Садхгуру: качества хорошего учителя и его роль в формировании личности ребёнка
Задумывались ли вы о том, каким должен быть хороший учитель? Какими он должен обладать качествами? Какова его роль в процессе формирования личности ребёнка?
Значимость Дня учителя
В Индии День учителя отмечается 5 сентября, потому что это день рождения доктора Радхакришнана, второго президента Индии, который вначале был школьным учителем.
Для всех учителей страны это огромный комплимент, что один из президентов был школьным учителем.
В индийской культуре всегда признавали очень большое значение учителя в жизни человека. Настолько важное, что говорили «Acharya devo bhava», это означает «Учитель подобен богу». Ведь, как правило, растущие дети проводят больше времени со своими учителями, чем с родителями.
Идея родителей отправлять детей в школу заключается в понимании того, что кто-то другой может оказать лучшее влияние на их детей, чем они сами.
Важность учителя
Сегодня большинство людей считают, что авторитет учителя падает, так как многие знания можно найти в интернете.
Но мы стали забывать, что именно учитель играет важную роль в становлении отдельного человека, а также общества, страны и мира в целом.
Я думаю, что значение роли учителя многократно возросло, потому что с него сняли бремя передачи информации.
«Работа учителя заключается главным образом в том, чтобы вдохновлять и развивать ученика как человека, что всегда было главной задачей».
Учитель — это не магнитофон, который что-то читает, сообщает вам какую-то информацию. Учитель – это человек, который непосредственно участвует в становлении жизни учеников, вдохновляя их на определённый путь.
Очень часто дети любят или ненавидят тот или иной предмет в зависимости от преподавателя, который его ведёт. Если ученик отождествляет себя с учителем, если учитель достаточно вдохновляет его, то предмет внезапно становится интересным.
Преподаватель, безусловно, играет большую роль в процессе развития способностей и интереса ребёнка к своему предмету.
Качества хорошего учителя
Стоит давно признать, что если мы хотим превратить нацию в нечто стоящее, то школьным преподаванием должны заниматься люди самого высокого уровня. То, под какое влияние попадает ребёнок в первые 15 лет, определяет многое в его жизни.
Прекрасно развитый интеллект, целостность, честность и искреннее воодушевление — основа профессии учителя.
К сожалению, сегодня нами же создана такая социальная и экономическая ситуация, что в учителя идут кто попало. В школы и колледжи идут работать те люди, которые больше нигде не могут найти работу. Нехватка кадров в учебных заведениях этому благоволит.
Конечно, это относится не ко всем учителям, но ко многим из них. И я считаю, что эту ситуацию нужно менять. Если смотреть на перспективу, то оставив всё как есть сейчас, мы не сможем построить полноценное общество завтра.
Мы «создадим» людей низкого качества, общество низкого качества и страну низкого качества.
Интеллект, целостность и вдохновение
«Быть учителем не означает, что человек должен иметь 10 докторских степеней. Это не значит, что дети должны просто ждать, пока им учитель передаст свои знания. Быть настоящим учителем означает, что в присутствии этого человека люди хотят узнать то, чего не знает даже сам учитель».
Дети — это развивающееся человечество. То, что учитель делает с ними, когда они находятся в его руках, является величайшей ответственностью и привилегией, которые только может иметь человек.
Любая человеческая деятельность значима только тогда, когда мы можем прикоснуться к другой жизни.
Оказать влияние на формирование другого человека — это огромная привилегия. Когда такая привилегия даётся в чьи-то руки, очень важно, чтобы в этом участвовали высочайший интеллект, высочайшая целостность и вдохновение.
Должен ли учитель быть популярным?
Да. Но под этим словом я имею в виду популизм и компромисс. Без популярности все будут работать против вас, и вы не будете эффективны.
Вы очень эффективны только тогда, когда все охотно сотрудничают. Если никто не хочет с вами сотрудничать, вы не будете эффективны.
Как учителю стать популярным?
Чтобы добиться популярности у детей, нужно стать таким человеком, которому можно ничего не говорить, но на которого все хотят быть похожими.
Если бы все так могли, знаете, как легко было бы тогда управлять школой?
Вы должны научиться танцевать, как они, вы должны научиться петь, как они, вы должны научиться говорить, как они, и тогда они скажут: «Вау, вот каким я хочу быть».
Проблема большинства взрослых в том, что они хотят делать с 14-летним подростком то же самое, что делали, когда он был 3-летним ребёнком.
Когда вашему ребёнку было 3 года, он повсюду ползал. Как и вы когда-то, он ползал, играл и пытался говорить, как все: «Ку-ку, ути-пути!» — и это всё было мило. А затем он вырос и превратился в 14-летнего парня.
Сейчас он пытается быть самим собой. Он так старается! Когда ему было 3 года, и вы ползали вместе с ним, ему это нравилось. Но теперь он хочет танцевать. И вы тоже должны танцевать вместе с ним. Если вы всё ещё хотите ползать — ничего не получится.
Если вы хотите быть полезным для детей, будь то ваши собственные дети или ученики, — главное, чтобы, увидев вас, они сказали: «Вау, я хочу быть таким же!»
Как только они захотят быть похожими на вас, не возникнет никаких проблем с тем, чтобы что-то воплотить в жизнь.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Роль родителей в формировании психики ребёнка