Не ройся в моих вещах» и т. п.
Подросток определяет для себя психологические границы, которые затрагивают следующие аспекты:
- физические границы: кто, когда и как может ко мне прикасаться;
- территориальные границы: в этот период родители начинают слышать фразы типа: «стучись, когда заходишь ко мне в комнату», «не ройся в моих вещах» и т. п.;
- временные границы: как долго я готов общаться с данным человеком; что для меня значит «уважать своё время»;
- ценностные границы: что для меня важно и ценно;
- эмоциональные границы: на какие эмоции имею я право, какие эмоции по отношению к себе я готов принимать и т. п.
Возможно, вас заинтересует: «Он не придёт к вам, если вы считаете себя его боссом»: 5 советов родителям подростка от индийского мудреца Садхгуру
Если подростковый кризис вовремя не пройден, у ребёнка могут возникнуть следующие сложности:
- ему трудно сказать «нет», неумение отстаивать свои психологические границы;
- отсутствует понимание собственных желаний и потребностей;
- затягивается период сепарации от родителей, а иногда и вовсе не происходит, и доходит до того, что мама решает на ком женится её сын. (Очень частый случай в практике. Девушки приходят ко мне на консультации в недоумении от такого поведения 25-ти или даже 30-тилетних парней. Не стоит выходить замуж, если есть риск того, что в вашей семье будет главным кто-то из ваших родителей).
- возникает зависимость, робость, несамостоятельность, страх проявить себя;
- нередко формируется «психология жертвы» или «комплекс хорошей девочки/хорошего мальчика».
Главное – для родителей понимать и принимать то, что происходит с ребёнком, не мешать взрослеть, аккуратно подсказывать, объяснять, не игнорировать. Пуст подросток пробует, ошибается. Мы не сможем быть всегда рядом и бессмысленно опекать его всё время.
Так мы только спровоцируем «психологический инфантилизм», который характеризуется 5 признаками:
- нежеланием брать на себя ответственность и принимать решения (пассивные формы поведения);
- избеганием сложных задач и рутинной (но необходимой) работы;
- гедонизмом — стремлением лишь к удовольствиям и наслаждению жизнью;
- тенденцией обвинять других в своих проблемах;
- слабой способностью видеть перспективу.
История из практики
Недавно у меня на консультации была девушка (31 год), которая прожила в браке с мужчиной (33 года) 5 лет. После неудачной беременности супруг решил развестись, аргументируя тем, что не хочет больше ставить под угрозу её жизнь и здоровье. Сам подал на развод, стал жить отдельно, при этом периодически звонит и навещает её. Говорит, что любит. Когда она пытается с ним поговорить об отношениях, о возможном дальнейшем будущем, он замыкается, собирается и уходит. Она находится в подвешенном состоянии: Что делать? Он как «собака на сене»: вроде бы рядом, но вроде бы будущего не видно. Очевидно, что у молодого человека 4 тенденции:
- Отсутствует чёткое понимание собственных желаний и потребностей (поэтому он мечется, то ли вместе, то ли врозь — сам не поймёт; избегает разговора о совместных отношениях в будущем).
- Отсутствует желание брать на себя ответственность и принимать решения (глава семьи отвечает за семью и решает её проблемы, а не убегает с «поля боя»).
- Тенденция избегать сложных задач (проблема с неудачной беременностью не должна становиться причиной расставания пары, а, наоборот, должна объединять и укреплять отношения. Он просто пытается убежать от возможных аналогичных проблем в будущем).
- Слабая способность видеть перспективу (она его любит, готова меняться ради отношений, готова брать на себя свою часть ответственности, а он игнорирует этот факт, не понимая, что с таким отношением к браку вряд ли сможет найти достойную пару).
Всё перечисленное свидетельствует о том, что человек не преодолел подростковый кризис, что оказывает негативное влияние на его жизнь в более старшем возрасте, а что ещё хуже – на жизнь других, любящих его людей.
Девушке же я посоветовал немного поработать с мышлением, научиться верно оценивать ситуации и принять тот факт, что другие люди вправе себя вести, как им захочется, но это не должно влиять на нас, наше настроение, поведение и планы на собственное будущее.
Если подрастающие дети эффективно не преодолели «подростковый» кризис, а их проблемы активно решались родителями, то высока вероятность того, что они превратятся в «детей-бумерангов», которые, повзрослев, возможно, уже живут отдельно от родителей, работают и имеют собственную семью, но в любой сложной или непонятной жизненной ситуации обращаются к родителям, а иногда остаются жить на их попечении, самостоятельно не решая вопросы взрослой жизни.
Вот почему очень важно нам, родителям, учитывать все эти факторы, чтобы успешно готовить наших детей к взрослой жизни, своевременно отпускать из «родительского гнезда» и не беспокоиться сильно об их успешном будущем.
Комментарии
К сожалению мой ребёнок меня не слышит вообще… Я пыталась достучаться, но никак. Уверена это связано с кризисом подросткового возраста!
Здравствуйте Виктория. Спасибо за комментарий!
Постарайтесь стать другом для своего ребёнка и ведите себя с ним так, как вели бы со своим близким другом. Это позволит вам выстроить с ним доверительные отношения.