144 лучших эксперта
по красоте и счастью

Садхгуру: что такое творческий процесс и можно ли развить креативность

Садхгуру: «Я не верю, что человек может быть творческим. Если мы воспринимаем творение вокруг нас с определённой духовной глубиной, мы можем казаться творческими в обществе, но на самом деле мы не совсем творческие. Всё, что может быть создано, уже было сделано в процессе творения. Мы, самое большее, искусные мастера. Если вы определяете слово «творчество», как действительно создающее что-то – снимаете ли вы фильм, рисуете что-то, строите здание, выступаете или что-то ещё, – это ненастоящее творчество – это искусная имитация. Поскольку мы уделяем внимание различным аспектам жизни, мы способны подражать таким образом, который другие считали невозможным. Или, если вам не нравится слово «имитировать», вы могли бы сказать «копировать».

Фото
Садхгуру. Фото Википедия

Творческий процесс – мистическое озарение

Если вы посмотрите на людей – ни у кого нет рогов, лишней руки или трёх глаз – всё то же самое, но у всех чуть по-разному. Это и есть творчество.

Если вы хотите описать характеристики человека простыми словами – у каждого есть две ноги, две руки, один нос, два глаза и так далее. Но просто посмотрите, насколько мы индивидуальны при этом. Рост, цвет глаз, формы и вес. Такова природа творения.

«Всё, что вы создаёте, будь то украшение или одежда, здание или что-то ещё, в любой форме и цвете – это уже существует где-то в природе».

Ни один человек никогда не должен думать, что мы что-то создаём. Каким-то образом, сознательно или неосознанно, мы воспроизводим некоторые вещи из полученных впечатлений.

Никто на самом деле не может создать здесь ничего нового.

Всё, что вы создаёте, будь то украшение или одежда, здание или что-то ещё, в любой форме и цвете – это уже существует где-то в природе.

Каждый день вы воспринимаете и получаете так много впечатлений, но не все из них осознанные. Некоторые из этих цветов и форм, которые существуют в вашем сознании, могут найти бессознательное выражение.

Поэтому, когда кто–то говорит, что ашрам прекрасен, я могу ответить – «я не создавал горы, и это самая красивая часть ашрама». Они создают фон, хотя большинство людей могут этого не заметить.

Однажды Шанкаран Пиллаи пришёл в Центр йоги Иша, и ему захотелось комнату с видом. Мы выделили подходящую комнату в блоке Читра.

Затем он пожаловался, повторив: «Я хотел номер с видом». Мы сказали: «Это комната, из которой открывается лучший вид». Он сказал: «Чёртовы горы мешают».

Это то, что случается со многими людьми. Они не видят вещи такими, какие они есть. Вместо этого у них есть идеи.

Если вы хотите сделать что-то красивое, первое, о чём вы должны помнить – сотворить то, о чём вы даже не имеете представления.

Ваша идея не обязательно должна иметь какое-либо отношение к реальности. Если вместо идеи у вас есть восприятие, и вы просто вдохновляетесь жизнью – вы будете «копировать».

Если вы хотите что-то создать – всё это будет с вами в виде форм, цветов, звуков или чего-то ещё. Хотите ли вы создать музыку, одежду или здание, если вы уделите достаточно внимания – то всё получится.

Фото
Фото Pexels

Можно ли развить креативность или это врождённая черта характера?

Садхгуру: То, что мы рассматриваем как творчество, по сути, исходит из остроты внимания. Некоторые люди очень внимательны к словам и значениям, поэтому они отталкиваются от определённых вещей. Некоторые люди очень внимательны к формам и цветам – они найдут выражение по-другому.

Некоторые люди очень внимательны к звукам, и они могут создавать музыку без особых усилий. То, насколько остро и глубоко ваше внимание, каким-то образом отражается на вас самих.

Суть того, что я пытаюсь сделать, заключается в том, чтобы заставить миллионы людей действительно обратить внимание без какого-либо намерения. Если каждый человек сможет это сделать, то станет возможным качественное коллективное творчество.

Дело не в том, что люди постоянно должны практиковаться. Сегодня многим людям просто не хватает внимания. То, что отнимает у человека внимание, – это просто его собственная мозговая активность. Люди не знают, как управлять своей памятью и своим вниманием по отдельности.

Их память всегда завладевает их вниманием и всё время затуманивает его. Люди могут называть это «помутнение памяти мыслью или эмоцией», но, по сути, это накопленная память, которая мешает вниманию человека.

В любом случае – для каждого человека очень естественно быть внимательным. Когда вы бодрствуете, вы внимательны, ведь как может быть по-другому? Это происходит только потому, что память проникает в каждый аспект.

Это фундаментальная работа, которую я всегда пытался проделать, чтобы люди могли разделять свою память, внимание и воображение.

Все животные обладают очень острым вниманием, но у них нет такого яркого чувства памяти, как у нас. Но вместо того, чтобы использовать эту память как феноменальную способность, большинство людей используют её, чтобы причинять себе страдания.

Большую часть времени люди страдают от того, что произошло десять лет назад, и они могут также страдать от того, что может произойти послезавтра.

Фото
Фото Pexels

Может ли тревога подпитывать творчество?

Вопрос: Где рождается творческая идея? Рождается ли это из определённого внутреннего беспокойства или тревоги? Почему я хочу самовыражаться?

Садхгуру: Проблема большинства людей в том, что, если вы не воткнёте в них булавку, большую часть времени они будут наполовину живыми. Иными словами, пока что-то не произойдёт, они не будут использовать весь свой потенциал в полную силу.

Инерция – это путь, к которому люди привыкли. Из-за инерции может ничего не происходить.

Люди, которые находятся в таком состоянии постоянно, просто тратят время впустую. Они начинают беспокоиться о жизни только тогда, когда в их жизни возникает такая угроза, как война, пандемия или какая-то трагедия. Это неудачный способ существования.

Вы должны испытывать эту чувство каждое мгновение своей жизни. Беспокойство должно быть вызвано вовлечённостью, а не тем, что его спровоцировала какая-то ситуация.

Мы знаем жизнь только в той мере, в какой мы внимательны к ней. Какова глубина вашего внимания, такова и степень вашего восприятия жизни.

Если ваше внимание очень глубокое, ваш жизненный опыт очень глубок. Когда ваш жизненный опыт очень глубок, он может найти какое-то выражение в простой работе, которую вы выполняете, или он может найти выражение в поэзии, музыке или чем-то ещё.

Какое выражение вы найдёте, просто зависит от того, какое внимание вы уделяете тому, что вокруг. Это похоже на простую лампочку – если вы включаете её, свет лампочки падает на всё.

А вы обращаете внимание на всё или что-то конкретное?

Большинство людей могут обратить внимание только на определённую вещь, которая, по их мнению, представляет на данный момент интерес.

Что стоит вашего внимания, а что нет – это тоже неправильный взгляд на жизнь.

Источник творения уделил созданию муравья не меньше внимания, чем созданию человека. Когда такова природа творения, кто вы такой, чтобы решать, на что стоит обращать внимание, а на что нет?

Фото
Фото Pexels

Что является источником вдохновения для творчества Садхгуру?

Вопрос: Когда вы пишете стихи или рисуете, о чём вы думаете?

Садхгуру: Это может показаться немного странным, но, когда я пишу стихи, я даже не читаю их во второй раз. Я не думаю о какой-то конкретной концепции. В каком-то смысле я сочиняю стихи. То же самое может быть в написании картины.

Выступаю ли я, веду машину, преподаю, пишу или рисую, для меня это примерно одно и то же. Найти выражение – это не то слово, потому что, если вы хотите выразить, у вас должна быть какая-то мысль, идея, философия или идеология. Для меня это скорее капля, чем выражение.

Я всегда готов, но, если ситуация позволит, я стану потоком, иначе я буду капать.

Взгляд Садхгуру на искусство

Вопрос: Садхгуру, проводите ли вы различие между популярным искусством и изобразительным искусством? Как вы думаете, в искусстве вообще есть иерархия?

Садхгуру: Нет, вовсе нет. Если бы мне вообще пришлось проводить какую-то классификацию искусства, я бы отделил искусство, исходящее от глубоких уровней разочарования, от искусства, исходящего от радости.

Это искусство, исходящее из глубоких уровней страдания и разочарования, стало стилем европейского искусства в определённый период.

Сейчас весь мир пытается подражать этому, что очень негативно, потому что, когда такие вещи всегда висят на ваших стенах, постепенно это окажет на вас влияние.

Если это не может оказать на вас никакого влияния, это нельзя назвать искусством. Оно способно воздействовать на вас – во многих отношениях, а не только визуально.

К сожалению, религии в мире восхваляют страдания. В йогической культуре мы всегда ценили ананду, блаженство и экстаз как высшую ценность.

Страдание не ценится, потому что мы всегда считали страдание самосозидаемым, тогда как радость – не самосозидаемой. Когда вы связаны с жизнью, вы, естественно, блаженны. Когда вы не связаны с жизнью и находитесь в ментальном хаосе, тогда у вас есть страдание и разочарование.

Поэтому я хотел бы разделить искусство на две категории: искусство, которое исходит из глубокого уровня разочарования и страдания, и искусство, которое исходит из радостного выражения жизни.

Также рекомендуем вам почитать ещё одну интересную статью: Садхгуру: куда уходит любовь и можно ли её удержать

 

 

 

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА +2
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении