Симона де Бовуар: «Свобода и равенство — главное для женщины и основа любви»
Когда речь заходит о философии, мы, как правило, представляем себе античных мужей в хитонах или элегантных джентльменов XIX-XX веков. Но едва ли кому-то может прийти на ум женщина-философ.
А между тем в истории было немало известных мыслителей прекрасного пола и одна из них — Симона де Бовуар – писательница, философ, теоретик и основательница современного феминизма.
Из монастыря в атеизм
Симона де Бовуар родилась в аристократической семье, корни которой восходят к средневековому французскому теологу Гийому де Шампо. Отец девочки был юристом, а мать – дочерью состоятельного банкира.
В пять лет Симона была отправлена в школу при монастыре – разумеется, из благих побуждений. Предполагалось, что монахини хорошо подготовят свою воспитанницу к роли примерной жены какого-нибудь состоятельного господина.
Однако планам родителей не суждено было осуществиться: семейство разорилось и Симона осталась без приданного и без высокого статуса. Впрочем, её это мало волновало. Девочка с самого детства проявляла интерес к учёбе и мечтала стать учительницей или писательницей, а не ограничиваться ролью жены и матери.
В подростковом возрасте Симона столкнулась с кризисом веры и взглядов. Её мать всегда была набожной католичкой, да и сама девочка хотела остаться при монастыре и посвятить себя вере, но в 14 лет её мировоззрение резко изменилось и Симона объявила себя атеисткой.
Это был поворотный момент в её жизни. Девушка не только показала характер, но и начала свой путь в мир философии.
Тень гения
В 17 лет Симона окончила школу и затем поступила в Сорбонну – один из самых престижных университетов не только Франции, но и всей Европы. До неё окончить это учебное заведение удавалось лишь восьми женщинам.
И именно там Симона познакомилась с мужчиной, который в дальнейшем стал любовью всей её жизни и верным соратником в сфере науки — Жаном-Полем Сартром. Они никогда не были женаты (хотя однажды Жан сделал предложение Симоне, но получил отказ) и предпочитали свободные отношения, что для тех лет было чем-то невообразимым.
Впрочем, помимо романтических отношений их связывало удивительное интеллектуальное партнёрство. Оба придерживались атеистического направления экзистенциализма, одно время поддерживали коммунизм и даже посещали СССР.
Несмотря на то что Симона наряду с Жаном была преподавателем, философом и автором различных научных работ, её нередко воспринимали как неизвестную спутницу знаменитого философа. Бывали случаи, когда на совместных снимках с Жаном в прессе её просто отрезали и от Симоны оставалась одна лишь тень.
Свежий взгляд на любовь и социум
Помимо философских изысканий в сфере экзистенциализма Симона уделила большое внимание вопросам взаимоотношений мужчины и женщины, а также проблеме положения женщины в обществе.
Впоследствии именно такие книги как «Второй пол», «Воспоминания благовоспитанной девицы» и «Аллюзия любви» сделали её известной на весь мир.
Ещё до встречи с Сартром у Симоны сформировалось нетипичное для того времени представление о любви, которое она не раз озвучивала в своих работах. По мнению писательницы, настоящая любовь не может основываться на жертвенности одного из партнёров, а предполагает взаимное уважение интересов.
«Подлинная любовь должна была бы быть основана на взаимном признании двух свобод» — писала она.
Вообще свобода и равенство стали одним из главных, основополагающих понятий во взглядах Симоны де Бовуар. Она была убеждённой сторонницей равноправия как в правовой и социальной сферах, так и в сфере любви.
В конце сороковых она выступила с беспощадной критикой патриархальных устоев, что впоследствии сделало её настоящей иконой современного феминизма. В 50-е годы Симона активно боролась за права женщин, участвовала в политических дискуссиях, осуждала патриархат и пропагандировала феминизм.
Незадолго до своей кончины никогда не имевшая детей Симона удочерила девушку Сильвию де Боне, которая ранее написала Симоне письмо, в котором призналась, что восхищается взглядами писательницы.
Сильвия стала воспитанницей и компаньонкой знаменитой феминистки, а позже именно она унаследовала всё её имущество и получила её фамилию.
Также рекомендуем вам почитать следующую статью: Феминизм простыми словами