Красивые и эмоциональные фотографии виртуальных миров – новая форма искусства?
Поскольку современные видеоигры становятся всё более зрелищными и гиперреалистичными, новое поколение «виртуальных фотографов» находит в них особые моменты красоты и эмоций.
Во многих играх есть такая опция, как «фоторежим», позволяющая игрокам делать снимки своих приключений. А совсем недавно в игре ResidentEvilVillage геймеры получили возможность запечатлевать себя в игре с самых разных ракурсов и сторон и с массой цветных фильтров.
И если изначально «фоторежим» был задуман разработчиками, как способ мотивировать игроков делиться игровыми скриншотами в социальных медиа, то впоследствии такие виртуальные снимки привели к появлению совершенно нового вида искусства. Игровые миры превратились в реалистичные пейзажи и сцены, которые затем «раскрашиваются» фотографами.
«Так как вы не тащите на себе фотооборудование по скалам и горам, люди считают, что в ваших фото нет жизни, нет реальности, и что их нельзя воспринимать как искусство,– говорит Лео Санг, виртуальный фотограф из Сан-Паулу. – Однако искусство развивается вместе с любыми технологиями той эпохи, в которой оно было создано. Фотографы, вытворяющие невообразимые кульбиты только для того, чтобы получить крутой снимок – это вчерашний день. Видеоигра может быть таким же великолепным холстом для мастера, как и реальный окружающий мир».
Лео Сангуже создал игровые скриншоты для маркетинговых кампаний игровых разработчиков (среди них Activision и Nvidia). Он постоянно фиксирует эмоциональные моменты в таких играх, как Cyberpunk 2077 и GrandTheftAutoV. Лео даже фотографирует мелкие и незначительные игровые моменты, отражающие повседневность и рутину реальной жизни.
Своей лучшей работой он считает кадр, где израненная Джилл Валентайниз ResidentEvil 3, сидит в поезде у окна.
Лео описывает это фото как художник, гордящийся своим шедевром: «Хотя мы чувствуем себя побитыми и израненными миром, мы по-прежнему ходим на работу (по крайней мере, мы ходили до пандемии) и ведём себя так, словно всё в порядке. Джилл в поезде – это отражение обычного человека, который смотрит в окно, когда едет на работу. Мы просто продолжаем жить несмотря на всё это».
Плюсы виртуальной фотографии
Работы Лео Санга демонстрировались на выставках в Лондоне и Лос-Анджелесе (вместе с другим создателем снимков Дунканом Харрисом). Их фото наглядно показывают, как исчезают границы между снимками реального мира и игровыми скриншотами.
Когда-то Санг работал в рекламе и занимался графическим дизайном, но в 2018 он разочаровался в своей профессии, стал фотографом и начал снимать различные мероприятия и концерты.
Однако из-за преступности в Сан-Паулу («Носить с собой камеру было опасно») и ощущения, что он не может конкурировать с более именитыми фотографами, Санг занялся виртуальной фотографией и начал создавать рекламные скриншоты.
Лео Санг монетизировал своё хобби, и он уверен, что одним из плюсов такой фотографии является её доступность:
«Многим просто не по карману покупка камеры и образ жизни кочующего фотографа. Кроме того, это опасно. В видеоигровой фотографии хорошо то, что вам не нужны академические знания и опыт. У вас уже есть все инструменты, и вы можете экспериментировать. Я, например, могу снимать поле битвы в Северной Франции или футуристический киберпанк-город. В этом виде творчества нет никаких преград».
Сообщества виртуальных фотографов
В сети уже возникли сообщества, где любители активно делятся своими работами, на которых они пытались запечатлеть уникальные моменты. Меган Реймс, менеджер Инстаграм-сообщества GamerGram, считает, что фотографы нынче всё больше и чаще работают с игровыми скриншотами из-за пандемических ограничений.
В видеоиграх можно побывать практически везде всего за пару секунд, и невозможность путешествовать становится не такой уж большой проблемой.
Среди самых любимых кадров самой Меган – это снимок, сделанный ею в игре Assassin’sCreedOdyssey, на котором изображён орёл, парящий над великолепным пейзажем.
«Фотографировать видеоигры кажется мне хорошим выходом, ведь наш мир сейчас – совсем не его лучшая версия,– объясняет Меган. – Мне нравится фиксировать естественную красоту природы, потому что это тот самый контраст, демонстрирующий, что изменение климата делает с нашим миром. Видеоигры показывают молодёжи, как мог бы выглядеть реальный мир, если бы политики работали лучше».
23-летняя Меган начала работать именно в виртуальной фотографии после внезапной смерти её отца в 2018. Когда она играла в игру TheLastOfUs, в которой повествуется о девушке и мужчине —контрабандисте, путешествующих по поражённым вирусом Штатам, она отождествляла себя с главными героями, потерявшими своих близких.
Затем Меган стала фотографировать главную героиню Элли, чтобы справиться со своей скорбью по отцу, понять и принять собственные сложные чувства.
«Я совсем не была готова к гибели отца, – признаётся Меган Реймс, – Такие персонажи, как Элли, олицетворяли сопротивление и помогали мне преодолеть мои эмоции. Я думаю, что в том, как люди фотографируют моменты своих игр, есть много искусства. Они вкладывают в игры свои чувства. Они видят себя в эти моменты».
Преграды на пути к художественному признанию
Но могут ли эти «виртуальные фотографы» действительно утверждать, что их скриншоты являются произведениями искусства?
«Да, являются, – говорит Эдди Франкель, редактор раздела художественного искусства издания TimeOut. – Мы живём в мире постконцептуализма, где идея художника приоритетнее эстетики или мастерства. Не имеет значения, является ли произведение искусства скриншотом видеоигры или дерьмом в консервной банке (как в известной работе итальянского художника Пьеро Манцони 1961 года), важно то, о чём говорится в произведении. Может ли скриншот видеоигры выразить что-то важное, эмоциональное или интересное? Только художник способен понять, как это сделать».
Одним из препятствий на пути к признанию нового поколения «виртуальных фотографов» является авторское право. Если геймеры делают снимок в «фоторежиме» новой хоррор-игры ResidentEvilVillage, то он сразу же помечается знаком «Авторские права принадлежат Capcom».
Это служит напоминанием об одном из основных различий между созданием скриншотов и фотографом, идущим в реальный мир со своей камерой. Юридическая реальность такова, что фотографы видеоигр не владеют своими снимками – ими владеет разработчик игры.
«Мы всё ещё находимся в серой зоне с точки зрения авторских прав и обладания нашими снимками, – признаёт Меган Реймс. – Мы не можем продать их. Мне жаль, что пока решения не существует».
Однако не каждый «виртуальный фотограф» считает, что его следует воспринимать как художника. Петри Левелахти, 40-летний профессиональный фотограф скриншотов, – один из таких несогласных. Он получил постоянную работу в компании EADice после того, как впечатлил разработчика своими шикарными кадрами из серии игр Battlefield.
«Я считаю, что скриншоты показывают художественные достоинства видеоигр, но это не отдельные произведения искусства, – убеждён Петри Левелахти. – Создатели скриншотов лишь переосмысливают чужое искусство».
Левелахти добился того, о чём многие виртуальные фотографы только мечтают. Его работа для EADice включает в себя создание скриншотов игр, которые будут использоваться в онлайновых маркетинговых кампаниях. Вместо того чтобы считать себя художником, Левелахти называет себя «повествователем».
И всё же Лео Санг, ровесник Петри Левелахти, уверен, что скептики, не считающие «виртуальную фотографию» искусством, вскоре изменят своё мнение: «Помните, раньше говорили, что цифровая фотография – это тоже не искусство. Со временем всё изменилось».
Меган Реймс настроена ещё оптимистичнее: «Если бы Пикассо творил в 2021, я уверена, он бы экспериментировал со скриншотами. Пандемия показала, что это тоже может быть искусством. Количество виртуальных фотографов будет только расти. Я мечтаю, чтобы наши скриншоты выставлялись в галереях рядом с работами реальных фотографов».