Почему современные родители отдают предпочтение терапевтическим сказкам – комментарий детского психотерапевта
Сказки любят не только дети, но и взрослые. Причём ребёнку такого рода волшебные истории необходимы жизненно, ведь они способствуют эмоциональному и чувственному развитию, помогают формированию личности и подготавливают к выходу во «взрослый мир». Так считалось всегда, однако, сейчас всё больше вдумчивых и осознанных родителей – особенно, матерей – отдают предпочтение не фольклорным, а терапевтическим сказкам. Давайте разберёмся, почему.

Читайте также: Как быть, если у родителей и бабушки разные взгляды на воспитание – ответ психолога
Сказка должна научить, а не навредить
Ситуация – на день рождения ребёнку Эллы (имя изменено) гости надарили книги сказок. Прежде, чем давать их сыну, молодая мать решила сама ознакомиться с содержанием. Конечно, в её детстве были сказки, однако, смутно припоминалось, что после некоторых из них было страшно спать без света.
Вот, например, немецкая народная сказка «Гензель и Гретель», записанная братьями Гримм. В голодный год отец уводит своих детей в лес. Причём делает это дважды – в первый раз мальчик с девочкой находят дорогу домой. Затем дети бредут по лесу и попадают в ловушку ведьмы-людоедки, живущей в пряничном домике…
А вот «Красная Шапочка», история о девочке, отправленной матерью в одиночестве через лес и заговорившей, на свою беду, с волком…
Русская сказка «Гуси-лебеди» учит слушаться родителей и добросовестно исполнять порученные дела. В конкретном контексте – следить за братом. Однако, Элла, историк по образованию, знала, что кисель у древних славян был обязательным блюдом на поминках. Значит, делая глоток из реки с кисельными берегами, девочка оказывалась в царстве мёртвых.

Известно было женщине и о том, что во время, когда были написаны «Гензель и Гретель» и «Красная Шапочка», Западная Европа познала несколько страшных голодных лет. Поэтому детям и внушали в пугающей форме – нельзя разговаривать с незнакомцами. Украдут и съедят.
Для своего ребёнка Элла однозначно хотела доброе детство и позитивные истории. Не пугающие, но воспитывающие.
Возможно, вас заинтересует: Педагог рассказал, от чего нам нужно защищать своих детей и до какого возраста тотальный контроль эффективен
Терапевтическим сказкам под силу решить проблемы ребёнка
Такие истории могут написать как профессиональные сказкотерапевты, так и сами родители ребёнка. Главное – организовать в рамках сказки безопасное пространство, в котором герой, похожий на конкретного ребёнка, успешно решает те или иные проблемы.
Можно сказать, что это альтернатива объяснениям или нотациям, не вызывающая психологического сопротивления у детей.
Если родители видят, что ребёнка что-то мучит, но он боится этим поделиться, ему можно предложить придумать сказку вместе. В такой форме детям легче будет открыть свои чувства и выразить эмоции, а мама или папа посмотрят на проблемы глазами ребёнка. Таким образом, терапевтические сказки окажутся одинаково полезны и для детей, и для их родителей, позволив им наладить взаимопонимание.

Какие бывают терапевтические сказки
- Психотерапевтические – применяются для борьбы с самыми распространёнными детскими страхами (например, боязнь темноты) или проблемным поведением (скажем, драчливость или враньё).
- Дидактические используются для дошкольников или младших школьников, когда им необходимо привить полезные навыки, не вызывая сопротивления.
- Художественные терапевтические сказки имеют общие черты с фольклорными, однако, имеют в своей основе принцип «непричинения вреда».
- Медитативные сказки не решают определённых проблем, они, скорее, помогают ребёнку психологически расслабиться. Соответственно, не имеют конфликтных ситуаций.
Как написать терапевтическую сказку самостоятельно
Пожалуй, никто не чувствует и не знает малыша так хорошо, как его собственная мама. Однако, решив создать историю для своего ребёнка, женщина должна учитывать следующее.
Во-первых, героем должен быть не сам ребёнок, но персонаж, похожий на него определёнными чертами. Возможно, возрастом, цветом глаз или привычкой кормить птиц на улице.
Во-вторых, в сказке у героя должны быть друзья, с которыми он поделится переживаниями и получит помощь.
В-третьих, историю и поступки героев необходимо обсудить с ребёнком, но – только в том случае, если он сам не возражает. Само собой, сказка должна иметь добрый и счастливый конец.
Комментарий детского психотерапевта Майи Макиевой
Да, нам очень повезло, что мы живём во времена психологической грамотности, когда родители стараются сделать так, чтобы ребёнок всегда чувствовал себя защищённым и жил в психологически комфортной обстановке. И здесь очень важную роль играет именно сказкотерапия, которая является эффективным инструментом для формирования здоровой психики ребёнка. Терапевтические сказки не только помогают развивать воображение детей, но и учат извлекать уроки из разных событий. И это прекрасно.
Но здесь есть один нюанс, который нужно учитывать родителям: совсем ограждать от фольклорных сказок психику ребёнка не нужно, ведь дети разные, и стоит понаблюдать за своим малышом, как он реагирует на сказки, мультики, пугают ли его «страшилки» или он, наоборот, интересуется ими. В последнем случае было бы разумно небольшими порциями и очень аккуратно преподносить ребёнку некоторые сказки из фольклора, но обязательно с оговорками, например, произошло в сказке что-то нехорошее, с вашей точки зрения, а ребёнка это позабавило.
В таком случае объясняйте ребёнку, что чувствовал «пострадавший» герой сказки в этот момент и почему так делать не стоит. То есть вы учите ребёнка эмпатии, а это поможет ему в будущем развить коммуникативные способности. И ещё бывают сказки, которые дети часто просят перечитывать. Выясните, какой момент из сказки его так интересует, и попробуйте распознать, какой жизненный сценарий, какую жизненную стратегию в этот момент формирует ваш ребёнок. Если сценарий благополучный, то порадуйтесь вместе с ребёнком, а если нет, то посоветуйтесь с психологом, что в этой ситуации вы можете предпринять и стоит ли вообще вмешиваться вам, либо специалисту.
Если же вы часто читаете ребёнку фольклорные сказки, порой со страшными сюжетами, то каждый такой момент в сказке стоит проговаривать. Нужно обсуждать с ребёнком и пытаться найти выход из любой ситуации, чтобы ребёнок учился решать проблему, а не боялся её. Например, «Красная шапочка» может научить вашего малыша не доверять незнакомым людям и не ходить с ними никуда. Ну и, конечно же, родитель должен прочитать сказку сначала сам, проанализировать её, убедиться, что сказка со счастливым концом и только после этого преподносить её ребёнку.