«Мы встретимся через сто лет на планете Маленького принца»: история любви Ольги Свибловой и Оливье Морана
Русско-французская история любви двух великих людей не может оставить равнодушным ни одного человека. Она коренная москвичка с советскими принципами, а он был в люблён в искусство и в Париж. У них было мало шансов встретиться, и ещё меньше – полюбить друг друга. Однако судьба решила всё за них.
Маленькая девочка из коммуналки
Сегодня Ольга Свиблова известный режиссёр, искусствовед и создатель музея. А в детстве она мечтала стать пастухом. Маленькая Оля родилась 6 июня 1953 года в московской интеллигентной семье. Папа – инженер космической отрасли из института Курчатова. Мама — филолог, преподающая немецкий язык в университете.
Несмотря на достаточно образованных родителей, Оля с семьёй жила в старой коммуналке без ванной. Зато вокруг всегда было много друзей и дворовых собак, которых девочка мечтала «пасти, когда вырастет».
В 4 года Ольга переболела костно-суставным туберкулёзом. Она практически училась заново ходить, ведь каждый шаг давался ей с трудом и болью.
Занятия фигурным катанием через боль и колоссальное упорство матери помогли девочки выработать характер. А мудрость родителей, позволявших девочке развиваться как ей нравилось, развила в Ольге способность мыслить и выбирать.
После школы Ольга поступила на биологический факультет МГУ, но затем увлеклась психологией и поменяла факультет. За это время она бралась за любую работу, чтобы оплатить обучение. Почтальон, дворник, уборщица – это далеко не весь список в её юношеской трудовой деятельности.
С детства мама привила Ольге любовь к искусству. Они вместе посещали музеи и выставки. Но сделать искусство делом своей жизни Ольга решила после окончания университета, в частности благодаря одной удивительной истории.
Прогуливаясь по столице, Ольга встретила странных людей в причудливых одеждах, с длинными волосами и бородами. Она последовала за ними и попала на выставку современного искусства.
Атмосфера экспозиции и сами посетители так впечатлили Ольгу, что она стала постоянным гостем подобных сборищ. В середине 1980-х Ольга Львовна приняла решение самой организовывать художественные выставки, неся современное искусство в массы.
Сегодня она академик Российской академии художеств, академик-секретарь Отделения фотоискусства и мультимедийных технологий РАХ и член Президиума РАХ, заслуженный деятель искусств РФ, член Московского Союза художников.
Два брака. Развод. И снова брак
Впервые Свиблова отправилась под венец едва ей исполнилось 18 лет. Однако он не продлился и года. Она хотела всё отменить, но всё уже было готово к торжеству. То, что этот брак ошибка, она поняла еще в ЗАГСе, откуда после церемонии сразу же сбежала. Спустя 3 месяца пара развелась.
В университетские годы Ольге попались стихи молодого поэта Алексея Парщикова. Девушка сразу же влюбилась в его творчество, а спустя время, в новогоднюю ночь, познакомилась с ним лично. И сразу же влюбилась.
Дальше свадьба, на которую Ольга согласилась с перспективой быть «женой русской поэзии». В 19 лет она вышла замуж во второй раз. На свадьбу для жениха она подготовила весьма необычный подарок – связала ему шарф с буквами «ММ», что расшифровывалось как «Мастеру от Маргариты».
Глядя в светлое будущее, Ольга стала добытчиком в семье, пока муж медленно и монотонно писал стихи. Днём она подметала улицы, а вечерами организовывала выставки молодых художников. Через 10 лет у пары родился сын Тимофей.
«Долгое время я не хотела Алёше мешать, мне казалось, что поэту надо отдавать всё внимание. Тут важно понимать, что такое андеграундная культура. В этой культуре во многом люди выживали потому, что у них были хорошие жёны. Другие просто сломались. Через десять лет мы решили сознательно родить ребёнка, при этом я знала, что мы не будем жить вместе. Но мне ни от кого другого ребёнка не хотелось».
Ольга Свиблова продолжила своё развитие в сфере искусства, но начала отдаляться от творческого мужа. После 18 лет брака они развелись.
Она молилась о том, чтобы снова влюбиться и быть любимой, и эта молитва была услышана. Свою новую любовь она встретила во Франции.
Однажды в Париже
Гуляя по Парижу, друг Свибловой, художник Николай Овчинников, предложил ей зайти в местный арт-центр под названием «La Base», где выставлялись его работы. Его создатель был французский меценат Оливье Моран. Ольга Львовна была настолько поражена и очарована, что непременно решила познакомиться с человеком, создавшим это чудо искусства.
Знакомства не пришлось ждать долго, ведь дом хозяина находился прямо под этой стеклянной крышей галереи.
Оливье Моран буквально из ничего и на скорую руку приготовил ужин для гостей, чем сразу же поразил Свиблову. Она влюбилась с первого взгляда, а он… он был тоже очарован.
«Я влюбилась в него сразу. В моего первого мужа, Алешу Парщикова, я влюбилась за стихи, которые к жизни не имели отношения. А в Оливье – за необыкновенное пространство жизни, которое он создавал вокруг».
Казалось, они были знакомы всю жизнь, хотя увидели друг друга несколько часов назад. Их общение было тёплым, глубоким, искренним. Моран предлагает Свибловой открыть такой же арт-центр в Москве, и она, конечно же, согласилась.
Согласилась она и на другое предложения Оливье, но уже спустя полгода.
«Я никуда не поеду». Точка
Предложения руки и сердца Ольга Свиблова приняла сразу, но с одним условием. Несмотря на безумную любовь, она наотрез отказалась жить в Париже.
Будучи коренной москвичкой, она не видела жизни в другом городе. Она знала каждый закоулок, расписание автобусов, не боялась рэкета 90-х. Она была дома. А Париж был ей незнаком и пугал неизвестностью.
Жизнь Свибловой была выстроена поминутно. Она зависела от своих сиюминутных желаний, жила по эмоциям и вела яркую и активную столичную жизнь.
Париж же пугал её своей медлительностью, размеренностью и распорядком. Свиблова понимала, что там все живут «по правилам и графику». Они едят в определённое время, не имеют привычки перестраивать и менять планы, ходят в гости по выходным и имеют совершенно другой ритм жизни.
«Оливье было сорок семь, мне тридцать семь, мы были два взрослых человека. Он даже спрашивал меня: «Почему, Оля, я так поздно тебя встретил?» У него была семья и дети, хотя он жил не с ними. Я к тому времени ушла от Алеши Парщикова, но у меня тоже был Тим, и мама, и папа. И у меня была Москва, где все было так интересно. Я ничего там не боялась. Советская власть, бандиты – все это прошло мимо меня по касательной. А в Париже я не понимала ничего».
Оливье Моран понимал, что если он будет настаивать, то просто потеряет любимую. Он избрал другую тактику. Моран решает ей показать свой Париж. Он познакомил её со своим «искусством жизни».
«С Парщиковым мы проговорили 18 лет, а с Оливье мы мало говорили, и в этой тишине была какая-то фантастическая внимательность, такая глубина видения, которой у меня никогда не было. Он перестроил и меня, и мой вкус на другую волну. Он меня очень любил – наверное, так, как не бывает. И я также любила».
Моран приносил любимой завтраки, показывал ей жизнь в мелочах – поющих птиц за окном, муравьиные дорожки в лесу, игру ветра в листьях.
Вскоре их совместные завтраки стали доброй традицией, а обеды в местных ресторанчиках добавляли нотки любви и нежности. Он избави Ольгу от бытовухи, а взамен окутал любовью, нежностью и заботой. Свиблова сама не поняла, как сдалась. Следующие 23 года они счастливо проживут в её некогда нелюбимом городе.
«Каждый понимал, что мы живём друг для друга. Мы делали что-то, чтобы мы могли друг другом гордиться. Каждый день, пусть даже не были вместе, мы созванивались. И когда Оливье говорил: «Какие у тебя хорошие выставки!», я радовалась, как будто меня похвалил папа».
Ради любимой Оливье Моран принял православие и всячески поддерживал её в творческих начинаниях. После обряда супруги обвенчались.
Именно с Мораном она создаёт Московский Мультимедия Арт-музей, продолжает запускать выставки одну за одной. С его поддержкой она организовывает фестивали искусств, развивается, растёт. А он всегда находится рядом с женой, поддерживает и просто любит, и даёт ей творить.
Пока рак не разлучил их
Оливье Моран узнал, что болен в 2013 году. До этого он замечал своё плохое самочувствие, но французские врачи ничего не находили, и он списывал это на погоду и возраст.
Свиблова переживала и уговаривала его поехать в Москву на обследование, она верила, что столичные врачи смогут помочь её любимому супругу. Он долго сопротивлялся, пока она не поставила жёсткий ультиматум: она не выйдет из аэропорта, пока они не возьмут билеты.
Московские врачи помогли. Диагноз – онкология. Только заболевание было уже слишком запущенно, чтобы можно было что-то сделать.
«Есть вещи, которые я не могу себе простить. Я его умоляла сменить врачей, а он радовался, что его врачи ничего не находят. А они не там искали. Я не могла настаивать. Когда я слишком давила, он начинал плакать. Я пугалась и отступала. Ему было все хуже и хуже. Я помню, как приземлилась в Париже, но, услышав его голос по телефону, сказала, что даже не выйду из аэропорта. Он приедет сейчас же, мы возьмем билеты и отправимся в Москву. В результате диагноз ему поставили в Москве».
Ему оставалось всего лишь несколько месяцев, которые они провели вместе. Он умер в 2014 году.
«Мы встретимся на планете Маленького принца…»
Прощание с Оливье Мораном прошло в старой русской церкви на Рю Дарю. На церемонии присутствовали Ольга с сыном, дочь, сын и внуки Оливье и друзья.
Это были русско-французские похороны, такие же необычные, как и любовь Морана и Свибловой. Русский священник прочитал молитву на францусзком. На прощании были озвучены и последние слова Оливье Морана: «Мы встретимся через сто лет на планете Маленького принца».
Свиблова долго не могла прийти в себя, ведь она лишилась всего – внимания, заботы и любви. Позже она расскажет, что даже не знала, как заплатить за электричество, ведь Оливье всегда брал эти хлопоты на себя. Ольге Львовне пришлось учиться жить заново. Но она не жаловалась, потому что помнила последние слова мужа.
«Было тяжело во всех смыслах. Но я не могу не справиться с жизнью, не могу никого обидеть. Потому что иначе с какими глазами я встречу его на планете Маленького принца через сто лет?»
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Семейная хроника Гумилёва и Ахматовой