144 лучших эксперта
по красоте и счастью

Топ-20 фильмов культового режиссёра Тима Бёртона

Немногие истории успеха в Голливуде столь продолжительные и притом яркие, как карьера Тима Бёртона. Один из ведущих режиссёров с начала 80-х годов, который создавал исключительные и знаковые фильмы. Но и в его биографии есть работы, которые хоть и безупречны с визуальной точки зрения, но пустые эмоционально.

Так, многие эксперты киноиндустрии считают, что когда сам Бёртон находится на эмоциональном подъёме, то и его фильмы яркие, глубокие и с уникальной «эстетикой Бёртона». Давайте вместе вспомним ленты режиссёра, которые являются его визитной карточкой, пусть и не все из них стали хитами.

1.  «Большие глаза»

«Большие глаза» — это биографическая история человека, роль которого досталась Кристофу Вальцу, как водится в надлежащем образе злодея и мошенника. Он известен тем, что рисует портреты людей с преувеличенно большими глазами.  Второй персонаж фильма — его жена (Эми Адамс), которая тоже пишет картины.

Фото
Источник: slashfilm

Это экранизация правдивой истории, о художнице Маргарет Ульбрих, которая демонстрирует зрителю, как часто мужчины приписывают себе достижения женщин. В ретро драме очень ярко прорисована эта тенденция, которая была распространена на протяжении всей нашей истории.

«Большие глаза» имели достаточно хорошие кассовые сборы, но получили прохладные, хотя в целом положительные отзывы критиков. Игра Вальса и Адамс великолепна. А Адамс даже получила «Золотой глобус» за свою роль.  Но, несмотря на это, «Большие глаза» не смогли найти общий язык с публикой, и популярным среди широких масс он так и не стал.

«Дамбо»

Тим Бёртон, вероятно, не раз задавался вопросом: «Стоит ли делать ремейк на эту работу?» Ведь несколько раз он впечатлил мир именно своими адаптациями других культовых картин. Но насчёт Дамбо он, увы, оказался ошибся.  Анимация в оригинальном «Дамбо» 40-х годов настолько самобытная, такая запоминающаяся и такая любимая зрителем, что и не стоило её пытаться воссоздавать снова.

Фото
Источник: slashfilm

Это история молодого слонёнка с гигантскими ушами, дающими ему возможность летать, который был разлучён со своей матерью. Но это лишь верхний слой фильма.

«Дамбо» — это глубокая и очень грустная история. Безусловно, Бёртон может быть горько-сладким и меланхоличным, но, похоже, ему трудно изобразить настоящую грусть. И в этом случае его фирменные оттенки игривости подрывают саму суть истории. И даже Ева Грин и Колин Фаррел в ролях, — не помогли фильму переплюнуть оригинал.

Стоит ли смотреть? Разумеется! Любая работа этого режиссёра достойна внимания. А в данном случае её эффект скомкан только из-за несравненного оригинала 40-х.

«Мрачные тени»

«Мрачные тени» — не что иное, как икона телевидения середины века. Сериал начал выходить в эфир в 1966 году и насчитывал впечатляющие 1225 эпизодов, став одной из первых мыльных опер, в которых используется жанровое повествование, привлекая внимание целого поколения зрителей.

«Мрачные тени» стали невероятно популярными, когда в сериале появился Барнабас Коллинз, вампир, вернувшийся домой после того, как 200 лет провёл в гробу.

Фото
Источник: slashfilm

Наряду с «Монстрами на каникулах» и «Семейкой Аддамс», «Мрачные тени» занимают довольно высокие места в списке телешоу, которые, похоже, прочно вошли в рулевую рубку Тима Бёртона.

Но когда Бёртон наконец снял фильм, в котором снимались Джонни Депп и Ева Грин, он не впечатлил зрителей. Какова бы ни была причина, это был поворотный момент, показывающий, что публика уже устала от такого частого сотрудничества Бёртона и Деппа.

«Дом странных детей мисс Перегрин»

Когда роман «Дом странных детей мисс Перегрин» впервые вышел в свет, он сразу же привлёк внимание читателей своими странными и тревожными историческими фотографиями детей с необычными способностями. Это также одна из тех историй, которая опирается на эстетику, а не на связный сюжет.

Разумеется, идея сразу привлекает внимание Тима Бёртона, и в итоге обнажает его собственные недостатки как режиссёра, поскольку он склонен сосредотачиваться на визуальных эффектах в ущерб всему остальному.

Фото
Источник: slashfilm

«Дом странных детей мисс Перегрин» — это дом для детей с уникальными способностями, которых держат во временном пузыре, чтобы защитить от гнусных сил, которые могут причинить им вред.

Это интригующая идея с большим потенциалом так и не производит особого впечатления. Но всё же работа получила награду «Выбор народа», пусть и не стала культовой.

«Планета обезьян»

С самого начала «Планета обезьян» представляла собой настоящий вызов для Бёртона. Оригинальная версия 67 года с Чарлтоном Хестоном в главной роли любима почти всеми.

Исключая из внимания совсем немного нюансов, которые адаптировал Бёртон в своей версии, у него на самом деле было очень ограниченное «поле для размаха» и практически не было возможности привнести что-то своё, уникальное.

Казалось, что уже всё есть в этом фильме. И создаётся впечатление, что он напуган своим первым решительным и амбициозным созданием боевика-блокбастера.

Фото
Источник: slashfilm

Помимо невероятного грима, восхитительной игры Хелены Бонем Картер и Тима Рота, мало что можно сказать о «Планете обезьян».

Когда Бёртон адаптировал «Бэтмена», он взялся за столь же известную историю, но всё же нашёл способы вдохновиться ею. Здесь он, кажется, просто потерялся.

«Чарли и шоколадная фабрика»

Оригинальная экранизация «Чарли и шоколадная фабрика», вышедшая в 1971 году с Джином Уайлдером в главной роли, возможно, привела автора одноимённой повести, Роальда Даля в ярость. Но зрителям она понравилась.

Тем не менее спустя 30 с лишним лет «Тим ​​Бёртон и компания» решили, что пришло время для новой, их версии.

То, что последовало за этим, было не чем иным, как непродуманным путешествием по сюжету.  Взяв историю о бедном мальчике, который, несмотря ни на что, выигрывает золотой билет на экскурсию по причудливой шоколадной фабрике, он усилил и без того сенсорную перегрузку примерно на тысячу градусов.

Бёртон также полностью отпускает Деппа «с поводка», давая ему полную свободу действий, чтобы сделать свою интерпретацию Вилли Вонки настолько странной и отталкивающей, насколько он хочет.

Фото
Источник: slashfilm

В результате получается совершенно самодовольное выступление, в котором Вонка оказывается в центре внимания, хотя он должен отойти на задний план в повествовании Чарли.

Вонка Уайлдера был чудаком, но он также излучал теплоту и сочувствие, даже когда играл незаинтересованного хозяина. Депп, с другой стороны, создаёт «шоколатье», который холоден и слишком чужд, чтобы соединиться с кем-либо из других персонажей.

Визуальное удовольствие зрителю обеспечено, а вот симпатия к главному герою – маловероятна.

«Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит»

История парикмахера (Джонни Депп), ложно заключённого в тюрьму на полтора десятилетия после того, как его красавица-жена попалась на глаза похотливому судье, — это только начало трагедии в «Суини Тодде».

Поклявшись отомстить людям у власти, которые разрушили его жизнь, Тодд совершает серию убийств, перерезает всем виновным глотки, а его сообщница миссис Ловетт (Хелена Бонэм Картер) испечёт из убитых лучшие пироги в Лондоне.

Фото
Источник: slashfilm

Уникальный визуальный стиль Тима Бёртона хорошо сочетается с этим жутким мюзиклом, а Депп и Бонэм Картер получают массу удовольствия, буйствуя в своём викторианском адском амплуа.

«Франкенвини»

«Франкенвини» должен был быть одним из самых личных проектов Тима Бёртона. Задолго до того, как он выпустил «Франкенвини» в 2012 году, он воплотил сюжет в жизнь как короткометражку, сняв его в прямом эфире в 80-х, тогда ещё работая на Disney.

Фактически Дисней уволил его из-за «Франкенвини», заявив, что он тратит слишком много денег на фильм, который не подходит для детей.

Однако Бёртон будет смеяться последним — Пол Рубенс посмотрел «Франкенвини», и ему так понравился этот странный фильм, что он выбрал Бёртона для постановки «Большого приключения Пи-Ви», положившего начало карьере Бёртона.

Фото
Источник: slashfilm

Как бы то ни было, Бёртон пересматривал «Франкенвини» в 2012 году с определённым чувством триумфа.

Фильм о мальчике, который пытается использовать электричество, чтобы вернуть к жизни свою любимую собаку, представляет собой дань уважения фильмам Universal Frankenstein в 30-е годы.

Несмотря на мрачное настроение и цветовую палитру, любовная связь в центре фильма делает его милой и увлекательной историей.

«Алиса в стране чудес»

«Алиса в стране чудес», написанная Льюисом Кэрроллом, — это классический детский роман, который лучше всего подходит для уникального таланта Тима Бёртона.

Когда Алиса обнаруживает, что падает в кроличью нору и попадает в странный новый мир, её постоянно сбивают с пути все и всё, с чем она сталкивается.

Фото
Источник: slashfilm

В этом Бёртон преуспевает. В его руках мир Страны Чудес представляет собой роскошное визуальное пиршество настолько хаотичное и причудливое, насколько может вообразить даже ребёнок с самым богатым воображением.

Костюмы, грим и декорации работают вместе в идеальной гармонии, создавая обстановку, которая в равной степени очаровательна и притом сбивает с толку.

Это сенсорная перегрузка в лучшем виде, когда каждый новый захватывающий персонаж разрушает чувство реальности Алисы. И среди всех чрезмерных дизайнерских решений Бёртона эта адаптация «Алисы в стране чудес», возможно, наиболее верна духу оригинальной работы.

«Марс атакует!»

До этого фильма Бёртон не заглядывал в мир научной фантастики. Но здесь он намеренно создаёт абсурдный космический эпос, когда марсиане вторгаются на Землю с катастрофическими последствиями.

Фото
Источник: slashfilm

«Марс атакует!» был выпущен всего через несколько лет после «Эда Вуда», и это явная дань уважения халтурным научно-фантастическим фильмам 50-х, которыми прославился Вуд.

«Марс атакует!» это, с одной стороны, глуповатый фильм, который при этом вызывает симпатию. А его репутация выросла в ретроспективе — теперь многие считают его культовой классикой.

«Труп невесты»

«Труп невесты», возможно, не самый известный фильм Бёртона и не самый высоко оценённый критиками, но самый «Бёртоновский».

Фото
Источник: slashfilm

Естественно, такой фильм не мог быть снят без старых приверженцев Бёртона: Джонни Деппа и Хелены Бонем Картер.

Депп играет Виктора, кроткого мужчину, готовящегося к свадьбе со своей возлюбленной Викторией, и случайно женится на мёртвой женщине по имени Эмили, которая уводит в подземный мир.

Мрачная, угловатая покадровая анимация — это техническое чудо, которое служит прекрасным дополнением к жуткому повествованию, в котором ужас, фантазия и романтика сочетаются так, как это может сделать только Тим Бёртон.

«Сонная Лощина»

«Легенда о Сонной Лощине», написанная Вашингтоном Ирвингом в 1820 году, — одно из первых произведений американского ужаса.

В нём рассказывается история школьного учителя Икабода Крейна и его трагической встречи со Всадником без головы. «Сонная лощина» Ирвинга состоит всего из 24 страниц, немногим больше, чем сказка, которую можно рассказать у костра.

Фото
Источник: slashfilm

Тем не менее оригинальный текст обладает многими качествами, типичными для проектов Тима Бёртона. Неудивительно, что Бёртону было трудно устоять перед этим фильмом.

Он вносит в историю некоторые изменения. И конечным результатом является адаптация «Сонной лощины», которая одновременно верна духу оригинального произведения и представляет собой новую историю о привидениях, которая захватывает сама по себе.

«Бэтмен возвращается»

С «Бэтмен возвращается» Бёртон создал редчайшую из всех вещей: высокобюджетный блокбастер, который также можно считать художественным.

Своими двумя фильмами о Бэтмене Бёртон искупил наследие комиксов, присутствие которых на экране стало синонимом лагеря, и помог сделать Тёмного рыцаря именно таким — тёмным…

Фото
Источник: slashfilm

«Крупная рыба»

Что важнее: как мы помним наше прошлое или что произошло на самом деле? Границы между этими понятиями стираются в «Крупной рыбе». Необычайно сентиментальный фильм Бёртона, действие которого разворачивается во второй половине 20-го века.

Он рассказывает о необычной жизни Эда Блума (которого играет Альберт Финни в роли старика и Юэна МакГрегор в молодости) и попытках его прямолинейного сына (Билли Крудап) отделить реальность от вымысла.

Фото
Источник: slashfilm

Бёртон отказывается от своей тёмной готической цветовой палитры, выбирая вместо этого яркую, волшебную эстетику, которая изображает жизнь Блума, полную возможностей. В «Крупной рыбе» истории настолько захватывающие, что кажется стыдным позволить правде встать на пути.

«Бэтмен»

«Бэтмен» — фильм, успех которого почти никто не ожидал. Его режиссёром был человек, два других фильма которого были глупыми эксцентричными чёрными комедиями.

Он никогда до этого не снимал боевиков и тут внезапно начал работать с бюджетом в три раза больше, чем всё, с чем он имел дело раньше. В нём снялся Майкл Китон, актёр, который был прежде всего известен своими комедиями, далёкими от грубого, задумчивого Бэтмена.

Фото
Источник: slashfilm

Но, несмотря ни на что, «Бэтмен» превзошёл все ожидания, заработав более 400 миллионов долларов в прокате и получив премию «Оскар» за лучшую художественную постановку.

Помимо игры Китона, самым ценным вкладом Бёртона в мир «Бэтмена» является его уникальное видение Готэма. Он очень тёмный, но во всём этом есть своя изысканность и внимание к деталям, которые превращают город в туманную, готическую жизнь.

«Большое приключение Пи-Ви»

«Большое приключение Пи-Ви» стало дебютом Тима Бёртона в полнометражном кино. История проста: после того как любимый велосипед Пи-Ви был украден, он отправляется в безрассудное путешествие по пересеченной местности, чтобы вернуть его, и по пути попадает в различные курьёзные ситуации.

Фото
Источник: slashfilm

Яркая детская эстетика идеально сочетается с дизайнерским чутьём Бёртона. Как и многие фильмы Бёртона, он вроде как для детей, но в нём есть и подрывная, почти зловещая составляющая, не поддающаяся простой классификации.

«Эдвард руки-ножницы»

Авторские работы Тима Бёртона, как правило, обескураживают. Но «Эдвард Руки-ножницы» и по-настоящему красивое кино. Современная сказка «Эдвард руки-ножницы» рассказывает о человеке (Джонни Депп), созданным эксцентричным изобретателем.

Но создатель умер, не закончив работу, оставив Эдварду вместо пальцев большие устрашающие ножи. Тем не менее он невинная и нежная душа, которую принимает типичная семья из пригорода, где он сразу же влюбляется в их дочь-подростка (Вайнона Райдер).

Фото
Источник: slashfilm

В «Эдварде Руки-ножницы» всё работает в идеальной гармонии, а причудливая эстетика Бёртона служит контрапунктом милой, меланхоличной истории любви.

«Эдвард Руки-ножницы» — одно из главных достижений Бёртона как режиссёра, напоминающее нам о том, на что он способен, когда действительно вдохновлён.

«Битлджус»

«Битлджус» — один из лучших фильмов Тима. После того как пара (Алек Болдуин и Джина Дэвис) трагически погибает в автокатастрофе, они обнаруживают, что преследуют дом, в котором жили, когда были живы.

Есть только одна проблема: их дом был продан, и единственный способ заставить новых владельцев уйти — отпугнуть их, что осложняется тем фактом, что эти двое, вероятно, самые добрые призраки на свете.

Фото
Источник: slashfilm

В сюжет включается Битлджус (совершенно неузнаваемый Майкл Китон), полтергейст, который гарантирует, что он может напугать или просто разозлить любого.

«Битлджус» также дал Вайноне Райдер одну из ролей, благодаря которой она известна и по сей день. Она сыграла Лидию, готическую дочь новых владельцев, которая дружит с призраками.

«Эд Вуд»

«Эд Вуд» — яркий пример того, как Тим Бёртон может найти способ использовать свой уникальный стиль, не позволяя ему завладеть лентой целиком. Лучший фильм Бёртона, полный головокружительных моментов.

Фото
Источник: slashfilm

Он показывает Джонни Деппа на нужном уровне странности, создавая версию Вуда, добросердечного неудачника, решившего найти способ быть самим собой в конформистских 1950-х.

Вуд — персонаж с небольшим самосознанием, но он не вызывает жалости у публики. Вместо этого мы видим фильмы Вуда его глазами: труды любви, которые нужно ценить, а не высмеивать.

Все работы, перечисленные выше, по-разному были приняты публикой, критиками. Но все они культовые. Даже те, что были «ошибкой» в карьере гения Тима Бёртона. Каждая из них заслуживает внимания зрителя.

Также рекомендуем вам посмотреть ещё одну интересную подборку: 33 лучших новогодних фильмов для семейного просмотра

 

 

 

Весь эксклюзив в Телеграм!
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь ей:


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении