Раннее развитие детей: насколько оно необходимо, плюсы и минусы – мнение психолога
Я хочу с вами поделиться своими исследованиями и опытом по такому вопросу, как ранее развитие.
Наверняка перед каждой мамой встаёт такой вопрос — «Нужно ли заниматься ранним развитием ребёнка?» Она смотрит на огромное количество предложений, слышит отзывы от подруг, и это создаёт у неё тревожность, чувство вины.
Она начинает думать, что она неидеальная мама и не может своему ребёнку обеспечить то многообразие, которое она видит в ежедневной рекламе:
- «Грудничковое плавание».
- «Английский с нуля».
- «Научи ребёнка читать в 3 года» и прочее.
А мы с вами помним, что тревожная мама – тревожный ребёнок! Поэтому предлагаю убрать тревожность и давайте разбираться, так ли необходимо ранее развитие для детей и всем ли оно подходит.
Читайте также: Как помочь ребёнку пережить стресс: психологическая техника «3 рисунка»
К подготовке этого материала я готовилась: спросила в своём инстаграме, что думают о раннем развитии мои подписчицы. И получила ответы от экспертов раннего развития, почитала мнения других психологов и даже обратилась к мнению Татьяны Владимировны Черниговской, профессора кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующей лабораторией когнитивных исследований, доктору биологических наук и филологических наук.
Популярные направления раннего развития
Наиболее востребованными сегодня являются раннее обучение детей плаванию, так называемое грудничковое плавание, и английскому языку. Вот на этих двух направлениях я и сделаю акцент.
Но начну с того, в чём видят плюсы раннего развития мои подписчики. Они считают, что пока ребёнок на занятиях, у мамы появляется личное время.
Возможно, вас заинтересует: Детское меню на каждый день – полезные рецепты от нутрициолога
Что важнее мамин интерес или интерес ребёнка?
Также многие из них считают, что не все мамы способны научить своих детей чему-то новому и помощь стороннего педагога здесь как раз кстати.
Многие родители отметили важность раннего занятия активным спортом. Это:
- различные спортивные снаряды;
- велосипеды;
- бег;
- оздоровительная физкультура.
Но в целом большинство понимают, что до 5 лет у ребёнка должно быть беззаботное игровое детство.
Об этом говорит и Татьяна Черниговская. А я бы добавила, что даже школьники 7-8 лет все ещё нуждаются в игровом обучении. Именно поэтому многие первоклассники с трудом привыкают к школьной системе.
А теперь давайте подробно рассмотрим каждое направление более подробно.
Плюсы и минусы раннего плавания
Перед тем как отвезти ребёнка в бассейн и выбрать мастера, я рекомендую каждому родителю ответить себе на вопрос — «Зачем вы хотите научить ребёнка плавать так рано?»
Заниматься грудничковым плаванием предлагают уже с возраста 3 месяцев. Многие родители считают, что ранее плавание гарантирует ребёнку безопасность в воде. И тут я скажу, что это очень большое заблуждение.
До возраста 6-7 лет у детей не сформирован инстинкт самосохранения. Они не понимают, что такое глубина и расстояние. И именно это является огромным фактором риска.
Почему?
А вот подумайте. Ребёнок 3-4 лет, не умеет плавать, остерегается воды, может ли он прыгнуть в бассейн? Нет, он будет осторожным. А ребёнок, который не боится воды и умеет плавать, легко может нырнуть в глубокий бассейн, стоит только родителям отвернуться на секунду.
«Именно такой случай произошёл с моим ребёнком в далёком прошлом. Дочке было 4 года, мы отдыхали в Турции, и она на моих глазах резко прыгнула во взрослый бассейн, не задумываясь глубоко, там или мелко, были на ней нарукавники или нет. Ушла под воду и, не успев испугаться, была вытащена из воды рядом стоящими мужчинами. Я добежать бы так быстро не успела».
Достаточно распространённая ситуация, в которую может попасть ребёнок, когда нет страха, и нет понимания опасности.
А сколько знаю случаев, когда на занятиях по грудничковому плаванию инструктор не удерживал в руках ребёнка.
Однажды на консультации у меня была молодая мама, которая рассказала мне свою историю. Ребёнок очень любил воду и после того, как его не удержали в бассейне, испытал жуткий страх и больше к воде не подходит. Даже не может купаться в домашней ванне. Она консультировалась, как можно исправить эту ситуацию.
От такого момента никто не застрахован. И если в более взрослом возрасте ребёнок престанет бояться воды, эта травма может сыграть не последнюю роль в какой-нибудь экстремальной ситуации. Ведь на воде что главное – сохранять спокойствие.
Когда человек чувствует, что он тонет, ни в коем случае нельзя паниковать, а у тех, у кого в анамнезе имеется страх воды, он обязательно включится в критических ситуациях.
«Мы отдыхаем в Турции, дочке уже было 14 лет. Она с девочками сидела на воротах для водных поло, которые стоят в бассейне. Действие происходило опять на моих глазах.
Наверное, для того, чтобы в будущем я написала эту статью. Шучу.
Когда я увидела, что ворота не стабильны и могут в любой момент перевернуться, я пошла к девочкам, чтобы попросить их слезть с ворот.
Но я не успеваю дойти и вижу, как ворота переворачиваются и мой ребёнок оказывается под ними и под сеткой. Я прыгаю в воду, плыву, но в таких ситуациях всё происходит в доли секунды, стоит только запаниковать, и исход может быть печальным.
Пока я подплыла, моя дочь уже сама справилась и выплыла. У неё не было страха, она не запаниковала и смогла под водой разобраться, в какую сторону ей надо выплывать».
А если бы у ребёнка была детская травма, то в такой ситуации она сработала бы первой. Вот почему важно не допустить этого в раннем возрасте.
Когда родители принимают решение заниматься с ребёнком грудничковым плаванием, важно тщательно выбирать инструктора, которому они доверят своего ребёнка. Взвесить все плюсы и минусы раннего плавания, и подумать, возможно ли отложить вопрос обучения плаванию до 6-7 лет.
По словам экспертов, единственным плюсом в грудничковом плавании является его полезность для здоровья детей, родившихся с ослабленным иммунитетом.
Надо знать, что груднички не умеют плавать над водой, они плавают под водой. И такое плавание даёт крутой результат – задержку дыхания. Умеренная гипоксия в такие моменты запускает работу внутренних органов и иммунитет укрепляется. Дети, которых с 3 месяцев опускают под воду болеют реже и выздоравливают быстрее.
Но именно с 3 месяцев, если учить ребёнка уходить под воду позже, это может быть более травмоопасно для него.
И приучать таких малышей к бассейну нужно совместно с мамой. Когда ребёнок оказывается под водой и видит там улыбающуюся маму, то он, копируя её эмоции, понимает, что всё в порядке и спокойно к этому относится.
Если мама сидит на берегу и отдаёт малыша чужому человеку, который начинает «топить» его, то формирование страха гарантировано. Поэтому нужно очень грамотно заниматься таким ранним развитием.
Я рекомендую уходить от тех мастеров, которые не разрешают маме быть с малышом в бассейне.
Раннее обучение английскому языку
Что касается английского языка, которому сейчас тоже многие начинают учить ребёнка чуть ли не с первого года.
Я послушала мнение учителей английского и, оказывается, что примерно в возрасте 14 лет происходит выравнивание уровня английского у тех детей, кто начал учить его с 3 лет и тех, кто с 8 лет.
Учителя говорят, что в 8 лет ребёнок за месяц освоит ту программу, что трёхлетка будет изучать год. Вот и подумайте, так ли это необходимо, лишать ребёнка детства и сажать за парту.
В этом вопросе я доверяю мнению Татьяны Черниговской. Она говорит, что для корректного развития мозга детей у них до 5 лет должны быть игры, бег, спорт другие виды активностей, но не парта.
Чем раньше ребёнка сажают за парту, тем раньше у него наступает усталость от учёбы. А для успешного формирования нейронных связей, ребёнку достаточно активно познавать окружающий мир. Родителям нужно меньше ему запрещать, больше разрешать.
Однако, есть и плюсы в раннем обучении иностранному языку.
Специалисты отмечают, что в возрасте 3 лет у детей идеальный слух и именно в это время наиболее эффективно учиться произношению и фонетике языка.
И здесь я рекомендую тщательно выбирать педагога, у которого будет идеальное произношение и подача материала в игровой форме. Если ребёнок привыкнет неверно произносить звуки, то в будущем ему будет сложно исправить произношение.
Я также знаю случаи, когда 8 месячному ребёнку заказывали педагога по раннему развитию. Я спросила у педагога, разве он не понимает, что это слишком рано? Педагог ответила, что, конечно, понимает, но если родители хотят, то она не откажется от заработка.
К сожалению, сегодня таких специалистов очень много. Они не думают о ваших детях, они думают о своём кошельке. И тут я предлагаю каждому родителю честно ответить себе на вопрос, насколько ваше желание дать своему ребёнку раннее развитие совпадает с его реальными потребностями? Возможно, это всего лишь ваши амбиции?
Безусловно, есть дети гении, такие требуют читать им книги на иностранном языке в 3 года или уже делают это сами. Знаю лично родителей таких ребят.
Но большинству детей достаточно просто активно познавать мир вокруг, бегать, кричать, хулиганить, залезать туда, куда запрещают, проводить больше времени на свежем воздухе. Это и будет лучшим развитием для них в первые 5 лет.
А что вы думаете о раннем обучении детей? Делитесь своим мнением в комментариях!