Травля учителей под запретом — в России готовится закон, в котором закрепят особый статус педагога
В современном обществе статус «Учитель» потерял прежнее уважение. Педагоги всё чаще сталкиваются с необоснованной травлей и посягательством на их честь и достоинство.
Разбираться в причинах такого положения уже бесполезно, поэтому сейчас власти решили решить эту проблему кардинально. Отныне честь и достоинство педагога будут гарантироваться рублём.
Так, в Государственную думу внесён проект изменения в федеральный закон «Об образовании».
Главная причина такого новшества – острая необходимость принять меры по защите частной жизни «педагогических работников», в придании им «особого, важного статуса».
Также в проекте звучит «защитить от травли» учителей в школах. Так в России начинается Год педагога.
Суть проблемы
В последнее время в новостях всё чаще мелькают громкие заголовки из разных уголков страны. И все они, отнюдь не об успехах и процветании. «Школьные новости» всё чаще напоминают криминальную хронику.
Драки, оскорбления, издевательства – в российских школах стирается грань в отношениях «учитель-ученик».
Современным детям, похоже, не знаком тот трепет, который испытывали их родители перед учителями. А ведь ещё несколько лет назад гордое звание «Учитель» вызывало уважение и определяло статус.
Сегодня же «достать» учителя, поиздеваться над ним, да ещё и выложить ролик об этом в сеть – дело чести и норма.
Да, иногда и учителя «светятся» в социальных сетях, проявляя агрессию к подопечным. Но часто именно «предыстория» конфликта остаётся за кадром.
И это только то, что умудряются зафиксировать ученики. А сколько таких конфликтов и проблем не доходит «до зрителя»? Много.
Агрессия учеников, направленная на учителей, становится нормой. И это не может не пугать.
Если раньше слово учителя было законом, то сейчас того и гляди каждый второклассник знает свои права, и умело щеголяет перед старшими, позабыв, конечно, про обязанности.
Сегодня мы живём в реалиях, где педагог не может жаловаться родителям. Сегодня родители идут «холодной войной» на учителей. Где и когда годами выстроенная система дала сбой?
По закону ребёнка до 16 лет нельзя привлечь к ответственности. Конечно, за исключением особо тяжких преступлений, в этом случае возраст снижается до 14. До этого ребёнок ненаказуем.
До этого возраста всё, что могут сделать педагоги – проводить беседы и подключать ПДН. А оскорбления, слив фото и видео материалов с участием учителя или преследование вообще никак не наказуемо.
«Статистика преступлений удручает — ударил стулом, толкнул, избил, пырнул ножом учителя. Травля, то есть методичное унижение педагога группой учащихся, тоже не редкость. А ещё вдобавок инклюзия, которую так смело у нас продвигают в школы. При этом обследование психомедицинского статуса ребёнка для родителей дело добровольное. Многие увиливают, предлагая расхлёбывать проблемы школе. Я ознакомился с законопроектом, он недостаточен. Для эффективной защиты прав учителей в школах, учреждениях СПО, да и в вузах тоже, одних изменений в ФЗ «Об образовании» мало. Нужен пакет поправок в уголовный, гражданский и административный кодекс. Возраст и меру ответственности для подростков надо менять. Частичную уголовную ответственность ввести с 12 лет. Расширить и «омолодить» перечень общественных работ» — комментирует юрист Андрей Попов.
Что же предлагают думцы?
Авторы проекта решили внести в закон «Об образовании» пункт о защите чести и достоинства педагога. С одной стороны, звучит обнадёживающе. А с другой?
Понятия «честь и достоинство» в России закреплено в гражданском кодексе. Как это связать с образованием, пока неясно.
Теперь, что касается социального статуса педагогов. Авторы проекта приводят статистику данных ВЦИОМ за 2022 год, где указано, что «был зафиксирован низкий уровень престижа профессии учителя в российском обществе — 3,19 балла из 5 всего возможных».
В России же особым правовым статусом обладают только силовики и депутаты. У остальных только «льготные условия».
Например, к льготам относится проезд, путёвки или ранний выход на пенсию. Таких пунктов не хватит, чтобы поднять статус учителя в глазах учеников и родителей.
Нюансов много, и пока непонятно, как закрепить это всё «по закону».
Сегодня понятно одно – ситуация в российских школах достигла «точки невозврата».
Чтобы заработать относительно нормальную зарплату, учителя вынуждены брать колоссальные нагрузки. 40 часов в неделю, плюс классное руководство и полставки факультативов.
И это вдобавок к бюрократии и введению новых технологий. Под особый удар попадают «возрастные» учителя.
Не поспевая за технологиями и новшествами, ученики и родители пытаются справиться с огромным количеством домашнего задания, включая проекты и презентации.
Педагоги со стажем не успевают осваивать нововведения, а молодёжь не стремится идти работать в школы.
Оно и понятно, когда вокруг процветает фриланс, а зарплата педагога с учётом загрузки не всегда перекрывает все потребности молодых специалистов. К тому же с такой ситуацией мало кого привлекает звание «учитель».
«Проблема кроется в основном в отсутствии необходимого количества социальных педагогов — считает член Национальной ассоциации «Эксперты в образовании» Александра Жигунова. — Например, в обычной российской школе на 900 учеников трудится лишь один социальный педагог. И, кроме работы с учениками, он занимается отчётностью, привлечением детей к участию в разных городских мероприятиях и акциях и прочее. Это огромный объём работы. Педагоги работают на износ, при этом в среднем на каждого ученика выделяется 15 минут. Поэтому из общего числа детей выделяют только самые сложные случаи, а мелкие проблемы остаются для самостоятельного решения. Сейчас в образовании появился человек, который занимается вопросами личностного развития обучающихся — тьютор. Но пока тьюторов в школе недостаточно, и часто они не способны к качественной поддержке обучающихся в связи с недостаточным уровнем подготовки».
Несколько десятков лет назад звание «учитель» звучало гордо. Властями всячески поддерживалась эта профессия. Рабочие места после институтов, жильё, подъёмные.
Сейчас же, по словам учителей, ничего этого нет. А желание «уволиться» всё чаще всплывает в мыслях.
«Сил больше нет. Нагрузка колоссальная, бумаги, компьютеры. Не успеваем посвятить себя детям, как раньше. Теряется связь с учениками, вот они и наглеют. Если ещё пару лет назад хотелось просто побольше зарплату и поменьше нагрузку, то сейчас хочется просто всё бросить. Одно останавливает – дети. Они ведь ни в чём не виноваты. Просто мы все попали вот в такую ситуацию» — говорит учитель математики, Антонина Игонина.
Отношение к учителям в других странах
Всё чаще учителя сетуют на то, что заграницей ситуация лучше, особенно экономически.
В некоторых странах учителям платят жилищные пособия, которые рассчитаны на аренду жилья или оплату коммунальных платежей. И это не сто рублей. В среднем такие пособия достигают 1000 евро.
Около тысячи евро учителя получат за ведение классного руководства. И это притом, что максимальная нагрузка там всего около 30 часов в неделю. А уж если учитель повышает свою категорию, то и зарплата его увеличивается на 30%.
В Европе манит и защищённость педагогов. Во многих странах существуют законы об «особых образовательных зонах». Так, педагогам положена надбавка за преподавание в школах в эмигрантских районах, или где не очень благополучная социальная среда.
Выгодно быть учителем в таких странах, как Германия, Великобритания и Франция. Но это звание нужно ещё получить, а это не так легко. Тщательная подготовка, практика, экзамены – в школы приходят только опытные учителя.
В Испании учитель — это простой работник, и не имеет особого статуса в обществе. Однако, и у них есть полный пакет социальных гарантий – региональные бонусы, льготный проезд, пенсионные надбавки, пособия, талоны на продукты и льготное жильё.
Больше всех учителей ценят, конечно же, в Китае. Там статус «учителя» чтят как священников, ещё со времён Конфуция. Все преподаватели, от школы до высших учебных заведений, имеют все положенные льготы и гарантии.
В Японии учителя зарабатывают немного. Однако, именно учителей чтят там больше всего. Помимо безграничного уважения, учителям положен бесплатный проезд. В любом магазине учителю сделают скидку, просто как дань уважения.
Помогут ли поправки в закон исправить положение учителей, смогут ли защитить их и вернуть прежнее уважение – покажет время. Главное, чтобы это не было простой попыткой «залатать дыру тонущего корабля».
Комментирует Елена Истягина-Елисеева
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни; Научный руководитель Института спортивного менеджмента и права НИУ ВШЭ.
Согласно многочисленным опросам, травля со стороны учеников и родителей стала неотъемлемой частью жизни наших учителей. Исследования в ВШЭ 2018 года говорит о том, что минимум 70% российских учителей сталкивались с травлей.
Педагоги отмечают, что дети специально и систематически на уроках нарушают дисциплину, отказываются выполнять требования, демонстрируют презрение взглядами или жестами, обсуждают личную жизнь наставников, дают им клички, игнорируют.
Ещё 50 лет назад профессия учителя была одной из самых уважаемых в стране. Как получилось, что ситуация изменилась столь радикально?
Предпосылкой травли в школе является отсутствие уважения к личности учителя. Маленькие зарплаты, постоянно растущий объём работы, профессиональное выгорание – объективные причины падения престижа профессии. Немалую роль играет потребительское или покровительственное отношения родителей к учителям своих детей. Также отсутствие у учителя рычагов воздействия на своих воспитанников и на ситуацию в целом.
Прискорбно, но учитель – одна из самых уязвимых профессий с низким социальным статусом.
Агрессивное отношение учеников чаще всего проявляется в отказах выполнять требования педагога и систематических нарушениях дисциплины.
Сейчас у каждого ученика есть мобильный телефон, который нередко задействован как инструмент травли. Нередки случаи съёмки конфликтов с учителями на мобильный телефон с дальнейшим вырезанием момента провокации. Вспыливший учитель выглядит непрофессионально и порицается администрацией и родительским сообществом.
Травля родителями бывает не легче – обидная и несправедливая оценка работы, устные угрозы, ругань были в жизни каждого педагога.
В наших школах учитель самый уязвимый и бесправный субъект взаимоотношений. Особенно ситуация усугубилась в последние пару десятилетий с резким развитием ювенального законодательства.
Дети получили многочисленные и, на мой взгляд, иногда неоправданные свободы. Полномочия учителя, например, назначить дисциплинарное взыскание посредством трудотерапии, стремятся к нулю.
Что же делать в этой нелестной для системы образования ситуации?
- Прежде всего, перестать трактовать образование как товарно-денежные услуги для физических лиц.
- Необходимо сформировать единый свод требований учителей и родителей к поведению ребёнка, включающий воспитание в детях уважения к учителям.
- Со стороны государства необходимо всемирно и постоянно работать над повышением престижа профессии педагога.
- Ну а из конкретных практических предложений, могу сказать о необходимости размещения работающих видеокамер во всех помещениях образовательных учреждений. А также оказание правовой и психологической поддержки учителей.
- Ещё одним важным фактором я бы назвала консолидацию преподавательских и учительских сообществ для совместного отстаивания интересов.
Журнал Colady.ru благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами.
Нам очень приятно и важно знать, что наши старания замечают. Просим поделиться впечатлениями о прочитанном с нашими читателями в комментариях!
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: Почему происходит выгорание учителей