Учебные программы начальной школы: какая подойдет для Вашего первоклассника?
Во времена СССР в школах предлагалась та единственная образовательная программа, которую устанавливали для всех сверху. Начиная с девяностых, в системе образования зародилась мысль о разнообразии образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения, а родители, в свою очередь, выбирают школы, подходящие детям. Какие образовательные программы сегодня предлагаются первоклашкам и их родителям?
Содержание статьи:
- Программа Школа России
- Система Занкова
- Программа Эльконина – Давыдова
- Программа 2100 Начальная школа
- Начальная школа ХХI века
- Программа Гармония
- Программа Перспективная начальная школа
- Программа Планета знаний
Программа начальных классов Школа России – классическая общеобразовательная программа
Классическая программа, известная всем ученикам из Страны Советов. Исключений никаких нет – она рассчитана на всех. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, развивающими логическое мышление, она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России.
Особенности программы Школа России
- Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь.
- Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности.
- Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном.
Вундеркиндом ребенку быть не обязательно – программа доступна каждому. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.
Программа начальной школы Занкова развивает индивидуальность ученика
Цель программы – толчок в развитии ребенка на определенном этапе обучения, раскрытие индивидуальности.
Особенности программы системы Занкова
- Большое количество теоритических знаний, которые даются школьнику.
- Быстрый темп подачи материала.
- Равная значимость всех предметов (нет первостепенных и менее значимых предметов).
- Построение уроков через диалог, поисковые задания, творческие.
- Множество логических задач в математическом курсе.
- Обучение классификации предметов, выделению основного и второстепенного.
- Наличие факультативов по информатике, иностранным языкам, экономике.
Для такой программы необходима отличная подготовленность ученика. Как минимум, ребенок должен был посещать детский сад.
Программа начальной школы 2013 Эльконина–Давыдова — за и против
Довольно сложная, но для детей интересная программа. Цель – формирование теоретического мышления. Обучение изменению себя, выдвижению гипотез, поиску доказательств и аргументации. Как следствие – развитие памяти.
Особенности программы Эльконина – Давыдова
- Изучение чисел в разных системах счисления в математическом курсе.
- Изменения слов в русском языке: вместо глагола – слова-действия, вместо существительного – слова-предметы и пр.
- Обучение рассмотрению своих действий и мыслей со стороны.
- Самостоятельный поиск знаний, а не заучивание школьный аксиом.
- Рассмотрение личного суждения ребенка в качестве пробы мысли, а не ошибки.
- Медленный темп работы.
Необходимы: внимательность к мелочам, основательность, способность к обобщению.
Программа 2100 начальная школа развивает интеллектуальные способности учеников
Данная программа – это, в первую очередь, развитие интеллекта и обеспечение эффективной интеграции ученика в общество.
Особенности программы Школа 2100
- Большая часть задач – в печатном формате. Требуется, например, дорисовать что-либо, вписать в клеточку нужный значок и пр.
- Множество задач на логику.
- Обучение имеет несколько уровней – для слабых и сильных учеников, с учетом индивидуального развития каждого. Сравнение детей по развитию отсутствует.
- Формирование готовности к труду и непрерывному образованию, художественного восприятия, личностных свойств для успешной адаптации в обществе.
- Обучение развитию общегуманитарного и естественного научного мировоззрения.
Программа предполагает исключение факторов стресса в процессе обучения, создание комфортной обстановки для стимуляции творческой активности, взаимосвязь всех предметов меж собой.
Комфортная адаптация первоклассников с программой Начальная школа ХХI века
Программа представляет собой щадящий вариант обучения, имеющий весьма долгий адаптационный период для первоклашек. Считается наименее болезненной для детей. По мнению авторов, адаптация ребенка происходит лишь к концу первого класса, поэтому, большей частью, в этом периоде будет рисование и раскрашивание, минимум чтения и математики.
Особенности программы Начальная школа ХХI века
- Основной упор на развитие мышления и воображения, в отличие от классической школьной программы (память и восприятие).
- Отдельные предметы сочетают между собой (например, русский язык с литературой).
- Множество занятий на коллективное и командное решение определенных задач.
- Большое количество заданий, цель которых – снятие напряжения у детей.
Программа Гармония для начальной школы – для разностороннего развития ребенка
Программа, близкая к системе Занкова, но упрощенная.
Особенности программы Гармония
- Упор на разностороннее развитие личности, включая логику, интеллект, творческое и эмоциональное развитие.
- Создание доверительных отношений «ученик/учитель».
- Обучение рассуждению, построению причинно-следственных связей.
- Более сложная программа в математическом курсе.
Существует мнение, что такая программа не подойдет ребенку, имеющему трудности с логикой.
Программа Перспективная начальная школа — подойдет ли Вашему ребенку?
Цель – развитие логики и интеллекта.
Особенности программы Перспективная начальная школа
- Отсутствие необходимости зубрежки теорем/аксиом современных учебников.
- Дополнительные занятия по внеучебной работе.
- Помимо основных предметов – еще десять часов спорта, музыки, рисования.
Сверхспособностей ребенка для данной программы не требуется – она подойдет любому.
Программа Планета знаний направлена на развитие творческих способностей детей
Основной упор – на творческое развитие, гуманитарные науки, самостоятельность.
Особенности программы Планета знаний
- Сочинение детьми сказок и самостоятельное создание иллюстраций к ним.
- Создание более серьезных проектов – например, презентаций на определенные темы.
- Деление заданий на обязательный минимум и образовательную часть для желающих.
Комментарии
По программе «2100» могу сказать, что математика очень слабая. Например, летом за секунды считал примеры на плюс-минус, а после полугода обучения начал даже ошибки в счете делать. Что касается окружающего мира – вообще «ни о чем» какое-то. Ну и на счет чтения: дети уже должны уметь читать. Мне не нравится программа.
Мы учились по Занкову. Два класса прошли по этой системе. Что сказать… Рассчитано на малышей НЕгуманитариев – на технарей. Математика сложная. Некоторые задачи даже мне непонятны. Очень серьезная нагрузка. Еще не успеют один материал выучить и закрепить – уже новый дают. По русскому – вообще непонятно. Правил учить не задают, учебник непонятный, на уроки дома тратим по полтора-два часа. Разве это нормально для начальной школы? В общем, ушли в другую школу.
У нас «2100» на ура пошла. Никаких проблем. Может быть, с учителем повезло – от него многое зависит. Все доступно, все усваиваем. Мне даже особо помогать не приходится, ребенок все усваивает, задания делает сам дома.
Учимся по Занкову. Не знаю, все ругают эту программу, а нам очень подошла. Сложностей никаких нет, всем нравится. На уроки дома тратим максимум час. Всем советую. Хотя нет, не советую – все индивидуально.)
Перешли в 4 класс, учимся по «Планете знаний». Программа просто ужасна: летят вперед хорошо не изучив прошлое, поэтому у детей полный бардак в голове; много работы для домашнего изучения и не по учебнику, а по дополнительным источникам; если материал урока ребенок не понял, то это проблемы ребенка и его родителей, поэтому дома приходиться все разжевывать самим (это еще если учесть, что наша учительница еще старой закалки и кое-какой материал дает по старой школе); в учебниках много материала не для понимания младших школьников (ребенку перевожу на доступный язык сама дома) и самого материала для изучения очень много. Задают очень много, по-другому не успевают изучить материал, по 5-6 уроков каждый день. Наше домашнее задание по окр. миру состоит каждый раз по 4-5 параграфов (7-10 листов) и выполнению упражнений в тетради на основе, и так по каждому предмету. А на счет проверочных работ, диктантов, изложений, тестов и т.д. вообще промолчу (каждую неделю, что нибудь да есть). У моей дочери к концу года упало зрение, теперь мы очкарики, на нервной почве (не всегда удается быть успешной в учебе, а учитель давит, что надо) появилась бородавка (все лето прошло в лечении), ну и насморк замучил весь год, чем только не лечу, а летом — нету. Так, что если ваш ребенок не вундеркинд, то лучше подобрать, что нибудь по проще. Наши отличники к концу года показывают тоже не самые лучшие результаты, устают. А еще в книгах и тетрадях на основе да безобразия много ошибок (даже в русском языке) и не решаемых задач (опечатки). Перевести не могу, дочка плачет, говорит здесь у нее друзья (класс хороший), а мне жалко, вот и мучаемся.
Сынуля учился по Занкову,окончил с отличием начальную школу.Все успевал,с уроками не сидела.Делал практически все сам.