Шах и мат Бет Хармон: от серой одежды сиротского приюта до белого тотал-лука в статусе белой королевы
В конце прошлого года на экраны вышел мини-сериал «Ход королевы», в центре сюжета которого – юная шахматистка, добивающаяся головокружительных успехов и вместе с тем борющаяся со своими внутренними демонами.
Проект с Аней Тейлор-Джой в главной роли оказался невероятно успешным, и неудивительно ведь в сериале идеально абсолютно всё – от безупречной актёрской игры до тщательно продуманных образов главной героини, где нет ни одной случайной детали. Каждая мелочь в меняющемся облике Бет Хармон несёт в себе определённый смысл. Изучаем стиль гениальной шахматистки и раскрываем его секреты!
Возможно, вас заинтересует: Разбираем наряды и символизм в одежде героинь сериала «Рассказа служанки»
Приют и начало пути
История будущей шахматистки начинается с приюта, куда Бет Хармон попадает после гибели своей матери в автокатастрофе. Её серая, грубоватая одежда в сиротском приюте полностью соответствует царящей там атмосфере строгого, даже жёсткого консерватизма и пуританства.
Художник по костюмам Габриэль Биндер ставила перед собой задачу рассказать историю героини через её образы и при этом полностью погрузить зрителя в общее повествование, поэтому внешний облик Бет Хармон всегда, так или иначе, перекликается с происходящим на экране.
Удочерение семьёй Уитли мало что меняет в жизни Бет, кроме того, что она расстаётся с подругой и мистером Шайбелом. Патриархальное семейство предпочитает экономить на всём и не торопится одевать девочку в модные и красивые платья, которые носят её ровесницы. Оказавшись в школе, Бет впервые сталкивается с цинизмом этого мира, где тебя могут оценивать по стоимости твоей одежды. Будучи фактически аутсайдером, Хармон вновь вспоминает о шахматах и загорается идеей продолжить изучать искусство игры. В этот период она одета в несуразный тёмный сарафан, которые ей выбрала приёмная мать. Он совершенно не подходит самой Бет, но идеально отражает нелепый уклад жизни самих Уитли.
Становление Бет Хармон
Знакомство Бет с миром моды начинается с покупки приглянувшегося ей платья на её первый выигрыш. Стоит отметить, что первый «самостоятельный» образ главной героини отражает её главную страсть – шахматы, ведь принт платья – клетка. Впоследствии клетчатый принт ещё не раз всплывёт в нарядах Бет Хармон, символизируя её увлечение, с одной стороны, и противоречивую натуру – с другой.
Вместе с победами приходят и деньги и теперь Бет может позволить себе такие же стильные и дорогие наряды как у одноклассниц, однако перестав быть аутсайдером и, оказавшись на одной из вечеринок, она вдруг понимает, что привычное общество начала 60-х, где во главе угла стоят личная жизнь и развлечения, её не устраивает. Бет неинтересны разговоры о мальчиках, она выбирает самореализацию. В этот период по её образам смело можно изучать моду тех лет, стремящуюся к эмансипации: маленькие платья, прямой силуэт, длина выше колен, воротнички, балетки.
Взлёт и падение
Бет продолжает своё победоносное шествие в мире шахмат, но вместе с тем усиливается и её любовь к алкогольным напиткам, а также стремление в свободе и независимости от чего-либо. Это хорошо заметно по её образам: длина её юбок теперь становится экстремально короткой, силуэт и принты отсылают к стилю поп-арт, а в качестве дополнения выступают богемные повязки на голове. Всем своим видом Бет как бы громко сообщает миру: она не такая, как все, она вне правил и стереотипов.
Ударившись во все тяжкие, Бет вместе с тем продолжает эксплуатировать образ бунтарки, но теперь он становится куда более дерзким, бесшабашным и сумасбродным. Её новые эксперименты с модой уже не выглядят как смелое заявление, а скорее демонстрируют её смятение и отчаяние. Образ Бет, в котором она появляется в школе, где когда-то училась, показывает личностный кризис героини: вместо уверенной в себе гениальной шахматистки зритель видит потерянную и испуганную девушку.
Создавая кризисный и докризисные образы Бет Хармон, Биндер вдохновлялась такими фигурами мира моды как Твигги и Эди Седжвик, которые были главными иконами стиля для молодёжи 60-х. Интересно, что судьба главной героини во многом схожа с судьбой Эди Седжвик, которая стала печальным олицетворением богемы и Factory Girl. Именно к её образу нас отсылают экстремально короткие прямые платья, геометрия, поп-арт и, конечно, густо подведённые глаза.
Королевский гамбит
Кульминация фильма – грандиозное шахматное сражение в Москве, которое становится главным испытанием для Бет Хармон. В СССР девушка прибывает уже не как молодая бунтарка, а как настоящая звезда и девушка, знающая себе цену. Её наряды по-прежнему отвечают моде 60-х и отличаются прямым кроем, но теперь это не протест, а выражение её внутренней силы и независимости через стиль. Единственная девушка среди сильнейших мужчин-шахматистов не теряется на их фоне, а выглядит достойным соперником даже визуально. Характер и серьёзный настрой Бет подчёркивает не только крой, но и цветовая гамма и материалы.
Покидая Москву, Бет облачает в белый тотал-лук и это очень символично. С одной стороны, мы, наконец, видим главную героиню в статусе белой королевы, то есть победительницы. А с другой – символизирует полную и безоговорочную победу Хармон над своими внутренними демонами.