Какие мультфильмы следует выбирать для просмотра ребёнку: советские или современные – мнение психолога
Баба Яга или Ядвига Петровна? Мальчик с пальчик или фиксики? Царевна Лебедь или феи Винкс? Как часто родители задумываются о том, какие мультфильмы и сказки смотрят их дети?
Мы выросли на сказках о колобке, Финисте ясном соколе и Морозко. В своём детстве мы плакали о собачке Варежке, радовались проделкам Карлсона и смеялись над мышами, донимающими кота Леопольда. Почему же сейчас нашим детям не всегда интересны киноистории нашего детства?
Кинематограф из прошлого
Для большинства современных родителей советские мультфильмы и сказки ассоциируются исключительно с тёплыми воспоминаниями и вечными ценностями.
Многие мамы и папы уверены, что только детский кинематограф, родом из СССР, способен дать детям необходимый багаж моральных ценностей и знаний. Безусловно, в старых добрых мультфильмах есть много плюсов.
Чёткая граница между добром и злом
В советских мультфильмах с первых минут понятно, какой персонаж хороший, а какой плохой. Детям проще воспринять эту информацию, а значит, легче идентифицировать себя с положительным героем.
Что касается современных мультфильмов, возьмём для примера «Маша и Медведь». Здесь нет чёткого представления о хорошем и плохом. Маша является главным персонажем, с которого малыши берут пример.
Возможно, вас заинтересует: Развивающие мультики для детей до года
Однако если разобрать мультфильм детально, то не она ли терроризирует весь лес? Капризный ребёнок, который решил устроить «сладкую жизнь» медведю. Сомнительный пример для подрастающего поколения.
Однако не всё так плохо. Современные «Малышарики» и «Фиксики» тоже показывают детям положительные примеры.
Скорость смены картинки
С точки зрения возрастной психологии, детям проще запомнить и понять советские мультики, потому что сюжеты в них не меняются быстро. В среднем, скорость одной картинки в старых мультфильмах примерно 10 секунд, а в современных 5.
Чем быстрее меняется картинка на экране, тем меньше информации улавливает ребёнок. Детская психика не устроена так, чтобы лавировать в большом потоке информации.
И хотя дети сегодня развиваются быстрее, чем их родители в таком возрасте, но это лишь только влияние окружающей среды. Дети просто вынуждены подстраиваться под скорость современного мира.
Длительный просмотр мультиков с быстрой сменой тормозит развитие корковых отделов головного мозга. Они отвечают за две важные функции: коммуникативные навыки и координацию движений. То есть ребёнок рискует стать необщительным и вялым.
Спецэффекты и яркие цвета
Смотрите также: 10 лучших новогодних мультиков — сборник смотреть бесплатно
Обилие спецэффектов и тревожной музыки современных мультфильмов не дают ребёнку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.
Кроме того, научно доказано, что слишком «кислотные» и яркие цвета негативно влияют на психику ребёнка. Советские сказки как раз отличаются именно спокойными тонами.
В современном детском кинематографе тоже есть много положительных примеров. Поэтому родителям заранее нужно интересоваться тем, что смотрят их дети.
Плюсы современных мультфильмов
- Графика
Это самый большой плюс технического прогресса. Современные технологии не просто позволили создать милых героев, которые не вызывают страха у детей, а, более того, даже становятся их любимцами, но и делают пространство трёхмерным. Что только стоит анимация от Disney – настоящие шедевры анимации.
Новые технические возможности позволяют мультипликаторам прорисовывать множество деталей. Детям легче понять, какую эмоцию испытывает персонаж. Также уходят на задний план странные элементы одежды и части тела (например, как в «Рассеянном Джавани»).
Разница между пластилиновыми мультиками и современной 3D-анимацией, конечно, колоссальная. Поэтому, как бы ни старались родители сохранить трепетное отношение к таким мультфильмам, стоит признать, что это прошедшая эпоха, культурное наследие и наши детские воспоминания. Не более.
- Познавательная функция
В современных мультфильмах больше обучающих моментов. В постановках СССР уклон был на развитие моральных качеств. Сейчас же к этому добавилась и развивающая функция.
Например, «Фиксики» учат не только таким понятиям, как «дружба» и «уважение». Маленькие человечки рассказывают об устройстве техники, предметов и их частей.
- Разнообразие
В современном кинематографе каждый ребёнок сможет выбрать мультфильм по интересам. Для девочек и мальчиков, про кукол и паровозов, супергероев и роботов.
С одной стороны, это сильно развивает фантазию. С другой – слишком нереальные персонажи «погружают» ребёнка в свой мир, и ему тяжело ориентироваться в реальности.
Многие дети после просмотров мультиков о супергероях и волшебниках начинают обижаться, что у них нет таких способностей. Данная ситуация может сильно повлиять на неокрепшую детскую психику.
Как выбрать мультфильм для ребёнка?
Родителям стоит обратить внимание на возрастной ценз мультфильмов. Те, которые созданные для 10-летних детей не подойдут малышам. Они попросту не вынесут из них никакой урок, не поймут смысл, а только лишь заметят смену картинок.
К тому же, ребёнок, достигнув 10-летнего возраста (когда ему в самый раз смотреть такие мультфильмы), уже не вернётся к просмотру. Ему будет неинтересно смотреть одно и то же несколько раз. Получается, малыш упустит этот воспитательный момент.
Психологи советуют, и даже настоятельно рекомендуют, не показывать мультфильмы и телевизор в целом малышам до 3 лет. ВОЗ считает абсолютно так же.
В столь раннем возрасте малыши ещё не способны осмыслить содержание картины, а сосредоточены на смене ярких картинок.
Просмотр мультфильма не несёт для них воспитательной ценности, зато наносит вред физическому здоровью — мешает развитию опорно-двигательного аппарата, ухудшает зрение, вызывает гиперактивность.
Маркировка «0+» не говорит о том, что видео могут смотреть груднички. Она лишь означает отсутствие взрослого контента.
Список мультфильмов
Среди такого разнообразия трудно выбрать действительно полезные мультфильмы. Мы опустим сейчас полнометражные картины «Disney», а остановимся на тех, на просмотр которых не требуется более 15 минут.
Как в старых, так и в новых кинокартинах есть те, которые каждому ребёнку смотреть полезно:
- «Паровозик из Ромашково». Лёгкий, добрый, спокойный, но такой поучительный мультфильм. Смотреть можно в любом возрасте.
- «Вини Пух». Пожалуй, главное, что можно вынести из этого мультика – необязательно быть идеальным, для того чтобы у тебя были друзья, принимающие тебя таким, какой ты есть, благо компания у медведя очень разношёрстная.
- «Львёнок и черепаха». Простой и добрый мультфильм, с отличным музыкальным сопровождением. Не несёт в себе слишком тяжёлой эмоциональной нагрузки, однако хорошо раскрывает качества дружбы, уважения к старшим.
Из современных мультфильмов тоже можно выделить наиболее безопасные и поучительные:
- «Малышарики». Мультик для самых маленьких. Ребята узнают цвета, формы, буквы и цифры. Также в сюжете хорошо прослеживается линия «хорошо или плохо».
- «Лео и Тиг». Мультфильм не только очень красиво нарисован, но и несёт в себе хорошую познавательную функцию. Дружба, взаимопомощь, уважение к старшим – все ребёнку покажут эти очаровательные животные из тайги.
- «Фиксики». Сериал для детей постарше. Младшие школьники – оптимальная аудитория у волшебных винтиков. Фиксики помогут изучить предметы, технику и вещи, а также приучат ребёнка к познаванию мира.
Что хорошо, а что плохо для ребёнка – решать, безусловно, родителям. Но важно понимать, что никакой мультфильм не заменит ребёнку человеческого общения. И прежде чем включить телевизор, проверьте детский киноконтент на наличие вредных факторов.
Комментарий детского психотерапевта Майи Макиевой
И советские, и современные мультфильмы необходимы детям для полноценного развития и обучения в реалиях современного общества. Однако, не стоит ими злоупотреблять. Они должны быть уместными, соответствовать возрасту и индивидуальным предпочтениям вашего ребёнка, а также не должны излишне нагружать его психику.
Если после просмотра мультфильма ребёнок радостный, ведёт себя адекватно и готов с вами общаться, то это признак того, что его психика не подверглась перенапряжению и он получил удовольствие от просмотра.
Если же ребёнок стал агрессивный или вялый, ухудшилось его настроение и он капризничает, то видимо он устал от быстрой смены картинок, напряжённого сюжета или от слишком длительного просмотра.
Поэтому для гармоничного развития ребёнка стоит все же ограничивать время просмотра телевизора и подбирать мультфильмы с учётом психических особенностей ребёнка. В статье описаны варианты безопасных и развивающих мультфильмов, также вы сами можете подобрать ребёнку мультфильмы и даже смотреть вместе с ним. Следует объяснять ребёнку, чему стоит учиться у героев этого фильма и вовремя отвлекать его от телевизора, предлагая другие развлечения.