«Русалка с флейтой»: Елизавета Боенич рассказала о воспитании детей и приобщении к прекрасному через музыку
Елизавета Боенич – музыкант. Играет на флейте и фортепиано. Любит море и плавание с дельфинами. Елизавета совмещает музыкальную деятельность и преподавание итальянского языка. Окончила Российскую академию им. Гнесиных.
С творчеством Елизаветы Боенич я имела честь познакомиться давно, когда ещё несколько лет назад старшего сына начала водить на концерты проекта «Малышам тут место» – для самых маленьких.
Мероприятия проводятся в Москве на разных культурных площадках. В последнее время в основном в музее им. Прокофьева. На этих концертах дети от 0 до 8 лет могут совершенно свободно двигаться, танцевать, подпевать музыкантам, а после концерта даже попробовать поиграть на музыкальных инструментах и узнать о каждом инструменте интересные факты.
Мы с мужем, как и наш старший сын, а позже и младший, с большим удовольствием сами принимали участие во всех интерактивах. Дети на таких мероприятиях полностью погружаются в мир прекрасных песен, наполненный музыкальными фантазиями и ритмами.
Интервьюер — журналист журнала Colady Анна Сухова-Дульская.
Colady: Елизавета, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда вы начали интересоваться музыкой?
Елизавета: Я родилась в городе Кирове. Музыкой интересовалась с детства, исполняла песни собственного сочинения. Мама часто рассказывает историю, как я, кажется, в 5 лет увлечённо смотрела балет «Щелкунчик», стоя в проходе партера около сцены, и в ужасе вскрикнула, когда одна из балерин упала на сцене.
Театр, балет, оркестр – это всегда было что-то святое, неземное для меня…
Colady: Кто привил любовь к музыке? Опишите, пожалуйста, как это было?
Елизавета: В 6 лет мы с мамой начали заниматься дома на фортепиано. Я была увлечена, хотела научиться играть разные произведения. Когда пришли на прослушивание в хоровой класс, репертуар уже был большой.
И ещё я помню, что в садике выступала с песней о бабушке. Это была очень красивая и грустная мелодия, мне очень нравились гармонии в аккомпанементе, её я тоже спела на том прослушивании. Самое большое музыкальное впечатление в Кирове – это концерты органной музыки в костёле. Там прекрасный орган.
Colady: Где вы учились?
Елизавета: Сначала училась в Кировском училище искусств на фортепианном отделении. На первом курсе училища очень заинтересовалась жизнью симфонического и духового оркестров, научилась играть на флейте и поступила в том же году в училище на духовое отделение.
Так я училась на двух отделениях до конца третьего курса, это было очень тяжело физически и психологически. В какой-то момент я поняла, что нужно делать выбор. И я поступила переводом в Музыкальное училище им. Гнесиных в Москве. После училища училась в Российской академии имени Гнесиных.
Colady: Как складывалась творческая судьба после окончания академии?
Елизавета: С 19 лет преподавала флейту в музыкальных школах, играла в оркестрах, работала в Московском театре «Эрмитаж», на различных проектах, таких как «Венские балы», съёмках фильмов на «Мосфильме» и т.д. Были сольные выступления с органом и оркестром.
Во время учёбы в академии имени Гнесиных у меня ещё возникла мысль освоить другую специальность (на всякий случай). И тогда я выучила итальянский язык, сдала на международные сертификаты и стала работать гидом-переводчиком в летние месяцы, когда была свободна от музыкальной работы. Тогда же я начала преподавать итальянский язык и продолжаю сейчас.
Colady: Такая высокая загруженность! Не было желания выбрать одно направление деятельности?
Елизавета: Итальянский язык занимает важное место в моей жизни, я не хочу делать выбор: лингвистика или музыка. Мне очень нравится разноплановая деятельность, это держит в тонусе мой мозг и не даёт расклеиться от лени.
Конечно, очень важную роль в моей жизни играет музыка. Сейчас я преподаю в филиале «Академии джаза» Игоря Бутмана, который находится в московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Это закрытое учебное заведение для девочек. И, помимо этого, занимаюсь организацией специальных концертов для детей проекта «Малышам тут место».
Colady: Расскажите подробнее о проекте «Малышам тут место»?
Елизавета: Проект «Малышам тут место» создала моя коллега — пианистка Юлия Костина в 2017 году. Последние 4 года его веду я, большинство концертов проходит в музее С.С. Прокофьева, в Камергерском переулке, цикл детских интерактивных концертов 0+ называется «Нескучные концерты».
Музей Прокофьева заинтересовался нашим проектом, потому что до этого у них не было концертов 0+, а мы очень довольны акустикой зала и концертным роялем Steinway, это просто любовь с первого взгляда – потрясающее звучание!
Colady: Как дети воспринимают концерты?
Елизавета: Малыши не только слушают музыку. На таких концертах дети не сидят на своих местах, а могут свободно перемещаться, танцевать, играть с игрушками.
Когда мы делали первую флейтовую программу, мне хотелось создать что-то необычное, не просто бэби-концерт, а чтобы было интересно и взрослым, и детям, чтобы ребята были вовлечены в процесс, и каждый узнал что-то новое для себя.
Так стали появляться интерактивные программы с играми, танцами, песнями, спектаклем, я бы даже сказала с элементами шоу. Мы с трубачкой Наталией Лавровой проводим программу «Джаз для детей», которая всегда проходит на «ура»!
Но самая увлекательная программа, пожалуй, «Пиратский квест»: поиски сокровищ по карте, загадки, музыкальная викторина. Всё это вылилось из композиции к фильму «Пираты карибского моря» и моего морского путешествия к дельфинам.
На концерте «Танцевальные ритмы» отправляемся в кругосветное путешествие и учимся с детьми и родителями танцевать не только популярный вальс и польку, но также хабанеру, ламбаду и другие танцы.
Для каждого концерта есть специальный реквизит ручной работы. Я шила цветы из фетра для «Весеннего бала», новогодние игрушки на ёлку, осенние листья с блёстками для листопада. Это своего рода рукоделие, мне очень нравится этим заниматься. Материалы выбираю безопасные для детей, чтобы никто на концерте не поранился, не кинул в другого и ничего не съел.
Если подумать, что я вообще хочу приносить в этот мир, то это радость, красоту, любовь, чтобы в ответ слышать громкий детский смех! (улыбается)
Colady: Расскажите, пожалуйста, какими инструментами владеете?
Елизавета: Сейчас я в равной степени играю на флейтах и фортепиано. На программе «Волшебные флейты» знакомлю детей со всеми видами флейт, какие есть у меня в арсенале.
Я начинаю рассказ с древних времён, когда люди мастерили примитивные духовые инструменты, показываю звучащие морские раковины, бамбуковую флейту, флейту Пана (многоствольная флейта) и рассказываю древнегреческую легенду, связанную с ней.
Дальше мы с ребятами попадаем в Средние века и знакомимся с барочными блокфлейтами (на блокфлейте-сопрано дети учатся играть в музыкальных школах), с поперечной флейтой без клапанов, и постепенно подходим к возникновению современной большой флейты.
Ну и, конечно же, королева нашего концерта – всеобщая любимица – малая флейта-пикколо. На фортепиано я аккомпанирую солистам, которых приглашаю на другие программы.
Colady: Сложно ли приобщать детей к музыке? Какие существуют тонкости?
Елизавета: Дети очень искренние создания. Если ребёнку неинтересно, он не будет притворяться из вежливости и заставлять себя слушать концерт или заниматься на инструменте. Главное в работе с детьми – это заинтересовать их. Поэтому стараюсь сделать концертную программу максимально разнообразной.
Тоже самое актуально и в преподавании. Если ребёнок горит желанием, то он горы свернёт! Но, как правило, желание с появлением трудностей гаснет.
В пансионе, где я сейчас преподаю, девочки взрослые и самостоятельные. У нас не работает схема «родители хотят, чтоб я ходила в музыкалку». Если погас огонь, то ребёнок бросает и выбирает себе другое занятие: танцы, спорт, рисование, выбор очень большой.
Заставлять заниматься я не люблю и не хочу. Поэтому стараюсь мотивировать и поддерживать интерес. Для этого провожу со своими ученицами тематические концерты, музыкальные спектакли, дыхательные гимнастики по Стрельниковой, йоге и т.д.
Для кого-то из учениц очень важно участие в концертах и конкурсах, но чаще девочки желают только разучивать любимые мелодии.
Colady: Какие ощущения возникают на детских концертах?
Елизавета: Детские концерты для меня это такая же игра, как и для самих детей. Обратная связь возникает моментально! И это очень чистая и искренняя энергия.
Главный результат этой работы для меня – блеск в глазах и улыбки детей! Это непередаваемые ощущения, когда ребята сопереживают герою в спектакле, радуются знакомству с новым музыкальным инструментом, квакают вместе с сурдиной-квакушкой или подпевают любимую песенку.
Colady: Расскажите о вашей семье. Приобщаете ли детей к музыке и как?
Елизавета: Муж играет на гитаре и любит петь. На новогодних программах очень помогает мне в образе Деда Мороза. У него даже есть «выходная ария» Деда Мороза для этих спектаклей.
У сына очень хороший музыкальный слух, но он любит заниматься техникой и от музыкальной школы отказался. Я не настаивала, думаю, что всему своё время, и он выберет для себя музыкальный инструмент, когда захочет.
Дочка ходит на танцы, рисование и на кружок «Музыкальный театр». Дома она поёт с утра до вечера, мне очень жалко соседей, но убавить громкость невозможно! А вот чтобы освоить музыкальный инструмент нужно трудолюбие и упорство, это ежедневные занятия. Я не давлю, жду, когда мои дети сами возьмут на себя эту ответственность.
Colady: Елизавета, вы в очень хорошей физической форме, расскажите,пожалуйста, о секретах красоты?
Елизавета: Движение – это жизнь. Я стараюсь больше двигаться. Моя большая любовь – это море и дельфины. Кажется, что она родилась вместе со мной. Сколько себя помню, всегда были дельфины и русалки в мечтах, в игрушках, на рисунках на свободную тему в садике и школе.
Поэтому я, можно сказать, исполнила свою детскую мечту и стала русалкой – увлекаюсь фридайвингом (погружением на задержке дыхания), сапбордом (сёрфинг на доске и с веслом для гребли) и в целом плаванием.
Каждая встреча с морем для меня это возвращение в стихию, из которой мы все вышли, это возвращение домой. Море для меня – это неисчерпаемый источник жизни, сил и вдохновения. Оно всегда выслушает, всё примет и простит.
Каждый раз, когда я еду к морю, думаю, что столько всего нужно высказать, выплакать, а приезжаю – и понимаю, просто хорошо рядом быть и слушать его дыхание, рассказывать уже нечего, потому что в сравнении с мудростью первозданной стихии всё полная ерунда…
Colady: Поделитесь творческими планами?
Елизавета: На днях пришла мысль сделать программу с музыкой из мультфильмов Disney. Наверное, потому что каждый день поём с дочкой песни из «Холодного сердца 2». Посмотрим, как сложится. Уже пора планировать осенние концерты в музее С.С. Прокофьева, так что возможно эта программа скоро появится. Следите за новостями проекта.
Также рекомендуем вам почитать ещё одно интересное интервью: Детский писатель Ксения Горбунова рассказала о своём творчестве