Советы детского писателя: 6 фраз, которые никогда не нужно говорить ребёнку
Когда у нас появляется малыш, мы уверены, что станем для него самыми лучшими родителями. Но ошибки неизбежны. Отчего? Нас никто не учил быть родителями. Не было такого предмета в школе. Математика была, русский тоже. А такой предмет как «воспитание»? То-то же. Поэтому мы воспитываем своих детей, копируя наших родителей. Но вспомните: вы всегда были довольны вашими отношениями в детстве? Так зачем же повторять их ошибки! Часто происходит так, что мы их даже не замечаем. Произносим фразы, которые нельзя говорить, даже не задумываясь. А они, тем не менее, наносят психологические травмы ребёнку, приводят к комплексам и другим негативным последствиям, результаты которых сказываются в будущем.
Так давайте задумаемся: не произносим ли мы негативных фраз? И какой вред они могут принести ребёнку?
1. Плакса! Маша-растеряша! Жадина! Тупица!
Навешивание ярлыков ещё никому не приносило пользы. Формируя, таким образом, самооценку, мы внушаем малышу, что он плохой, демонстрируя свою нелюбовь к нему. Исчезает доверие ребёнка к вам, понижается самооценка малыша, теряется уверенность в своих силах. Мы как будто программируем малыша на неправильное поведение. Зачем стараться, когда ты уже изначально плохой? Что же говорить в случае, если ребёнок поступает неправильно? Запомните: надо осуждать не самого ребёнка, навешивая ярлыки, унижая и обзывая, а оценивать его поступок. Например: «Ты же у меня такой хороший! Как с тобой могло такое произойти? Ума не приложу!»
2. У тебя всё равно ничего не получится! Ты ещё маленький! Только всё испортишь!
Конечно, быстрее самому одеть малыша, чем научить его застёгивать пуговицы или завязывать шнурки. Отнимать у него лейку, когда он хочет полить цветы, или веник, когда хочет подмести. А потом мы удивляемся — почему ребёнок ничего не хочет делать сам? Потому что мы отбили у него охоту, внушили, что он ни на что не способен. Из такого индивида может получиться лентяй или крайне неуверенный в себе человек. Такому человеку трудно будет добиться успеха в жизни.
3. Посмотри, Света (Миша, Саша, Слава) уже умеют это делать, а ты нет.
Сравнивать ребёнка с другими — крайне негативный способ воспитания. Во-первых, у всех детей разные способности. Во-вторых, вы демонстрируете, что чужие дети вам дороже собственного ребёнка. А в-третьих, показываете свою нелюбовь. Какие-то там достижения важнее самого малыша. Ребёнок понимает: что не сам он ценен для родителей, а его какие-то заслуги. А любовь тем не менее должна быть безусловной. Ребёнка любят не за что-то там, а за то, что он просто есть. И эта любовь, это знание греют его всю жизнь. Он увереннее идёт своей дорогой, добивается большего, ценит себя.
4. Не бегай — упадёшь! В детском саду все над тобой смеяться будут! В школе будешь одни двойки получать!
Многие родители с удовольствием используют запугивание как метод воспитания. А что — удобно: запугал, малыш из-за чувства страха сделал всё, что тебе надо. Только так ли уж хорош этот метод? Комплексы, страхи, неуверенность в себе — вот что получает ребёнок, которого подвергают таким методам. Формируйте у малыша оптимизм, программируйте на успех, поддерживайте, вселяйте веру в себя, хвалите. Чаще говорите: «У тебя всё получится!» «Ты у меня молодец!» «Я люблю тебя!» «Что бы ни случилось, обращайся ко мне, я тебе всегда помогу!»
5. Я что сказала? Ты будешь слушаться или нет?
Подавление ребёнка, крики и даже порой физическое насилие ещё несколько лет назад были довольно привычны у родителей. «Нас пороли, и хорошими людьми выросли!» – любит повторять взрослое поколение. В Англии в XX веке — совсем недавно, в учебных заведениях использовали розги. Хорошо, что эти времена закончились, и у современных родителей есть более прогрессивные методы воспитания. Как сформировать самостоятельную, самодостаточную личность, если всё время подавлять ребёнка? Старайтесь общаться с малышом на равных, спрашивайте его совета, интересуйтесь его мнением, станьте другом.
6. Не подходи к этим детям, обидят, игрушки отберут!
Изолируя ребёнка от детского общества, формируя у него негативное отношение к окружающим, мы лишаем его возможности социализации. Такой малыш в будущем, возможно, будет иметь проблемы в школе и детском саду. Не научившись строить отношения с окружающими, его ожидает изоляция и конфликты. Часто родители позволяют своему ребёнку вести себя в общественных местах как тому заблагорассудится, вызывая недовольство окружающих. Такой ребёнок мнит себя пупом земли, ждёт, что к нему все будет относиться, как его родители. Таким образом, мы растим эгоиста. В его будущем это, безусловно, скажется на его отношениях с коллективом, близкими и вызовет проблемы.
Не повторяйте этих фраз. Не совершайте ошибок. Пусть ваши дети вырастут счастливыми, успешными и любимыми!