Психологи назвали 5 главных принципов воспитания детей дошкольного возраста
Материал предоставила практикующий специалист логопед, автор книг и публикаций, Полина Кошкина.
Довольно часто родители и педагоги сталкиваются с затруднительными ситуациями, связанными с поведением и дисциплиной ребёнка. Это выражается в яром непослушании, нежелании следовать установленным правилам. Возникает необходимость принять меры, дисциплинировать своё чадо. Но, как это делать правильно?
Вместе с COLADY разбираемся, как правильно воспитывать ребёнка дошкольного возраста, чтобы стать ему другом и при этом не потерять аторитет.
Возможно, вас заинтересует: Как родители воспитывают детей в 21 веке? Педагоги выдели 4 типа воспитания и рассказали, как вырастить ребёнка счастливым
Бихевиористический метод воспитания детей
Взрослые могут попытаться воздействовать на ребёнка обычными приемами: своим примером, примерами других детей, наказанием\поощрением. Но порой это лишь приводит к усилению негативизма и ухудшению состояний детско-родительских отношений. В этом случае хорошо работают метод поведенческого анализа, бихевиористический (от английского behavior – поведение) подход.
Можно рассматривать бихевиоризм, как психо-педагогическую концепцию воспитания, в основе которой лежит анализ и учёт реакций, рефлексов и особенностей поведения ребёнка.
Представим распространенную ситуацию: ребёнок носится, бегает или бесконечно что-то отрывает, пытается затеять драку. Он невнимателен и может не обращать внимания на замечания взрослого во время возбужденного состояния.
А вот другая ситуация: ребёнок визгом, слезами и топаньем ногами требует что-то для себя, на что родитель реагирует резким раздраженным окриком с угрозой наказания. Но, не проходит и пяти минут, как взрослый удовлетворяет просьбу своего чада и обещанной «казни» не происходит.
Или ситуация с подростком, который не может организовать себя на выполнение уроков, элементарной помощи по дому.
Вам это всё знакомо? Если да, то используйте знания и приемы из метода «поведенческий анализ» и сможете разобраться с поведением ребёнка и не допустить ошибок во время воспитательного процесса.
5 главных принципов воспитания ребёнка-дошкольника
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
Чтобы правильную систему детско-родительских отношений, придерживайтесь этих 5 принципов воспитания.
1. Последовательность
Будьте внимательны к тому, что вы говорите ребёнку. Продумывайте систему поощрения и наказания в соответствии со степенью нарушения поставленных границ. Ребёнок делает то, что вам не нравится, и вы уже неоднократно просили его себя так не вести. И если вы все же приняли решение наказать его, то как бы ни было жалко малыша, придётся довести задуманное до конца. Поэтому соизмеряйте «преступление» с «наказанием». Будьте последовательными в своих действиях.
Не кидайтесь угрозами: «Если сейчас же не сядешь раскрашивать, не пойдем в выходные гулять!» Вы ведь не собираетесь на самом деле лишать ребёнка прогулки и счастливого времени, проведенного с родителями? К тому же он знает, что до выходных еще так долго, а заниматься сложным делом нужно прямо сейчас.
2. Понимание возрастных особенностей восприятия ребёнка
Совсем маленькие дети конкретно воспринимают реальность и высказывания взрослого. Шутливое выражение «Съем тебя!» воспринимается ими буквально.
Со старшими дошкольниками уже можно договориться, так как они способны мыслить более абстрактно, могут понимать шутки и скрытый смысл. Учитывайте эти моменты при общении с детьми.
3. Чёткость инструкций
Старайтесь давать ребёнку ясные инструкции, учитывайте его реальные возможности. Если в игрушках уже такой завал, что вам самим трудно их убрать, не заставляйте это делать ребенка. Рассортируйте игрушки, уберите лишнее, заведите контейнеры. Чтобы облегчить работу, на крышку можно наклеить картинку в соответствии с типом игрушек. Вносите ясность в требования.
Заведите новую привычку давать малышу четкие инструкции: «Сначала раскрась ушко собаке, потом поиграем в твою любимую игру». Заметьте, такая формулировка дает ребенку чувство стабильности. Он уверен, что получит желаемое и, самое главное, понятно когда. Формулировка «Если ты ушко не раскрасишь, не жди никакой̆ игры» — негативна, унизительна для ребенка и вызывает бурю нежелательных эмоций. Используя новую формулу общения «сначала-потом» оценивайте, сколько заданий можно дать ребёнку-дошкольнику, соизмеряйте зону актуального и ближайшего развития.
4. Визуализации и схемы
Ребёнку бывает сложно запомнить определенную последовательность действий: одевание, уборка и т. п. Поэтому призыв взрослого «Одевайся!» может вызвать бурю негативных эмоций. Применяйте четкую схему «сначала-потом», в качестве визуальной подсказки используйте скрам-доску (SCRUM-доску).
5. Время
Временной принцип заключается в том, что развлечения ограничиваются временем, заданное дело доводится до конца. Важно понимать возможности ребёнка, не требовать больше, чем он может сделать в данный период. От теории к практике. Например, ваш малыш не любит разукрашивать. Сначала проанализируйте, почему он не любит разукрашивать? Варианты: голоден, болен, не нравится эта раскраска, слабая рука, неусидчив или что-то еще? Если затрудняетесь с ответом, можно проконсультироваться со специалистом.
Анализируйте все психо-физические особенности ребенка, когда определяете объем работы, ведь довести дело до конца – важное условие для получения поощрения, т. е. отдыха-развлечения.
Учитывайте, что в этом случае время работы заканчивается с завершением деятельности, а время развлечения выставляется по таймеру на ваше усмотрение.
Для ребёнка должно быть понятно, когда закончится отдых. Для этого лучше использовать песочные часы или приложение с визуальным таймером.
А как вы воспитываете своих малышей? Поделитесь своим опытом в комментариях!