Наряд невесты: почему свадебное платье белое и каким оно было раньше в России и Западных странах
Свадьба – необыкновенный ритуал, скрепляющий двух людей узами брака, олицетворяющий создание семьи и возникший тысячи лет назад ещё на заре культур.
За свою долгую историю церемония претерпела немало изменений, в том числе и в плане одежды невесты: свадебное платье – один из главных символов этого обряда – далеко не всегда было белым и в разные периоды имело различный контекст. Вместе с Colady изучаем историю свадебного наряда.
Читайте также: Свадебная мода 2021: тенденции в одежде и макияже для невесты и гостьи
История свадебного наряда в России: от язычества до XX века
Первые упоминания о свадебных обрядах на Руси встречаются ещё в «Повести временных лет», где подробно описываются различные ритуалы, сопровождавшие заключение брака у славянских племён в дохристианский период.
Наряд невесты в то время имел особое сакральное значение и представлял собой «скорбное платье», символизировавшее «смерть» девушки для семьи её родных и переход в новую, уже семейную жизнь.
Костюм состоял из нескольких элементов: рубахи с широкими длинными рукавами, понёвы или пони (прототип юбки), пояса, плотного платка на голове, скрывающего лицо невесты и массивного нагрудного украшения – гайтаны.
Рубаха традиционно была белой, но тогда это символизировало не чистоту невесты, а скорбь, ведь девушке полагалось оплакивать свой уход из отчего дома. Рубаха и другие элементы костюма обязательно украшались красным орнаментом с символическим изображением солнца – это считалось своеобразным оберегом от злых духов, а также символом плодородия.
Красной зачастую была и понёва. В некоторых регионах вместо неё использовался сарафан, но принцип сочетания белого и красного был практически повсеместным.
Принятие христианства существенно повлияло на культуру и обычаи наших предков: постепенно белый наряд с символическим языческим орнаментом стал вытесняться византийской моделью. Образ по-прежнему включал рубаху и сарафан, однако теперь они могли быть не белого и красного, а любого другого цвета.
Сарафан отличался богатой вышивкой, будущая невеста начинала готовить его задолго до свадьбы. Иногда одежду расшивали всей семьёй. Затейливость и обилие декора означало не только зажиточность семьи невесты, но и то, насколько хороша в рукоделии будущая жена.
Такие наряды выглядели очень богато и зачастую немало весили. Например, свадебное платье первой жены Петра I Евдокии Лопухиной весило аж двадцать килограммов!
Возможно, вас заинтересует: 3 свадебные традиции, которые могут испортить всё удовольствие от торжества
Первой белое, точнее серебристо-белое, свадебное платье европейского образца примерила только Екатерина II: оно представляло собой сложную конструкцию с роскошным пышным подолом, жёстким лифом, утягивающим талию, и длинным шлейфом.
Как позже вспоминала сама императрица, наряд был невероятно тяжёлым. Таким образом, именно Екатерина ввела моду на белые свадебные платья в России, которая сохранилась вплоть до наших дней.
Впрочем, эта традиция укоренилась не во всех слоях общества: купечество предпочитало богато расшитые традиционные русские платья красного и золотого цветов вплоть до середины XIX века, а крестьянство – вплоть до Революции.
История свадебной моды в Европе: античность, Средневековье, Новое время
Традиционно античность ассоциируется у нас с белоснежными одеждами, однако, если изучить источники, белый был не так уж популярен в тот период, причём это касается как повседневной жизни, так и свадебных ритуалов.
В древних Афинах невесты облачались в длинные фиолетовые платья, стянутые поясом на талии. Такой выбор цвета был обусловлен тем, что в древнегреческой культуре фиолетовый считался наиболее благородным цветом, а также символом богов и роскоши.
Ещё интереснее выглядел свадебный наряд невесты в античном Риме. Вся одежда девушку, кроме нижней туники, была красной. Причина довольно проста – красный ассоциировался с богатством, силой, здоровьем и процветанием. Дополняла образ вуаль из тёмно-жёлтой ткани, практически полностью скрывающая лицо невесты. Жёлтый в данном случае символизировал цвет факела, света коим являлась вступающая в брак девушка.
В Средневековье при заключении брака огромное внимание уделялось социальному статусу будущих супругов, а невеста должна была предстать, то что называется, во всей красе и продемонстрировать состоятельность своего рода.
Соответственно, свадебные платья шились из самых дорогих материалов, богато украшались вышивкой, камнями и мехом и были порой настолько тяжёлый, что в них было трудно передвигаться. Цвета тоже выбирали соответствующие: синий, красный, золотой. А вот белый считался траурным цветом.
Принято считать, что первой белое свадебное платье рискнула надеть Мария Стюарт. Но это не совсем так. Мария облачилась в белое, когда выходила замуж во второй раз и тогда оно символизировало её скорбь и траур по первому супругу.
До неё выходила замуж в белом королева Франции Анна Бретонская, а ещё ранее – королева Дании, Норвегии и Швеции Филиппа Ланкастерская. Именно её можно считать первой в истории женщиной, которая пренебрегла традициями и вышла замуж в белом платье.
Однако всё это – скорее исключения, нежели правило. Повсеместную моду на белый свадебный наряд ввела уже королева Виктория в 1840 году. После этого традиция идти под венец в белом окончательно укоренилась не только в Англии, но и во всей Европе.