«Она будет моей женой»: Высоцкий и Влади – история любви
История любви французской актрисы и советского барда полна драмы. Их роман казался невозможным, но в итоге стал одним из самых ярких примеров всепоглощающей любви.
Знаменитая актриса с мировым признанием, шикарная женщина, любимица публики – такой была Марина Влади на момент, когда на экраны вышел французский фильм «Колдунья». В СССР сотни женщин старались подражать диве, а мужчины втайне восхищались телезвездой.
Среди воздыхателей был и Владимир Высоцкий. На тот момент популярность барда только набирала обороты, его голос был узнаваем, а вот лицо ещё нет. Малоизвестный актёр Театра на Таганке твёрдо заявил после фильма: «Она станет моей женой».
Самоуверенному Володе никто не поверил, даже всерьёз эту фразу никто и не воспринял. Да и как это возможно? Железный занавес прочно стоял на пути юного актёра.
Шло время, Высоцкий успел жениться, развестись и вновь связать себя узами брака. От двух союзов у Владимира трое сыновей. Первой женой барда стала Изольда Мешкова, его однокурсница. Лёгкий роман двух молодых людей разбился о борт карьерной лодки. Изольда уехала на гастроли, а Владимир закрутил роман на съёмках «713-й просит посадку» с актрисой Людмилой Абрамовой.
Впоследствии она станет его второй женой, и родит двух прекрасных мальчиков. Но и этот брак не продлится долго. В голове у Высоцкого навязчивые мысли о прекрасной героине «Колдуньи», Марине.
Спустя время, в 1967 году, в столице стартует Московский международный кинофестиваль. Туда приезжает и Марина. По счастливой случайности в этот день иностранную звезду приглашают на спектакль «Пугачёв» в Театр на Таганке. На сцене в роли Хлопуши – Владимир Высоцкий.
Актёр сумел произвести впечатление на Марину, впрочем, как и весь спектакль целиком. В тот же вечер они знакомятся в ресторане и располагаются за одним столиком.
«Наконец-то я встретил вас. Я хотел бы уйти отсюда и петь только для вас».
«Не теряя ни минуты, Володя заявляет о своих чувствах, о давних мечтах и о том, что им суждено быть вместе. Но его запал быстро пропадает, когда в ответ он слышит: «Как самонадеянно так думать!»
Да и правда, что может связывать французскую звезду и малоизвестного советского актёра? Всё было настроено против той любви – браки за плечами, разводы, дети, языковой барьер и разные круги общения. Жирную точку ставил и «железный занавес».
Она не смогла устоять
Отказ прекрасной Марины Владимир Высоцкий принимать не собирался. Он прикладывает колоссальные усилия, красиво ухаживает и продолжает добиваться расположения возлюбленной.
Параллельно он уходит от второй жены, в 1968 году. Через два года супруги оформят развод официально. Людмила знала про чувства мужа к Влади, и не стала препятствовать.
Находясь на съёмках фильма «Хозяин тайги» в Сибири, Владимир Высоцкий узнаёт, что его муза прилетела в Москву. Судьба даёт им ещё шанс. Марине предлагают небольшую роль в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» режиссёра Юткевича. Она вынуждена на время работы остаться в СССР.
Осенью 1969 года они вновь пересекаются, на этот раз на частной вечеринке у знакомых. Тогда они проговорили о своих чувствах всю ночь, не замечая того, что происходило вокруг.
В конце концов, французская теледива сдаётся, так как не может устоять под напором и чувствами знаменитого барда. И сразу после Нового года, 13 января 1970 года, состоялась свадьба. Высоцкий по этому случаю даже арендовал на время квартиру в престижном районе Москвы. В свадебное путешествие молодожёны отправились на следующий день.
Их официальная семейная жизнь началась с круиза на теплоходе в Грузию.
Брак вне политики
Несмотря на политическую обстановку в мире, власти Союза удивительно демократично отнеслись к такому союзу. Однако сразу после путешествия они вновь разъезжаются – она во Францию, он на гастроли по Союзу. Начинаются долгие и мучительные дня разлуки.
Высоцкому не дают визу, и он не может вылететь к жене. В их распоряжении лишь звонки и редкие письма, которые так долго шли к адресатам.
6 долгих лет продолжалась их семейная история на две страны. Для того чтобы Высоцкому таки одобрили визу, Влади пришлось на время даже стать членом коммунистической партии Франции. С той поры встречи двух влюблённых стали происходить чаще. Марина часто бывала в СССР, а Владимир не упускал возможности навестить любимую во Франции.
В то время карьера Высоцкого пошла в гору, он становится знаменитым, востребованным и успешным. Всенародное признание, гастроли, слава – это захватывало советского барда. Но что бы ни случалось, Марина Влади всегда была для него на первом месте, и он не упускал ни единой возможности сорваться к ней.
У неё же, наоборот, карьера пошла на спад. Количество съёмок уменьшалось, а гонорары становились всё меньше. Но такой расклад вовсе не расстраивал Марину. Иногда даже вместо интересных ролей и предложений она выбирала перелёт к любимому. Такие самоотверженные поступки не могли оставаться незамеченными в этой паре.
Спустя время «железный занавес» немного приподнялся. У пары появилась возможность путешествовать. Визы, разрешения, бумаги и прочие бюрократические издержки не мешают супругам совершать перелёты и смотреть мир. В частности, для Владимира именно эти путешествия с Мариной внесли огромный и ценный вклад в его творчество.
Редкие встречи и совместное творчество
Влюблённые не упускали ни единой возможности провести время вместе. Марина помогала мужу с концертами во Франции. Друг пары, режиссёр фильма «Их двое» Марта Мессарош работала с Мариной, и чтобы супруги могли быть вместе – даже дала Высоцкому небольшую роль в нескольких эпизодах. Она понимала, как для них важно было находиться рядом как можно дольше. Стоит отметить, что это единственная картина, где Владимир и Марина играют вместе.
На первый взгляд, семейная идиллия пары набирает обороты. Они чаще бывают вместе, путешествуют. Но потом выяснится, что на самом деле было не всё так гладко, как хотелось бы. По крайней мере, так видел это Владимир Высоцкий.
К семейным драмам добавляются непринятие властями творчества артиста. У народа Высоцкий имеет бешеную славу, но у чиновников на этот счёт было другое мнение. Его стихи запрещали к публикациям, музыкальные пластинки не выходили в свет. Даже те небольшие роли, которые ему доставались в театрах, не имели будущего. Спектакли по разным причинам снимали с проката.
К тому же жизнь на расстоянии постоянно приносила стресс и разочарования. Высоцкий всё чаще находил утешение в бутылке.
Я должна его спасти
На пике славы Высоцкий стал вести себя странно. О его увлечениях спиртным и запрещёнными веществами жена узнала не сразу. Но только она могла его спасти. Изначально она восприняла свою роль в браке как миссию оберегать Володю, что и делала на протяжении всей жизни с ним. Не раз он оказывался на волоске от смерти, и каждый раз она вытягивала его и приводила в чувства. О такой заботе можно было только мечтать.
Мало кто знает, но есть версия, что именно неудачи в переездах и редкие встречи толкали Высоцкого в объятия зелёного змия. Их встречам постоянно что-то мешало, и это ужасно злило советского артиста.
Однажды Высоцкий узнаёт, что Андрей Тарковский, известный режиссёр, хочет видеть Марину в своём «Зеркале». Это была прекрасная возможность влюблённым воссоединиться, пусть и на время. Об этом было сразу озвучено Влади.
Позже выяснится, что она не прошла пробы, и Тарковский отклонил её кандидатуру. И это довело Высоцкого до срыва. От отчаяния и безысходности он стал злоупотреблять запрещёнными веществами.
Высоцкий безгранично ценил заботу и любовь жены. Но внутри него что-то происходило. Работа до изнеможения, на износ, перебор со стимуляторами, стресс. На подсознательном уровне Высоцкий начал себя разрушать. Сам.
В семье начался разлад и непонимание. Вредные привычки и постоянные измены Высоцкого доводили Влади до срывов. Она пыталась всё сохранить, наладить, вернуть. Но вместо этого искала причины «ударить побольнее».
Позже она напишет:
«О том, что это из-за морфия, я тогда не знала. И, главное, очевидно, ты отчаялся выжить. Я узнаю о твоих постоянных изменах. Я больна ревностью. Я не сразу смогла понять, что всё это просто попытки цепляться за жизнь, самому себе доказать, что ты всё ещё существуешь… Ты пытаешься мне сказать об этом, но я не слышу этого. Всё, тупик. Ты можешь лишь кричать о главном, а я замечаю только то, что на поверхности. Ты плачешь о своей любви, я вижу лишь измену… Ты, видимо, надеялся на мою помощь. С твоим пьянством ведь мы боролись сообща. Но в одну ночь было сказано всё, и между нами нет больше секретов. Мы словно опять вернулись к истокам нашей любви, нам нечего друг от друга скрывать… Ты говоришь: «Всё. Беру себя в руки, ведь жизнь ещё не прожита». Ты весь дрожишь, только дрожь эта не от мороза. На твоём посеревшем лице живыми и говорящими остались только глаза…»
Дама в чёрном
В 1978 году Высоцкий принимает решение оставить театр и всю связанную с ним деятельность. Но такой расклад устраивал не всех, ведь Высоцкий был по-настоящему талантливым актёром. Тогда режиссёр Любимов пытается остановить друга, и предлагает ему роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании».
Этот спектакль выходит зимой 1979 года. Тогда никому ещё неизвестно, что это будет последняя роль Высоцкого на сцене театра.
В 1979 году 25 июля прямо на концерте в Бухаре у поэта случается сердечный приступ. Тогда его успевают спасти, сделав прямой укол в сердце. И это первый звоночек для четы Высоцких.
Позже Владимир пошутит, успокаивая встревоженную жену: «Я не нужен этой даме в чёрном». Но тогда он не знает, что она вернётся. Ровно через год.
За месяц до своей смерти Владимир напишет жене очень трогательные слова, среди строк она прочитает о той боли, которую Высоцкий никогда не показывал.
«Любовь моя! Найти выход мне под силу. Я лишь хочу попросить тебя – оставь мне надежду… Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже всё встанет на место, и мы будем счастливы».
Марина Влади сразу же вылетает в Москву. Она делала это каждый раз, когда чувствовала, что Владимир находится на грани. И каждый раз она убеждалась, что её приезд ничего не меняет. Все усилия спасти супруга тщетны. Уже тогда он знал, что скоро конец.
Последние моменты вместе
11 июня 1980 год. Аэропорт. Влади провожает мужа в столицу. Дежурные фразы, лёгкие поцелуи и нежные объятия. Оба чувствуют, что отдаляются друг от друга.
18 июля знаменитый актёр выходит на сцену в роли Гамлета. За сценой ему постоянно делают уколы. Самочувствие Высоцкого оставляет желать лучшего.
23 июля супруги созваниваются. До их встречи оставалось меньше недели. 29 числа Высоцкий должен вылетать в Париж.
25 июля. 4 часа утра. В квартире Влади раздаётся звонок. Позже она напишет:
«Я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. Ярко-красный след на подушке. Кровь. Огромный раздавленный комар. Меня заколдовывает это пятно… Звонит телефон. Я знаю, что услышу не тот голос. Знаю! «Володя умер!» Вот и всё. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».
После похорон супруга Влади возвращается во Францию и впадает в депрессию. Он ищет утешение в вине, а однажды даже совершает попытку свести счёты с жизнью. По счастливой случайности ей это не удаётся.
Через некоторое время Марина Влади начнёт писать книги. В 1989 году в свет выходит её автобиографический «Владимир, или Прерванный полёт». Позже он будет переведён на многие языки и получит популярность по всему миру.
В 2015 году Марина вновь поразит публику. На этот раз она решает выставить на аукционе последнее стихотворение артиста и его посмертную маску. Многие не поняли её поступка, хотя стихотворение, посвящённое Влади, было действительно ценным в мировом сообществе, учитывая, что сопровождалось автографом автора.
За него удалось выручить за 200 000 евро. Многие осуждают Влади. Но её ответ заставляет всех смириться и замолчать.
«Дело не только в деньгах. Я поворачиваю свою жизнь и бросаюсь в будущее».
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: История любви Габриэля Гарсия Маркеса и Мерседес Барча