144 лучших эксперта
по красоте и счастью

Молодая учёная из Бристоля развеяла 3 самых типичных заблуждения о работе мозга

Знаете ли вы, что в 1990 Национальный институт психического здоровья (NIMH) в США выдвинул инициативу по проведению программы «Декада мозга» в период с 1990 по 2000? Цель этого международного проекта заключалась в «повышении информированности людей об исследованиях мозга и его деятельности». И с тех пор уже прошло два десятилетия!

На то время это был достаточно смелый и инновационный проект. В течение «Декады мозга» и впоследствии, уже в 21-м веке, изучение этой части человеческого организма сделало рывок вперёд. Мало того, за 20 прошедших лет были опровергнуты многие теории, считавшиеся правильными в конце 20-го века.

психология

Раньше мы думали, что мозг человека прекращает расти и изменяться к моменту взросления и полной сформированности организма. Однако, теперь учёные говорят о том, что мозг всегда и в любом возрасте адаптируется к окружающей среде, а его нейроны могут продолжать развиваться и трансформироваться.

Современные технологии дали возможность исследователям изучать то, что раньше было непонятно и неизвестно, и наши многие познания о мозге значительно расширились. Таким образом, то, что когда-то было общеизвестным фактом, начинает превращаться в мифы прошлого.

Молодая учёная из университета Бристоля (Великобритания) Алия Сарманова несколько лет занималась научными исследованиями в области хронической боли и плацебо, поэтому она присоединилась к нам, чтобы рассказать нашим читателям всю правду о работе мозга.

Читайте также: Учёные раскрыли 7 признаков интеллекта. Неожиданно!

Итак, давайте посмотрим на Топ-3 мифа о мозге, которые были развенчаны в последнее время.

психология 2

Миф 1

  • У каждого человека есть свой индивидуальный и наиболее эффективный способ восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический

Ранее считалось, что 3 типа обучения связаны с разными частями мозга, что эти части разделены и независимы в плане восприятия информации. Однако, исследователи пришли к выводу, что на самом деле они тесно связаны, и между ними эта информация очень даже активно передаётся.

Конечно, кто-то предпочитает визуальное, кто-то аудиальное, а кто-то кинестетическое (тактильное) обучение, однако, так и не было доказано, что дети лучше учатся с помощью того метода, который им якобы больше подходит.

Молодая учёная из Бристоля развеяла 3 самых типичных заблуждения о работе мозга

Алия Сарманова: Идея о том, что эффективность обучения можно повысить если учитывать индивидуальные особенности восприятия информации появилась давно, еще в 70-х годах прошлого века. Существует много вариаций, но самая распространённая – это разделение на визуальный, аудиальный или слуховой, и кинестетический, известное в западной литературе как VAK learning styles. Несмотря на то, что эффективность таких методик остается спорной, до 90% учителей в разных странах продолжают верить в этот миф.

Действительно, существуют индивидуальные различия в том, как мы воспринимаем информацию в разных форматах, будь то визуальный, аудиальный или кинестетический. Но это совсем не значит, что наша обучаемость ограничена тем или иным типом восприятия.

Благодаря эволюции современных методов исследования мозга таких как ПЭТ или функциональная МРТ учёные нейробиологи, психологи и когнитивисты стали лучше понимать, как устроен и работает наш мозг.

Существует две основные концепции в современной нейробиологии, которые противоречат теории индивидуальных стилей обучения.

Первая концепция говорит о том, что в нашем мозге существует тесная и сложная взаимосвязь между различными его отделами. Действительно, в мозге есть различные «специализированные» центры – зрительный центр, центр восприятия речи, центр принятия решений и тд.

Но важно понимать, что, получая информацию от разных органов чувств, наш мозг комбинирует ее в процессе, называемом мультисенсорной интеграцией, таким образом получая надежное представление об окружающей среде и о самом человеческом теле. Именно эти взаимосвязи определяют наш интеллект и способность мыслить креативно. Более того антропологи считают, что именно эта уникальная способность мозга формировать связи между различными отделами дала преимущество предкам современного человека — кроманьонцам. Ведь у соседствующих неандертальцев отделы мозга не были так хорошо связаны, значит они не могли так быстро адаптироваться к изменяющимся условиям как кроманьонцы.

Вторая концепция — это нейропластичность, которая подразумевает, что наш мозг продолжает изменяться и реорганизовываться, что позволяет нам развивать новые навыки и способности на протяжении всей жизни. Поэтому даже если у нас есть «врожденная» особенность восприятия или предпочтение к тому или иному способу получения информации, это не значит, что другие способы нам не доступны и не могут быть развиты.

Миф 2

  • Мы используем только 10% потенциала нашего мозга

Люди очень давно поддерживали этот миф о 10% и верили в него. А что, если бы мы могли высвободить силу остальных 90% нашего мозга? Вот это был бы прорыв, правда? Нет, неправда.

Современные технологии, например, сканирование с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), действительно могут отслеживать активность нашего мозга. ПЭТ-сканирование, создающее трёхмерное изображение активности мозга, демонстрирует, что мы задействуем гораздо больше, чем 10%. Даже пациенты с болезнью Альцгеймера используют выше этих пресловутых 10%.

мозг

Алия Сарманова: Считается, что этот миф возник из-за неправильного цитирования или неправильного толкования работ Альберта Эйнштейна, а также нескольких других ученых начала 20-го века. Этот миф очень нравится современным писателям и создателям фильмов. Поэтому неудивительно, что люди продолжают верить в это.

Наш мозг весит около 3% от веса тела и потребляет до 20% от поступаемой с пищей энергии. Все дело в том, что мозг постоянно работает, а не находится в энергосберегаемом режиме как считали ранее.

Благодаря различным методам визуализации мозга таким ПЭТ и функциональная МРТ, учёные смогли доказать, что несмотря на то что в разное время дня в зависимости от выполняемой деятельности некоторые отделы мозга более активны чем другие, определенный уровень активности поддерживается во всем мозге.

Основной источник энергии для мозга – это глюкоза, которая поступает в мозг по кровеносным сосудам. Чем выше активность мозга, тем больше потребность в глюкозе, тем быстрее кровоток. На этом основано действие ФМРТ. Тогда как ПЭТ измеряет метаболизм или потребление глюкозы клетками мозга, что тоже отражает активность.

Миф 3

  • Одни люди обладают доминирующим правым полушарием мозга, а другие – левым.

Этот миф, наверное, никогда не умрёт хотя бы потому, что на его основе создают немалое количество тестов для любознательных. И хотя недавние исследования доказали, что на самом деле нет людей с доминирующим правым или левым полушарием, в это по-прежнему искренне и беспрекословно верят.

Молодая учёная из Бристоля развеяла 3 самых типичных заблуждения о работе мозга

Алия Сарманова: Итак, в 2013 учёные развенчали этот миф, изучив 7 тысяч участков в мозге у более тысячи испытуемых, и они определили, что независимо от того, является ли человек гуманитарием или технарём, у всех нас одинаковая активность в обоих полушариях мозга.

Действительно, цитируемое исследование, проведенном в Университете Ута, показало, что активность головного мозга распределяется относительно равномерно между правым и левым полушарием. Это не опровергает тот факт, что есть индивидуальные особенности между технарями и гуманитариями, или между более эмоциональными творческими людьми и людьми математического склада ума. Но это говорит о том, что эти различия не определяются различиями в активности полушарий мозга.

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +5
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении