Садхгуру: уход из жизни — почему для нас он таинственен и загадочен?
Уход из жизни – самый непознанный и загадочный аспект для большинства людей. Что бы об этом процессе ни рассказывали врачи, психологи, религиозные деятели и духовные гуру, люди всё равно не могут понять, что это такое.
Ни наука, ни философия не в состоянии объяснить, что же такое перестать быть живым.
Читайте также: «Слава Богу, пятница»: Садхгуру о том, как выбрать профессию, чтобы жить не только ради выходных
«Кратковременная потеря памяти»
На самом деле уход из жизни – вполне обыденная вещь, и в нём нет ничего таинственного. Это то, что происходит с людьми постоянно, и как вы понимаете, это абсолютно неизбежно. Этот процесс кажется нам очень загадочным из-за «кратковременной потери памяти», назовём это так.
Представьте себе, что бы было, если бы ваша память работала так, что каждое утро после пробуждения вы бы не помнили свой предыдущий день. Вы бы не помнили вообще, был ли этот предыдущий день; что засыпали вчера, но знали бы только, что вы проснулись – и всё.
У вас наверняка бы было стойкое ощущение, что вы находитесь в стране чудес, и это было бы очень таинственно. Вы бы воспринимали эти несколько часов сна как огромную и неразрешимую загадку просто потому, что вы не помните, что заснули и проснулись. Таинство и глубина ухода из жизни примерно такие же.
Когда мы называем Шиву разрушителем мира, мы же не имеем в виду, что он намеренно лишает людей жизни. Шиву не интересует конец жизни. Для него и рождение, и уход – это очень приземлённые понятия, так сказать, поверхностный жизненный аспект.
Одна из причин, по которой тело Шивы покрыто пеплом, состоит в том, чтобы продемонстрировать то, что он пренебрегает процессом окончания жизни. Он не рассматривает его как глубокий или таинственный аспект. Тут скорее речь идёт о том, чтобы освободиться от жизни и переродиться.
Жизнь как театральный спектакль
И рождение, и уход человека можно сравнить с гончарным делом. Вы берёте кусок глины, лепите из неё фигуру человека, заставляете её ходить и говорить. Этот «гончарный бизнес» через некоторое время превращается в «кукольный театр».
Однако одно дело воспринимать спектакль с точки зрения зрителя. А вот знать спектакль изнутри – это уже совсем другое. Как только вы начинаете смотреть на это представление из-за кулис, вам уже неинтересно. Вас больше не волнует сюжет, потому что вы знаете, как всё в этом театре устроено, и как это работает.
У зрителей же «кратковременная память»: они каждый день приходят смотреть один и тот же спектакль, но у них уже нет памяти предыдущего дня, потому и спектакль кажется им новым, а значит, увлекательным и захватывающим.