Путеводитель по лучшим фильмам Вуди Аллена: 10 лучших кинолент знаменитого кинорежиссёра
Немногие режиссёры имеют колоссальный успех столь продолжительное время, как Вуди Аллен.
На счету нью-йоркского режиссёра еврейского происхождения, около полусотни полнометражных фильмов.
Его мастерство позволило ему работать вместе с лучшими актёрами и актрисами американской и европейской сцены. Среди них Дайан Китон, Миа Фэрроу, Леонардо ди Каприо и Скарлетт Йоханссон.
Сегодня мы вспомним 10 самых лучших фильмов Вуди Аллена.
1. Спящий
После того, как Вуди Аллен показал свету свои первые фильмы, в которых зритель увидел во всей красе «комедию фарса», в 1973 году он снимает «Спящего».
Это научно-фантастическая комедия, действие которой происходит в антиутопическом будущем.
После 200-летней спячки главный герой, которого играет сам Аллен, просыпается, на первый взгляд, в совершенном и развитом обществе. Однако по мере развития сюжета окажется, что миром правит диктатор.
В контексте этого обезличенного и отстранённого общества, доминируют бредовые действия героя Аллена, вынужденного скрываться под личиной робота-официанта.
Помимо совершенно нового для режиссёра жанра, эта лента примечательна и тем, что впервые в его фильмографии появляется несравненная Дайан Китон.
2. Сладкий и гадкий
В конце 90-х Вуди Аллен возобновил псевдодокументальную технику, которую он использовал в 1983 году для своего «Зелиг», чтобы снять «Сладкий и гадкий».
Это фальшивый документальный фильм, вдохновлённый жизнью французского джазового исполнителя Джанго Рейнхардта.
Главный герой — Эммет Рэй, которого играет Шон Пенн, талантливый джазист 1930-х годов, одержимый идеей считаться вторым лучшим гитаристом в мире после самого Рейнхардта.
Этот фильм — один из редких случаев, когда Аллен практически полностью отказывается от комедии, чтобы сделать акцент на драматической стороне истории. И на этот раз, ему это удаётся очень хорошо.
Так появляется одна из лучших пьес Вуди Аллена, в которой мы видим всю его страсть к джазу. В этом фильме режиссёр «допускает» зрителя к своим размышлениям о нестабильности человеческой души.
3. Полночь в Париже
Самый большой кассовый успех Вуди Аллена. В «Полночь в Париже» главный герой Гил (Оуэн Уилсон) попадает в прошлое. Во времена, когда жил и творил великий Эрнест Хемингуэй, Дали, Штель, Пикассо и Фицджеральд.
Помимо великолепной исторической реконструкции, поражает романтический, лёгкий и вместе с этим очень меланхоличный тон картины.
На протяжении всего фильма невидимой нитью вплетена главная мысль режиссёра: истинный творец всегда испытывает чувство неудовлетворённости и отчуждённости.
Непрерывный поиск вдохновения, и порой болезненная зависимость от новых впечатлений – именно так видит Аллен настоящего художника.
4. Матч-пойнт
В 2005 году Аллен представил миру «Матч-пойнт». Основой фильма стала аллегория к произведению Достоевского «Преступление и наказание».
Это типичная «алленская чёрная комедия». Тем не менее, «Матч Пойнт» стал одним из лучших фильмов Аллена 2000-х годов.
Главный герой Крис с трудом выносит любовь своей сентиментальной жены Хлои. И одновременно с этим не может совладать со своей страстью к другой женщине – Ноле. Которую играет Скарлетт Йоханссон.
В этом современном нуаре с мрачными и тревожными тонами, Вуди Аллен отдаёт центральное место удаче и случаю. Которые и определяют судьбу главного героя.
5. Ханна и её сёстры
Один из любимых фильмов Вуди Аллена среди критиков и публики. Лента 1986 года представляет собой великолепный ансамбль, где в течение года рассказывается история Ханны, которую играет Миа Фэрроу.
Во главе сюжета её история сотрудничества с Вуди Алленом, жизнь двух её сестёр и перипетии семейной жизни. Истории о любви, состоящие из постоянных перемен как с их стороны, так и со стороны мужей.
В этом балансирующем между комедией и драмой фильме, много диалогов о человеческой душе, жизни в паре, о любви между ними, которая, по мнению Аллена, отнюдь не является безусловной.
6. Любовь и смерть
Перенёсшись в антиутопическое будущее в «Спящем», в 1975 году Аллен «вернулся во времени», точно в начало 19-го века, чтобы снять «Любовь и смерть». Ироническую и пародийную адаптацию романа Толстого «Война и мир».
Во второй совместной работе с Дайан Китон, Аллен делает важный шаг к изощрённой комедии и начинает ставить себя в центр истории не только как актёр и режиссёр, но и как персонаж: неуклюжий, трусливый, экзистенциалист и нигилист.
К гротескному повествованию исторической драмы, в которой Ален сражается с Наполеоном, добавляется столь же гротескная и сюрреалистическая любовная связь между Алленом и Дайан Китон.
7. Будь что будет
После безуспешного периода в Лондоне Вуди Аллен возвращается в Нью-Йорк и в 2009 году снимает один из своих самых смешных фильмов.
Главный герой Борис, которого играет Ларри Дэвид, — нигилист, депрессивный физик, и почти лауреат Нобелевской премии. Однажды он влюбляется в молодую и беззаботную Мелоди, на которой вскоре женится.
Этот союз приведёт их к столкновению со множеством причудливых и уникальных персонажей.
Этим фильмом Вуди Аллен решает разрушить все табу ложно-прогрессивной Америки, которая скрывает провинциальный и фанатичный менталитет.
Он находит в Ларри Дэвиде одно из самых харизматичных, прямолинейных и экстраординарных альтер-эго.
8. Энни Холл
Не нужно много объяснений, когда речь заходит об «Энни Холл». О фильме 1977 года, получившем четыре премии «Оскар», включая «Лучший фильм».
Здесь мы видим все приёмы романтических комедий Вуди Аллена, которые помещены в центр сюжета. Это те элементы, которые сделали Вуди одним из самых вдохновляющих современных американских режиссёров.
Фильм — история любви между Элви и Энни, которую снова играет Дайан Китон. Именно за эту роль она получила своего Оскара.
Сюжет передаётся посредством использования ретроспективных кадров и флеш форвардов, слияния реализма и сюрреализма, чередования линейного повествования и фальшивой документальности.
Так выходит один из величайших шедевров мировой романтической комедии, где жизнь пары, показанная от начала до конца, приобретает реальные, осязаемые, волнующие и немного горько-сладкие тона.
9. Манхэттен
Вуди Аллен не раз посвящал фильмы своему любимому Нью-Йорку. Одна из самых ярких и элегантных комедий в истории кино – чёрно-белый шедевр «Манхэттен». Именно в таких красках Аллен описывает Нью-Йорк своего детства.
В дополнение к прекрасной композиции сценария здесь поразительна и работа оператора Гордона Уиллиса. Который смог передать эстетическую красоту, никогда ранее не достигаемую в фильмах Вуди Аллена. Оператор считает эту картину своим наилучшим творением.
Потенциально любой кадр, экстраполированный из этого фильма, заслуживает места на художественной выставке. Очевидно, что в фильме снова играет Дайан Китон и делает это божественно.
10. Преступления и проступки
В конце 80-х Вуди Аллен мастерски дирижирует своим величайшим шедевром.
«Преступления и проступки» — первая глава вышеупомянутой трилогии по Достоевскому.
В фильме рассказывается о двух параллельных историях: одна с участием самого Вуди Аллена в главной роли, направлена на комедийный лад и социальную критику. Другая, с Мартином Ландау в главной роли, направлена на чистую драму и нуар.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: 12 фильмов-психотерапевтов, способные лечить отношения и душу