О чём нам шепчут дубы Шишкина, берёзы Куинджи и полевые цветы Левитана – лето на полотнах русских художников
Время летом будто течёт по-другому. Световой день увеличивается, а вкус жизни становится особенным: сочным, пряным, наполненным разнообразием как сочные спелые фрукты. Всё живое начинает наслаждаться каждым мгновением, празднуя жизнь с её неизменным течением.
Природа летом, как гениальный дизайнер, перевоплощает всё вокруг с помощью невообразимой палитры цветов и оттенков. Причём цветов во всех значениях этого слова. Чего только не растёт летом на клумбах, в садах, на луга и в парках среди яркой зелени!
Художники чувствуют лето по-особенному – их вдохновляет созданное природой многообразие красок и форм. Для них летний сезон – возможность работать на пленэре (на открытом воздухе). Это сейчас можно взять в руки хорошую камеру и запечатлеть всю окружающую красоту одним нажатием на кнопку затвора, а в то время, когда не было ещё фотоаппаратов, художник был тем самым человеком, который останавливал мгновение.
Давайте посмотрим, как передавали летнее настроение художники два века назад. Предупреждаем, после просмотра данной статьи вам непременно захочется выехать на природу!
Архип Иванович Куинджи «Берёзовая роща», 1879 год
В Государственной Третьяковской галерее хранится картина русского художника греческого происхождения Архипа Куинджи «Берёзовая роща», которая была написана в конце XIX века. Сейчас, спустя два века, масляные краски на холсте утратили свою насыщенность, некоторые из них даже поменяли оттенок. Но, несмотря на это, в этом полотне есть то, что заставляет остановить взгляд и почувствовать нежное дыхание лета.
Впервые оказавшись на выставке среди работ художников-передвижников, картина «Берёзовая роща» завоевала внимание профессионалов. Многие оценили в работе Куинджи оригинальную игру света и цвета, света и тени. Художник мастерски владел академическим построением пейзажей, и здесь композиция выполнена по, так называемому, «кулисному построению». Есть ощущение, будто оказывается перед сценической декорацией, не правда ли?
Читайте также: 5 интересных фактов из жизни художника-абстракциониста Василия Кандинского
Иван Иванович Шишкин «Пейзаж около дачи», 1894 год
Увидеть эту работу известнейшего русского художника-реалиста можно в стенах Государственного музея изобразительных искусств в Казани.
Если обратить внимание, то на этом полотне практически нет тёмных пятен, весь пейзаж пронизан летним светом. Художник использовал настолько близкие к природной палитре оттенки, что невольно кажется, что перед нами ретушированная фотография.
Умиротворяющую гармонию картины дополняет сидящая фигура девушки на скамейке, задумчиво смотрящая вдаль. Лёгкость, воздушность придают и ажурные тени на переднем плане, которые словно ложатся к ногам зрителя, создавая даже некий эффект присутствия. Не каждому фотографу удаётся сделать такой удачный по композиции снимок и с такой ясностью передать краски лета.
И.Шишкин «Дубы. Вечер» (Этюд), 1887 год
Если говорить о русской природе летом, то невозможно ограничиться одной только картиной гениального И. И. Шишкина. Этот художник воспел красоту и величие российских просторов не в одной работе.
Например, в этом этюде (фр. Étude, подготовительная небольшая, чаще незаконченная, работа перед созданием большой – прим. ред.) главные герои – могучие дубы. Шишкин часто обращался к их изображению, чтобы подчеркнуть не только красоту русской природы, но и её мощь. Невероятно правдиво передан в этюде светотеневой контраст, с большой любовью художник прописал сложную поверхность коры и ветвей вековых деревьев.
В этой работе столько жизни, что возникает ощущение, что вот-вот зашелестит крона дубов или качнётся сочно-зеленая травинка!
Чтобы разглядеть каждую деталь авторского почерка, этюд можно посмотреть в Государственной Третьяковской галерее.
Исаак Ильич Левитан «Июньский день» («Лето»), 1890-е гг
Никак не обойти вниманием живописное полотно с таким тёплым названием. Тем более написал его мастер пейзажа настроения», который родился и жил в России – Исаак Левитан.
Всем известный художник написал множество «портретов природы», и каждый из них уникален как гармоничной композицией, так и тонким реализмом. С помощью живописных мазков Левитан передаёт даже знойный воздух, который будто слегка дрожит над кронами берёз.
В картине «Июньский день», кажется, всё предельно просто: мы оказываемся перед цветущим лугом, который отделяет колосящееся поле от начинающегося вдалеке леса. И скромность полевых цветов, и нежность молодых колосьев, и таинственный мрак леса, и бескрайность летнего солнечного неба – всё в этом пейзаже знакомо сердцу.
И. Левитан «На озере», 1893 год
Эта картина бережно хранится в Саратовском художественном музее. Она далеко не самая известная в богатой коллекции живописи Левитана, но тем не менее достойна внимания.
Как тонко и душевно художник изобразил угасающий летний день. Солнце ещё не зашло, но природа уже погружается в спокойную дремоту. Высокие облака, кажется, застыли в ожидании вечерних сумерек, отражаясь в неподвижном озере. Сколько спокойствия в этом пейзаже. Даже рыбацкие лодки и сети на переднем плане не нарушают композиционную гармонию, а подчёркивают умиротворяющую гармонию летнего вечера.
С помощью тёплой палитры от зелёных до буро-коричневых оттенков вместе с холодной прозрачностью неба Левитан то ли мастерски передал состояние природы, то ли вложил в этот летний пейзаж своё лирическое и романтическое настроение.
Лето – это ещё и состояние души, умение наслаждаться жизнью, моментом. А в одном мгновении можно разглядеть столько красок, оттенков и смыслов, что стоит остановиться, прислушаться к себе, природе, миру. Возможно, тогда найдутся ответы на все вопросы. Да, лето пролетает быстро, поэтому давайте не спешить!