Одна черта личности отличает одарённых людей от остальных – новые исследования
В ходе эксперимента учёные выяснили, что основной чертой личности одарённых людей является любознательность. Исследователи Узеир Огурлу и Аднан Озбей провели анализ научных статей и определили 83 фактора, связанные с одарённостью, возрастом, полом и личностью. В эксперименте участвовало 8000 человек, 3244 из них были одарёнными.
Поскольку одарённость плохо изучена, образовательные, социальные и профессиональные условия могут способствовать возникновению социальных проблем для одарённых людей.
Общие характеристики одарённых людей
По данным Института Дэвидсона, одарённые люди обладают следующими характеристиками:
- быстрое интуитивное понимание основ;
- сложное мышление;
- потребность в точности;
- высокие ожидания;
- разные интересы;
- необычное чувство юмора.
Также они демонстрируют «несинхронное развитие», заметно опережая других людей в одних областях, и при этом отставая в других.
Учебные заведения не учитывают этих особенностей, поэтому одарённым людям трудно понять, в чём именно они способны и талантливы.
Читайте также: У заботливых и ответственных отцов структурно другой мозг – новое исследование
Ход и итоги исследования
Используя сложные статистические методы в ходе исследования, учёные сравнили характеристики личности между одарёнными и неодарёнными группами, чтобы увидеть, какие черты личности значительно коррелируют с одарённостью.
Между одарёнными и неодарёнными группами не было существенных различий с точки зрения пяти основных черт личности:
- доброжелательности;
- открытости (миру, новому опыту, другим людям);
- добросовестности;
- невротизма.
Однако любознательность значительно сильнее коррелировала с одарённостью.
Кроме того, исследователи обнаружили, что анализ других факторов, таких как возраст, пол, индивидуальная выборка для исследования и географическое положение, ничего не говорят об одарённости или взаимосвязи между открытостью и одарённостью.
Любознательность является ключевой составляющей интеллекта, способствующей развитию творческих способностей, а также способности рассматривать множество вариантов и перспектив для решения проблем и выхода из сложных ситуаций.
Любознательность соотносится с наблюдаемым сложным и противоречивым мышлением одарённых людей, а также с удивительной способностью подмечать детали, которые другие люди никогда бы не заметили, не говоря уже о необычном чувстве юмора с причудливым смыслом.
Существует стереотип о том, что одарённые люди неловкие или неадаптивные личности, которые менее открыты, менее общительны и более невротичны.
Но результаты исследования показали, что это не так. Такие черты личности, как сниженная открытость и доброжелательность, а также ярко выраженный невротизм не коррелировали с одарённостью.
Интересно, что по результатам исследования, добросовестность не связана с одарённостью, но при этом она влияет на результаты в процессе работы и учёбы.
Можно ли развить любознательность?
Исследования показывают, что можно изменить личность по своему желанию. Многие расширенные образовательные подходы включают педагогику, направленную на развитие воображения, творческих способностей и нестандартного мышления.
Такие мотивы для развития любознательности, как, например, знакомство с кем-то более любознательным и общительным или желание развить профессиональные навыки, могут побудить людей получать больше нового опыта.
Будущие исследования могут рассмотреть способы изменения личности, чтобы понять, можно ли при желании развить любознательность.
Исследования одарённости важны как для того, чтобы развеять стереотипы об одарённых людях и остановить стигматизацию, которая не позволяет им на протяжении всей жизни спокойно и благополучно развиваться.
Также исследования важны для помощи в развитии общества и предоставлении ресурсов, необходимых для создания условий, при которых одарённые люди будут иметь возможность помогать обществу, используя свой потенциал.