Психологическая готовность ребенка к школе и методики ее диагностики
Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность, социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.
Содержание статьи:
- Что такое психологическая готовность ребенка к школе
- Что должно насторожить родителей?
- Как проверить психологическую готовность ребенка к школе
- Куда обращаться при проблемах
Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика
Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…
Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:
- Любознательность.
- Уже имеющийся запас навыков/знаний.
- Хорошая память.
- Большой кругозор.
- Развитое воображение.
- Логическое и образное мышление.
- Понимание ключевых закономерностей.
- Сенсорное развитие и мелкая моторика.
- Речевые навыки, достаточные для обучения.
Маленький дошкольник должен…
- Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
- Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
- Уметь рассуждать и делать выводы.
- Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
- Ориентироваться во времени/пространстве.
- Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).
Эмоциональная готовность.
Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…
- Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
- Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
- Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.
Личностная готовность.
Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…
- Работать в коллективе.
- Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
- Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
- Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
- Искать компромисс в спорных ситуациях.
Что должно насторожить родителей?
Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?
- По проявлениям его детской непосредственности.
- Не умеет слушать — перебивает.
- Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
- Нарушает общую дисциплину.
- Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
- Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
- Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.
Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.
Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:
- Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
- Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
- Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
- Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.
Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты
Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.
Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.
Тест Керна—Йирасека.
- Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
- Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
- Задание №2. Срисовывание письменных букв.
- Задание №3. Срисовывание группы точек.
- Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.
Метод Узор Л.И. Цеханской.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
- Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
- Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.
Графический диктант Д.Б. Эльконина.
- Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
- Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
- Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.
Рисование по точкам А.Л. Венгера.
- Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
- Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
- Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
- Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.
Методика Н.И. Гуткиной.
- Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
- Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
- Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
- Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
- Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
- Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
- Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.
Методика Дембо-Рубинштейн.
- Проверяем: самооценку малыша.
- Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.
Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):
- Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
- Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
- Уверенно ли чувствует себя вне дома?
- Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.
Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
Комментарии
Многие шестилетки и семилетки даже на уроках с игрушками не расстаются. Сейчас поколение совсем другое. Если мы в этом возрасте уже «к бабушке» сами ездили на автобусе и читали-писали, то современные малыши не умеют ни шнурки завязать, ни урок отсидеть, ни прочесть без ошибок текст. Редкая редкость! Зато они знают, что такое ютуб, фотошоп и гугл. Смотрю вокруг — у всех такая беда. Поколение «некст» без связи с реальностью. Считаю, что компьютеры детям давать категорически нельзя. В этом вся проблема — что в отношениях со сверстниками, что в соц/адаптации, что в готовности к школе в целом.
Я уже за год до школы начала штудировать все методики. Проверяла на всех тестах подряд (которые можно без специалиста делать), чтобы сразу все «пробелы» отметить. Потом работали над этими пробелами. Хотя у нас основной проблемой были обобщения предметов (систематизация — ну никак не давалась) и нежелание общаться со сверстниками. Ничего, перебороли, научились, подготовились.) Не теряйте время, мамочки. Начинайте за год, за полгода. Тогда все ок будет.
У нас дочка домашняя, в сад не ходила. О чем мы с мужем оч пожалели в 1-м ее классе. В туалет дойти одна не могла — терпела до дома. Ну не любит она общественные туалеты — брезгливая. Шнурки с трудом, лепка с трудом — мелкая моторика развивалась медленно, со скрипом, хотя мы всякие штуки придумывали дома с 6 мес. (колечки, фигурки, косички, шнурочки и пр.). Усидеть целый урок — с трудом! Только ко 2-му классу — с натягом. И дополнительные занятия уже не выдерживает — устает. Сейчас основная проблема — ее обособленность. Она слишком бережет свое личное пространство, никого не пускает близко — в прямом и переносном смысле. В общем, тяжеловато. Корректируем по ходу «пьесы». И еще момент важный — внимательность. Она все знает, начитана, считает лучше всех, читает быстрее всех, но торопится — жуть! В итоге — куча нелепых описок и ошибок. Все-таки детский сад много дает. Не сидите дома — ходите в садик! Сразу много проблем решается.
Сынуля с 6-ти лет пошел. Сейчас жалеем. Рановато было. Хотя в школе убедили — «готов». А теперь видим — ничего подобного. И стесняется, и в школьных делах особо не участвует, и пишет медленно, и стихи выучить не может. А тут еще нагрузка такая. Я б поубивала тех, кто придумал программу «школа 21-го века» и дополнительные занятия в обязаловку. Это ад для ребенка. Умножение в 1-м классе, программа скомканная — галопом по европам, а домой возвращается уже после 4-5 вечера — устает неимоверно. А дома еще уроки ждут — часа на 2-3. Это зверство какое-то. Будем школу менять. Ищу школу, где учат по программе «гармония» — там хоть нагрузка адекватная.