Магия песка: психолог Елена Султанкина рассказала, как при помощи песочной терапии разобраться в себе
Елена Султанкина – психолог, песочный терапевт. Семейное положение: замужем. Дети: сын – 20 лет, сын – 14 лет, дочь – 5 лет. Елена родилась в Астрахани. Сейчас живёт в Москве.
Философия Елены в том, что все мы в душе немного дети, но, вырастая и «обрастая коркой», забываем об этом. Через песочную терапию мы вновь превращаемся в ребёнка и строим волшебные замки, где никто не может нам помешать, где можно решить любую задачу.
Встреча с Еленой произвела на меня большое впечатление. Она предстала передо мной «песочной волшебницей», которая берёт в руки песочные часы и управляет временем.
Во время сеанса Елена может заставить течь время быстро, словно это река, а может попросить его замедлиться, взять его за руку и вместе поплыть на облаках, рассуждая о вечном и помогая выстроить гармоничную картину бытия. Елена работает с сознанием и подсознанием, воздействуя на биополе.
На сеансе песочной терапии Елена предложила мне создать запрос и после этого взять фигурки, обозначающие разные сферы моей жизни, и на специальной доске с песком расставить их.
Посмотрев на мою картину мира, она поправила фигурки и предложила мне скорректировать и переставить символы так, чтобы получился более гармоничный рисунок. Фигурки, как в шахматах, оказались на нужных местах – для исполнения моих целей.
По тому как я выставила фигурки на песке, Елена выявила, что моя уже покойная мама имела на меня большое влияние, в творческой сфере во многом мне помогла и продолжает помогать.
Интервьюер – журналист журнала Colady Анна Сухова-Дульская.
Colady: Елена, расскажите, пожалуйста, о себе. О том, как пришли в профессию и стали заниматься песочной терапией? Почему выбрали именно это направление?
Елена: У меня базовое физико-математическое и психологическое образование. Я детский практический психолог, клинический психолог.
Был период, когда пришлось переквалифицироваться, получить экономическое образование. Аналитические способности нашли своё применение и были хорошо востребованы. Я успела поработать в банках и в регистраторской компании.
Возвращение в профессию произошло, когда мы семьёй побывали на Камчатке. Был настолько сильный всплеск эмоций и ощущений, что пришлось задуматься о жизненных приоритетах, смыслах и проявлениях. Обстоятельства уже позволили оставить экономическую деятельность, и я вернулась в профессию.
Главным моментом послужило ощущение того, что жизнь проходит мимо и становится непонятно, а что же на самом деле нравится делать, чем заниматься, что приносит удовольствие. Это ниточка, связывающая собственное проявление и жизни в целом, казалось, могла оборваться и вопросы «кто ты?» и «зачем ты?» остались бы уже без ответа.
Colady: А как возник интерес к детской психологии?
Елена: Детская психология интересна мне была со школы. Я даже была организатором творческого кружка, куда приходили заниматься девочки младшего возраста. С некоторыми из них мы до сих пор поддерживаем связь. Тема развития и коллектива всегда была приоритетна в мыслях тихого лидера.
Colady: Как возникла в вашей жизни песочная терапия?
Елена: Песочная терапия возникла в моей жизни случайно. Я увидела большую песочницу и стеллажи для фигурок в очень уютном пространстве и это меня заворожило. Потом было обучение, практика, вебинары, сессии, обучение клинической психологии.
Песочная терапия, как один из методов психотерапии, возник в рамках аналитической психологии, которая опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности, и базируется на работе с символическим содержанием бессознательного.
Для этого в песочной терапии используется деревянный поднос определённого размера (дно и борта которого голубого цвета, что символизирует воду и небо) песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок.
Colady: Кто придумал метод?
Елена: Основоположник метода, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф. Она считала, что в песочнице разыгрывается неосознанная проблема, а в процессе игры или построения картины становится зримой и осознаваемой.
Детям бывает проще высказать свои переживания на песке, чем словами, а для взрослых это своеобразный поход в своё бессознательное через образы фигурок, которые используются в песочнице.
Colady: Что помогает вам в работе с людьми? Как вам удаётся достучаться до их сознания?
Елена: У меня есть два качества, о которых я знаю, и которые мне помогают.
Первое – я умею видеть то, от чего можно оттолкнуться, т.е. то положительное качество, которое можно раздуть как свёрнутый парус. В любом человеке.
И второе – я давно поняла, что если хочешь, чтобы получилось – делай с любовью. И любовь не в понимании душевного порыва. Любовь как принятие и вера.
Ко мне часто приходят мамы, и в каждой из них я вижу, прежде всего, Женщину, которая может приносить в мир что-то своё и для себя. Надо только увидеть, поверить, принять и действовать.
Colady: С какими запросами в основном приходят люди?
Елена: Запросы в основном такие:
- сложности в понимании себя и близких;
- проблемы и конфликты в семье;
- трудности в определении целей и задач (например, в выборе партнёра);
- напряжённое состояние;
- неуверенность в себе;
- жизненные кризисы;
- денежный потолок;
- саморазвитие;
- сепарация.
Каждая фигурка и каждый участок поля песочницы несёт в себе информацию. Это метод, который позволяет найти контакт со своим бессознательным.
Colady: Можно ли помочь пациенту за один раз? Или требуется какое-то определённое количество сеансов?
Елена: Иногда достаточно одной сессии. Иногда нет. В зависимости от запроса.
Colady: У вас была мысль, что мы не можем противостоять судьбе. Но мы ведь можем менять вектор направления, не так ли? Карма в наших руках?
Елена: Я думаю, что у нас есть точка входа и точка выхода. Какая будет проложена траектория между ними, во многом зависит от нас. Это может быть прямая, ломаная, пунктирная линия, где есть жизненные пустоты в виде страхов, непонимания происходящего, зависимостей, отсутствия мотивации и других сложностей, которые можно и нужно решать, чтобы качество проложенной траектории напоминало изысканное пространство, а не скучный и сухой пейзаж.
Colady: Как вам удаётся считывать сложности клиента? Я заметила, вы хорошо владеете этим искусством.
Елена: Не знаю. Это происходит на чувственном этапе.
Colady: Расскажите, как получается помогать детям с помощью песочной терапии?
Елена: Детская и взрослая песочная терапия отличаются своей динамикой. Детям важно играть, чувствовать песок, прятать, искать, лить воду. Здесь они говорят посредством песка, через него передают свои переживания. Здесь важна сама игра.
Colady: Вам получается помогать себе и своим близким с помощью песка? Занимаетесь со своими детьми?
Елена: Себе сложно, близким и друзьям помогаю. У младшей есть постоянный доступ к фигуркам и песочнице. С удовольствием играет сама. Старшие нет. Я считаю, что мама не может быть психологом своему ребёнку, даже в качестве песочного эксперта. Как и не может быть педагогом и репетитором.
Colady: А если, к примеру, рисовать свои желания, а не с песком работать? Будет ли такой способ эффективен? Или магия именно в самом песке?
Елена: Рисовать свои желания, думаю, техника хорошая, но другая. Магия песочницы в целостном представлении своей картины мира, в её интерпретации, осознанности и возможности её перестроить согласно своим представлениям и желаниям. Это творческий процесс, в котором ты соприкасаешься со своим бессознательным, что способствует личностному развитию.
Colady: Во время сеанса вы упоминали Юнга – учителя создателей песочной терапии. Расскажите о нём.
Елена: Карл Густав Юнг – психиатр и педагог, является основоположником одного из направлений глубинной или динамической психологии, той, которая изучает бессознательные психические процессы — аналитической психологии.
«Если вы не заинтересованы в вашей собственной судьбе, бессознательное реагирует таким же образом», – из книги Юнга.
Что в этом коротком изречении? И об осознанности, и о том, что мы всё-таки идём от бессознательного и о том, что его можно менять, надо лишь быть заинтересованным в своей судьбе. Идея влияния бессознательного мне не просто близка, я вижу подтверждение этому каждую сессию.
Colady: Расскажите о конференции, в которой вы недавно принимали участие?
Елена: 4-5 декабря в Москве проходила II юнгианская песочная конференция «Песочные истории. Колыбель символического», которую проводила Российское общество юнгианской сендплей-терапии и стала заключительным событием 2021 года для психологического профессионального сообщества.
Это было очень насыщенное и содержательное событие и по уровню организации и, особенно, по уровню научных докладов. Каждый доклад был пронизан идеей, собственным взглядом и очень профессиональным подходом, который находил подтверждение в практическом применении.
Я была очарована нашими специалистами и воодушевлена тем, что познакомилась с такими тонкими, умными, увлечёнными экспертами. Найти свою стаю – большое счастье.
*****
Больше материала вы можете найти в блоге Елены Султанкиной *instagram.com/elenasultankina/.